Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 4-5 лет.
картотека по математике (средняя группа)

Салаева Л.В.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensorike_dlya_detey.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 4-5 лет.

Дидактические игры на восприятие цвета

«Почтовый ящик»

Цель: Формировать умение различать и называть цвета, развивать у детей координацию движений пальцев рук.

Оборудование: картонная коробка, на крышку которой наклеены разноцветные кружочки с прорезями для «писем», цветные кружочки меньшего диаметра.

Ход игры: дети раскладывают кружочки по цветам.

«Сортировка»

Цель: Формировать умение группировать предметы по цвету.

Оборудование: Корзина с кусочками поролоновой губки разного цвета, пластиковые стаканчики разных цветов.

Ход игры: высыпаем разноцветные кусочки на стол, перемешиваем и предлагаем ребенку разложить губки по цветным стаканчикам, проговаривая -красную губку я положу в красный стакан и т. д.

«Какого цвета»?

Оборудование: цветные крышки от бутылок.

Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Ход игры: Предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета?» или «Какого цвета трава?». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

«Жуки на цветах»

Цель: Учить различать цвета; различать оттенки одного цвета.
обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,  «такого же цвета».

Оборудование: цветы с лепестками разных оттенков синего, красного, зеленого цвета выполненных из картона; плоскостные фигурки жучков такой же окраски, как  лепестки цветов.

Ход игры: Предложить детям рассадить жучков разного цвета на лепестки цветочка такого же цвета, чтобы их не было видно, и никто не смог их поймать.

«Цветные корзинки»

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки.

Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры: - Спросить у детей, какого цвета корзинки?

                  - Какого цвета бантики у собаки на шее?

                  - Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т.д.

«Цветной лимонад»

Цель: Формировать в речи названия основных цветов и форм предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: Кружочки разного цвета, стаканы вырезанные из картона белого цвета. цвета кружочкам.

Ход игры: Раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки лимонада в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

Дидактические игры на определение формы

«Геометрическая рыбалка»

Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу.

Оборудование: рыбки  разных форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), вырезанные из картона, удочки.

Ход игры:

1. Посадить детей за стол и попросить их представить что они сидят на берегу озера, где живут не простые рыбки –геометрические фигурки. Дать детям удочки и  попросить : Оля поймай пожалуйста рыбку треугольной формы, Коля поймай квадратную рыбку и т.д.

«Чудесный мешочек»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Оборудование: мешочек, набор пластмассовых геометрических фигур.

Ход игры: Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«Найди заплатку»

 Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Оборудование: вырезанные из цветного картона платочки с дырочками разной формы, цветные заплатки.

Ход игры: Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«Выложи геометрическую фигуру»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Оборудование: палочки Кюизинера

Ход игры: На столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

«Веселый паровозик»

Цель: Формировать умение у детей группировать предметы по форме.  

Оборудование : паровозик  и четыре вагончика (в каждом вагончике по 6 окошек под  разные геометрические фигуры) , геометрические фигуры .

Ход игры: выложить перед ребенком паровозик и предложить расселить геометрические фигуры по вагончикам.

Дидактические игры на определение величины

«Помоги снеговику найти свое ведро»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: 5 плоских фигур снеговиков и пять ведерок разного размера.

Ход игры: воспитатель выкладывает перед ребенком снеговиков и рассказывает о том, что снеговики разыгрались и перепутали свои ведерки, и предлагает ребенку помочь снеговикам найти свое ведро.

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Оборудование: Набор геометрических фигур круг, квадрат, треугольник разных цветов и величины.

Ход игры: Воспитатель показывает набор геометрических фигур круг, квадрат, треугольник разных цветов и величины, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета» «Большой круг желтого цвета» «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д.

«Посади свою аллею»

Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.

Дидактический материал: деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.

Дидактические игры на ориентировку в пространстве и времени

«Когда это бывает?»

      Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

      Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

     

Вверху – внизу. Кто выше?

Цель. Развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

Разговор по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо).

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк)»

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

- Стол стоит… (называет имя ребенка).

- Позади.

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных ра...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей группы раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)«Собери пирамидку»Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предм...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группе...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста на закрепление цвета

Цель: развитие сенсорного восприятия цвета по средстваам дидактических игр...

Картотека дидактических игр на сенсорное развитие у детей в первой младшей группе

Развивать у детей мелкую моторику рук с помощью игр на сенсорику, пространственную ориентаию, аккуратноть, внимательность.Способствать развиию речи, обогащать словарный запас у детей. Воспитывать добр...