Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников.
статья по математике
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников.
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…
А. Дистервег.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается большой поток информации. Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение планировать свою деятельность, доказывать свою точку зрения, быть самостоятельными и активными. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель педагога - содействовать становлению ребенка как личности. А способствуют этому педагогические технологии.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология «ТРИЗ» и др.
В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Это педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования. Главная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие, сформировать познавательный интерес, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал на любой ступени образования.
Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций:
• образовательные ситуации «открытия» нового знания;
• образовательные ситуации тренировочного типа;
• образовательные ситуации обобщающего типа.
Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них содержания. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают способ преодоления затруднения «придумаю сам»; «спрошу у того, кто знает»; в старшем – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу» и др.
Структура образовательных ситуаций «открытия» нового знания имеет
следующий вид:
1) Введение в ситуацию
Создаются условия для возникновения у каждого ребенка внутренней
потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что
они хотят сделать (так называемую свою «детскую цель»).
2) Актуализация знаний
Взрослый организует деятельность детей, в которой целенаправленно
актуализируются знания и опыт, а также мыслительные операции, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия.
3) Затруднение в игровой ситуации
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети
сталкиваются с затруднением. С помощью системы вопросов «Смогли?» –
«Почему мы не смогли?» взрослый помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины («Потому что пока не знаем…/ не умеем…»).
4) Открытие нового знания (способа действия)
Взрослый вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов
действия).
Используя вопрос «Что можно сделать, если что-то не знаешь?», взрослый побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений
Моделируются ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом
взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию, применять правило, планировать свою деятельность.
6) Осмысление
Дети приобретают опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью вопросов «Где мы были?» – «Чем мы занимались?» – «Кому
помогли?» взрослый помогает детям осмыслить свою деятельность и зафиксировать достижение «детской цели».
Далее с помощью вопроса «Почему нам это удалось?» взрослый подводит детей к тому, что они достигли результата потому, что узнали новое и
чему-то научились.
В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается на
тренировке познавательных процессов и мыслительных операций. Параллельно с этим идет закрепление знаний, умений, ранее освоенных детьми.
Структура образовательных ситуаций тренировочного типа имеет следующий вид:
1) Введение в ситуацию
2) Совместная деятельность
3) Осмысление
Цель образовательных ситуаций обобщающего типа заключается в систематизации накопленного опыта математической деятельности, а также моделировании диагностических ситуаций для определения динамики развития детей.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....
Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"
Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...
Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.
Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников
Статья об организации образовательной деятельности дошкольников...
Ситуация успеха,как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха...
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...
Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»
Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»...