Мастер -класс.
методическая разработка по математике
«Формирование интеллектуальных способностей посредством использования палочек Кюизенера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vospitateley_dou_blk.docx | 171.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Солнышко»
Мастер-класс
Тема: «Палочки Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития
детей дошкольного возраста»
г.Кяхта.
2019 год
«Математика всегда остаётся для детей работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Какие технологии использовать?
А главное - играя -познавали .
В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Я пришла к выводу, что из всех рассмотренных мной математических пособий палочки, предлагаемые бельгийским учителем Джорджем Кюизенером, в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.
Именно этим обусловлен выбор моей темы: «Формирование интеллектуальных способностей посредством использования палочек Кюизенера»
Используя игровую технологию «Цветные палочки Кюизенера», развиваю у моих воспитанников не только интеллектуальные способности, но и творческие, коммуникативные, речевые.
Актуальность
- Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
- Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками
Цель педагогического опыта: Разработать систему деятельности по развитию интеллектуальных способностей с использованием палочек Кюизенера подготавливая к
Для достижения цели мною выдвинуты следующие задачи:
- Создать условия для максимального развития логического мышления дошкольников
- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету)
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда., при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.
- Осваивать прямой и обратный счет.
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел)
- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания
- Развивать творческие способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, интеллектуальному и творческому развитию, тренировке воображения, памяти и мышления.
Работа с палочками Кюизенера подразумевает 2 этапа:
На первом этапе палочки рассматриваем просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки использую уже как средство обучения познавательного развития по математике.. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом я не ограничиваюсь внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даю возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра становится радостным открытием нового, ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Работу с палочками Кюизенера провожу в последовательности.
- Освоение комплекта.
Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.
- Построение лестницы.
Дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.
- Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.
Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной".
- Составление ковриков. составление узоров.
Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"
Возможны различные варианты.
Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров.
- Развитие у детей количественных представлений.
Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение.
Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»
Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.
Порядковый счет осваивается детьми одновременно с количественным.
- Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.
Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.
Использование проблемно-поискового метода
в работе с палочками Кюизенера
Многие игры и упражнения со счетными палочками несет проблемно-практический характер: хватит ли палочек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что бы помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе?
Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включают в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины.
Моя задача состоит в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.
Играя, взаимодействуя с палочками Кюизенера мои воспитанники открывают мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи мастер – класса: Сформировать у педагогов – участников мастер – класса представление об игровой технологии.
Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать мастер класс я вам предлагаю ответить на вопросы «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
Практическая часть
1.Уважаемые участники матер класса давайте посмотрим на экран и повторим какая палочка, какое число обозначает.
2. Игровое упражнение «Как разговаривают числа»
Дидактические задачи:
- учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок;
- познакомить с понятиями «больше», «меньше», знаками.
Организация деятельности:
Числа умеют разговаривать. Но они разговаривают не словами, а знаками. Возьмите в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого.
- Какие числа у вас в руках?
- Что нужно сделать, что сравнить эти числа?
Подвожу к выводу о том, что для того, чтобы сравнить числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга
- знакомлю со знаками «больше», «меньше» и показываю, как выполняется запись в виде цифр и знаков «3<4», «4>3»;
- озвучиваю разговоры чисел: «Я больше тебя», - говорит число 4 числу 3 «Я меньше тебя!» - говорит число 3 числу 4;
- На сколько 4 больше 3 и на сколько 3 меньше 4?
4.«Составь коврик» для чисел 6.7,8.
Составлять коврики для чисел 6.7,8 учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания.
Давайте мы с вами сделаем красивые коврики, из наших палочек. Основа коврика – какая палочка? (фиолетовая).
Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.
Давайте прочитаем коврик. Чтобы коврик получился завершенным, надо его украсить бахромой. Бахрома будет из белых палочек.
5.«Палочки можно вычитать»
Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел.
У мальчика в правой руке голубая палочка, а в левой – желтая. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Приходим к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2.
Положите перед собой голубую палочку. Что можно о них сказать (голубая короче, а желтая длиннее)? А на сколько? Как узнать? Давайте найдем ту палочку, которая соответствует. Это можно записать с помощью знаков и цифр.
7.«Детская железная дорога»
Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п.
Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? Какой по счету розовый вагон?( обучаем порядковому счету.
В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Давайте проверим, подложим под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.
Заключительная часть: Мы с вами увидели, что использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера строится на основе игровой деятельности. Снимает психологические стереотипы. Скучные занятия математикой превращаются в увлекательные занимательные встречи
Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:
Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – Мастер класс не интересен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...
- Мне нравится (1)