картотека игр по математике
картотека по математике (подготовительная группа)
формировать математические представления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_matematike.docx | 974.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
по формированию элементарных математических представлений
Разработала: Наумова Г. В.-воспитатель высшей квалификационной категории
Количество и счет
Дидактическая игра «Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Оборудование: набор игрушек.
Ход: воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей, дает задание принести определенное число игрушек. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, для этого сосчитать игрушки. Детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал.
Дидактическая игра «Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.
Оборудование: набор игрушек, музыкальный молоточек.
Ход: воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько раз он ударит по столу и воспроизвести указанное количество звуков. (поднять руку, наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
Дидактическая игра «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Ход: воспитатель: «Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке.
Дидактическая игра «Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Ход: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое число.
ВЕЛИЧИНА
Дидактическая игра «Яблоневый сад»
Цель: формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз.
Ход: педагог в произвольном порядке располагает на коврографе плоскостные изображения деревьев разной высоты.
Под моим окошком яблоневый сад. На ветвях высоких яблоки висят.
Сколько яблонь в моем саду? Сосчитайте. Расставьте яблони, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой, по порядку. посчитайте яблони по порядку.
Сравните по высоте третью и четвертую яблони и т. д.
Дидактическая игра «Кто быстрее подберет коробки»
Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Ход: выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, ленты и т. д. задание: коробки или ленты расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Детям предложено, разложить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).
Дидактическая игра «Посадим ели»
Цель: совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.
Ход: воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. предлагает подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора. Предварительно уточняет: как узнать высоту ели? (измерить). Чем можно измерить высоту ели? (палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели? Воспитатель спрашивает у детей: «чему равна высота ели? Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»
Дидактическая игра «Кто какого роста?»
Цель: установление отношений между величинами.
Ход: воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Вопросы: «кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом
ФОРМА
Дидактическая игра «Сложи фигуру»
Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур
Материал: набор геометрических фигур, фланелеграф.
Ход: воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, объясняет задание: «у каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
Дидактическая игра «Путешествие по комнате»
Цель: учить находить предметы разной формы.
Ход: детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Воспитатель: однажды к мальчику прилетел Карлсон: какая красивая комната. Сколько интересных вещей. «Давай я все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот стол -какой он формы?» спросил Карлсон. Мальчик рассказал про каждый предмет в комнате.
Дидактическая игра «Сломанная машина»
Цель: закреплять названия геометрических фигур.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход: на магнитной доске строится машина, состоящая из геометрических фигур. Все дети, кроме одного ведущего отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Чего не стало и какой она формы, можно одновременно убрать две детали.
Ориентировка в пространстве
Дидактическая игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Ход: педагог объясняет задание: будем идти в нужном направлении, считать шаги. Искать игрушку. Я заранее спрятала игрушки.
Дидактическая игра «Котята разбежались»
Цель: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. (в низу, в верху. слева, справа.)
Материал: фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.
Ход: на фланелеграфе размещены фигурки 3–4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Воспитатель: котята разбежались и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети показывают и рассказывают, где находится каждый котёнок
Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Материал: листы бумаги с изображением плана территории
Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д/с (здание и участок д/с). Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку, дает указания: придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (прямой линией со стрелкой), положите треугольник посередине листа, проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника. положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы) Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга. уточните дальнейшее направление движения до участка, проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.
Ориентировка во времени
Дидактическая игра «Игра в забывчивость»
Цель: формирование представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня.
Ход: вспомнив некоторые события из жизни группы, воспитатель, назвав событие, просит детей уточнить, когда это было: вчера или сегодня. Дети вспоминают и называют день.
Дидактическая игра «Круглый год»
Цель: формирование временных представлений (времена года)
Ход: педагог выставляет перед детьми 4 картинки, на которых изображены люди, работающие в разные сезоны года (весной сеют семена, летом поливают, осенью собирают урожай, зимой сгребают снег к стволам деревьев). Рядом на магнитную доску он помещает цветные части круга.
Когда собирают основной урожай в саду и огороде? Осенью.
После какого времени года наступает осень? После лета.
Перед летом какое время года было? Весна.
Какое же время года предшествует весне? Зима
Возьмите разноцветные части круга и составьте из них круг так, чтобы правильно показать чередование времен года. Объясните, какую часть круга вы выбрали для каждого времени года? Белую часть возьмем для зимы, зеленую для весны, красную часть для лета, желтую для осени.
Дидактическая игра «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Ход: воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый месяц вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «пятый месяц, как тебя зовут?» и т. д. «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?
Дидактическая игра «Назови скорей»
Цель: формировать знания о днях недели и закрепить знания их последовательности.
Ход: дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «среда». «Какой день недели был вчера?» Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по математике для детей дошкольного возраста.
Чудесный квадрат (Если ребенку 5 лет) Эта игра из Франции.Справа, слева, вверх и вниз. (Если ребенку 5 лет).Игрушка - путешественник (Если ребенку от 3 до 5 лет).По совету Марии Монтессори(Еслиребенку...
Картотека игр по математике
Картотека игр по математике...
Картотека стихов по математике.
Стихи по математике....
картотека игр по математике
картотека игр по математике...
Картотека игр по математике.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...
Картотека игр по математике
Математика...
"Картотека игр по математике"
Дидактические игры по развитию количественных представлений...