Подборка дидактических игр и демонстрационного материала. Картотека.
картотека по математике (младшая группа)

Дидактические игры по математике(картотека) 2 младшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по математике (картотека)

2 младшей группа

«Количество и счет»
1. Дидактическая игра «Угадай, кто за кем»
Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Разные игрушки.
Содержание. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного высокого, крупного, другого - маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один ребенок прячется, а остальные дети под руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в комнате мебель.
2. Дидактическая игра «Построим дома»
Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование.
1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.
Содержание. Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
3. Игра «Помощница»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости. Прививать трудолюбие.Оборудование: Ёмкости с наполнителями, совочки, наполнители.
Содержание: Воспитатель предлагает ребёнку переложить содержимое из одной ёмкостив другую.Оборудование: Ёмкости с наполнителями, совочки, наполнители.
4. Дидактическая игра. «Малина для медвежат»
Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Содержание. Воспитатель говорит:- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
Геометрическая форма
1. Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Оборудование. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, вырезанный из картона, карточки с контурами 3 геометрических лото.
Содержание.Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
2. Дидактическая игра «Составь предмет»
Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование. На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.
Содержание. Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица»
3. Дидактическая игра «Узнай и запомни»
Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат. ), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.
Содержание. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).
4. Дидактическая игра «Почтовый ящик»
Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоугольника).
Содержание. Перед ребенком кладут доски и фигурки вперемешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а потом сказать, какое изображение получилось.
5. Дидактическая игра «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Содержание. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Величины.
1. Дидактическая игра «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Оборудование. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Содержание.Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.
2. Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание.Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами
3. Дидактическая игра «Три медведя»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.
Содержание. Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).
4. Дидактическая игра «Ежик»
Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Содержание. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.
Ориентирована в пространстве
1. Игра «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».
2. Дидактическая игра «Украсим платок»
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.
Оборудование: «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).
Содержание. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.
3. Дидактическая игра «Спрячем и найдем»
Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Оборудование. Разные игрушки.
Содержание .1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке».В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.2-й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет, посмотрю вниз - внизу нет. Пойду дальше» и т. п.3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.
4. Дидактическая игра «Картина»
Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки, клееночки, тряпочки по количеству детей.
Содержание. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ).По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица».
Ориентирована во времени
1. Дидактическая игра «Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла би-ба-бо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Содержание. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день). Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петушиной: Кукла Валя хочет спать.Уложу ее в кровать.Принесу ей одеяло,Чтоб быстрее засыпала. Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответст



Предварительный просмотр:

Картотека утреннего сбора в младшей группе.

Сентябрь

Тема: Яркие осенние листочки

Позывной «Шуршание листьев»

Приветствие

«Здравствуй, Небо!»

Здравствуй, Солнце!

(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!

(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!

(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!

(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Пальчиковая игра "Вышли пальчики гулять"

Вышли пальчики гулять, (перебираем пальчиками)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали?

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Обмен информацией.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Осень - красивое время года! Все деревья в саду, во дворе, в лесу стоят в разноцветном наряде, как будто собрались на праздник.

Осенью листья меняют свой цвет и опадают. Как называется это явление? (Листопад).

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой.

Как хорош ты лист цветной.

Какого цвета листья? (разноцветные)

Д/и «Да или Нет»

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да

Физкультминутка.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения под музыку с листьями. Устраивают листопад.

П/и «Собери листики в букет»

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Сентябрь

Тема: Вкусные дары осени

Позывной «Дудочка»

Громко дудочка поёт, Ребятишек в круг зовёт.

Приветствие

Здравствуй, небо голубое (смотрим вверх,

Здравствуй, солнышко родное (руки вверх,

Здравствуй, матушка Земля (кланяемся,

Здравствуй ты (пожимаем друг другу руки  и здравствуй. Я (руки к груди).

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки,произносят слова:

Мы рады, что пришли в детский сад,

Всем, всем, всем доброго дня!

Игра- тренинг.

Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.)давно не было дождя и овощи завяли: сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли.

(на счёт 1 –опускают голову, 2 – роняют руки вдоль туловища, 3 – приседают на корточки)

Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать (дети повторяют упражнение в обратном порядке).

Беседа по аналогии «трех вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»).

(высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу (осенний листочек).

- Какое сейчас время года сейчас?

-Что поспевает на грядках осенью?

-Какие вы знаете овощи?

-Какие овощи вы любите?

-Что мама делает из овощей?

Д/игра «Посадим овощи на грядку»

(используются наборное полотно и тематические картинки).

Дети, называют овощ и «сажают» его на «грядку».

Д/игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».

Цель: Классификация.

Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец!

(Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение с опорой на комментарий.

«Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

(сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены)

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. выбор центров активности.

Сентябрь

Тема: Наша группа.

Позывной «Колокольчик»

Приветствие

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Загадки об игрушках. Д/у «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат игрушки, дети на ощупь определяют и называют игрушки.

Экскурсия по групповой комнате.

Д/и «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»

Пальчиковая игра «Давайте познакомимся»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Музыкальная игра «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, - дети идут за воспитателем

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите, - «клюют» зернышки

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы, – гладят по животику

Полное корытце.

На пригорке у окошка

Разлеглась и дремлет кошка- сидят, изображаю спящую кошку

Кошка глазки открывает,

И ребяток догоняет.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Октябрь

Тема: Что случилось с куклой Машей

Позывной «Музыкальная кукла Маша»

Я проснусь, затороплюсь, быстро в садик соберусь,

В группе книжки и игрушки и любимые подружки

Приветствие

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Игра-тренинг «Улыбка»

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Пальчиковая гимнастика

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел.

С Указательным запел.

А Большой меня встречал и конфетой угощал.

Обмен информацией

Вы любите ходить в детский сад? Что вы любите в саду делать? Все дети любят играть с игрушками. Какие игрушки вы любите? Кто покупает вам игрушки? Где живут игрушки у нас в детском саду? Давайте сходим к нашим игрушкам в гости. Найдите где живут наши куклы, машины, кубики и т. д.

Какие игрушки нам нужны для игры в больницу, магазин?

Чтение стиха В. Берестов «Больная кукла»

Тихо. Тихо. Тишина.

Маша бедная больна.

Маша бедная больна

Просит музыки она

Спойте, что ей нравится

И она поправится.

Д/у «Игрушки для игры в больницу»

«Хоровод с куклой»

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит всех по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку, и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Октябрь

Тема: Дом, в котором мы живём

Позывной «Картинка -дом»

Вот какой красивый дом, в этом доме мы живём. 1, 2, 3, 4 – в новой мы живём квартире.

1. Приветствие

Встань, как только солнце встанет (руки вверх)

И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (руки вперёд)

Ты подставь скорей ладошку (подставляют ладошки солнышку)

Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)

Пусть твой день весёлым, звонким будет (широко разводят руки)

2. Пальчиковая гимнастика «Дом»

Дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой,

На дверях замок висит (сомкнуть ладони в «замок»

За дверями стол стоит (накрыть правой ладонью кулачок левой руки, Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить)

«Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони, «Заходите, я не злой!» (руки в стороны, ладони вверх)

3. Интервью «Какой дом у тебя»

Для чего человеку нужен дом?

Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме

Кто убирает твои игрушки? Кто живёт дома вместе с тобой? (с кем ты живёшь) Какие добрые слова ты говоришь своим близким? Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

4. Д/и «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф)

Цель: группировка предметов по назначению

5. П/и «Ищи свой дом»

Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок – цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть.На сигнал:«Быстро в домик, дождь пошел!» Малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).

6. Работа с календарём (число, месяц, день недели)

7. Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Ноябрь

Тема: «Мой домашний любимец»

Позывной «Мягкая игрушка- котёнок»

Я нашла котёнка в роще, был голодный он и тощий.

Он мяукал, был ничьим, а теперь он стал моим.

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Игра-тренинг

Мы все превратились в котят: Дети сидят на стульчиках и по примеру воспитателя имитируют движения кошки,которая умывается после еды: трут ребром ладони лицо и затылок, трут руку об руку и т. д.

Интервью «Моё любимое домашнее животное»

Пальчиковая гимнастика «Котята»

Во дворе у брата бегали котята. Испугавшись щелчка, разбежались кто куда (Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный резким движением вперёд делает сильный щелчок в воздух 3 раза. Также остальные пальцы).

Д/И «Кто как помогает человеку»

Цель: уточнить представления о пользе домашних животных.

(дети должны из набора картинок составить пары: корова-молоко, кошка-мышь, лошадь-телега, собака-дом и т. д.)

Д/у «Кто как кричит»

Цель: дифференцировать представления о домашних животных и их детёнышах

П/игра «Курочка-хохлатка»

Цель: развивать координацию речи и движения

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке.Воспитатель говорит:

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке»,воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны,и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Декабрь

Тема: Грузовик привёз игрушки

Позывной «Погремушка»

Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили.

У Марины, у Танюшки, и у Вовы погремушки,

И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.

Приветствие

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

Игра-тренинг

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне?

Загадки об игрушках. Д/у «Угадай что в мешочке»

Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи

(дети на ощупь отгадывают какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть)

Интервью «Моя любимая игрушка»

Пальчиковая гимнастика

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку.)

П/и «Найди домик игрушки»

Цель: закрепить умение убирать игрушки на место (дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, дети по сигналу разносят игрушки по местам)

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Январь

Тема: Игрушки из глины и пластилина

Позывной «Игрушка- свистулька»

Приветствие

Я люблю свой детский сад,

В нём полным - полно ребят,

Может - сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте

Все ли тут

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Игра-тренинг

Дети, в нашу группу заглянуло солнышко и что-то нам говорит: «Дети,я люблю вас: ваши глазки, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рада тому, что могу заглянуть к вам в окошко и увидеть вашу группу и вас – дружных и добрых ребят. Я вижу, что у вас нет драк, ссор и обид. Это мне помогает сиять ярко-ярко и дарить вам свое тепло. Я знаю, что вы тоже любите делать друг другу подарки. Возьмите сейчас друг друга за ручки и почувствуйте, как мое тепло течет по вашим ручкам. И вы передайте его от одного к другому».

Обмен информацией

Образцы дымковских, филимоновских, абашевских, каргопольских игрушек, разрезные картинки, игрушки – свистульки.

«Есть игрушки расписные,

Складные, да ладные,

Они повсюду славятся

Да и вам понравятся!»

Петя, Петя, Петушок -

Золоченый гребешок,

Маслина головушка,

Шелкова бородушка.

Петя по двору ходил,

Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

- Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

Филимоновские игрушки

Из старинной деревушки.

Там леса, луга, поля,

Расчудесная земля!

По полосочкам красивым

Ты узнаешь нас всегда:

Жёлтый, красный и зелёный –

Наши яркие цвета.

Презентация «Моя народная игрушка»

Д/и «Образы глиняной игрушки» (работа с карточками-по образу найти игрушку)

Образ женской фигуры – это, как мать кормилица; Весна, Купава, Берегиня – ее по разному называли.

. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

. Медведь - говорила о пробуждении природы и был символом могущества.

. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

. Птицы – это знак пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

Игра: «ДИРИЖЕР»

Давайте поиграем в игру «Дирижер». У каждого из вас есть своя свистулька, свистеть в нее будете тогда, когда я, как дирижер, взмаху рукой, но перед этим прочитаем стихотворение.

Ох, ты, свисты-пересвисты, тут свистульки голосисты.

Надувает щеки Дуня, да так дунет хохотунья-

Свищет глиняная птичка, отвечает ей синичка,

Соловейка и скворец. Вот так бабушкин дворец!

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Февраль

Тема: Коля и Катя в гостях у детей

Позывной «Бубен»

Зайка серый умывается, видно в гости собирается,

Вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

Приветствие

Дети стоят в кругу,опустив руки: (педагог припевает)

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване. (про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Игра-тренинг «Паровозик с именем»

Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда паровоз будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя.Я начну: «Све-та, Све-та…». Я проехала целый круг, а теперь выберу паровозика вместо меня. Я выбираю… Теперь она станет паровозиком и т. д.

Пальчиковая гимнастика

Я здороваюсь везде, дома и на улице. Даже «здравствуй» говорю я знакомой курице. (кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков каждого пальца по очереди, то же самое левой рукой)

Обмен информацией «Когда к нам приходят гости? Чем вы угощаете своих друзей?»

Дид. Игра «Наведи порядок»

Цель: учить группировать предметы по назначению (игрушки, одежда, посуда).

Дид. Игра «Кукла Катя в гостях у ребят»

Цель: закрепить знание правил поведения, приветствия, активизировать речь детей.

П/и «Что лишнее»

Цель: развивать логическое мышление, координацию движений, упражнять в группировке предметов.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Февраль, март

Тема: Что случилось с куклой Машей

Позывной «Музыкальная кукла Маша»

Я проснусь, затороплюсь, быстро в садик соберусь,

В группе книжки и игрушки и любимые подружки

Приветствие

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Игра-тренинг «Улыбка»

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Пальчиковая гимнастика

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел.

С Указательным запел.

А Большой меня встречал и конфетой угощал.

Обмен информацией

Вы любите ходить в детский сад? Что вы любите в саду делать? Все дети любят играть с игрушками. Какие игрушки вы любите? Кто покупает вам игрушки? Где живут игрушки у нас в детском саду? Давайте сходим к нашим игрушкам в гости. Найдите где живут наши куклы, машины, кубики и т. д.

Какие игрушки нам нужны для игры в больницу, магазин?

Чтение стиха В. Берестов «Больная кукла»

Тихо. Тихо. Тишина.

Маша бедная больна.

Маша бедная больна

Просит музыки она

Спойте, что ей нравится

И она поправится.

Д/у «Игрушки для игры в больницу»

«Хоровод с куклой»

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит всех по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку, и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Март

Тема: Разноцветный мир

Позывной «Музыкальное солнышко»

Приветствие

Небо, небо голубое,

Солнце, солнце золотое.

(Идём по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ,

(Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?»

(Руки к себе)

Дарит солнце света луч,

Освещает всё вокруг!

(Машем поднятыми вверх руками)

Мы берём в ладошки свет,

(Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ!

(Улыбаемся друг другу)

Загадки про цвета.

Это - самый зимний цвет. Скажешь правильный ответ? (белый цвет)

У тебя ответ найдётся, - Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)

Этот цвет темнее ночи, И его ты знаешь точно. (чёрный цвет)

Цвет туч, мышей и стали, - Какой, вы отгадали? (серый цвет)

Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (зелёный цвет)

Баклажанам этот цвет принадлежит. Что за цвет такой загадочный, скажи? (фиолетовый цвет)

Это - цвет румянца. Сумеешь догадаться? (розовый цвет)

Цвет чистого неба над головой, - Дай поскорее названье, - какой? (голубой цвет)

Новогодних фруктов цвет, А какой, - кто даст ответ? (оранжевый цвет)

Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет)

Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (красный цвет)

Беседа «Какие у вас самые любимые игрушки, какого они цвета?»

Д/и «Найди у себя в одежде четыре основных цвета»

П/и «В гости к Солнышку»

Цель: продолжать детей учить здороваться.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Апрель

Тема: Коля и Катя в гостях у детей

Позывной «Бубен»

Зайка серый умывается, видно в гости собирается,

Вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

Приветствие

Дети стоят в кругу,опустив руки: (педагог припевает)

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване. про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Игра-тренинг «Паровозик с именем»

Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда паровоз будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя.Я начну: «Све-та, Све-та…». Я проехала целый круг, а теперь выберу паровозика вместо меня. Я выбираю… Теперь она станет паровозиком и т. д.

Пальчиковая гимнастика

Я здороваюсь везде, дома и на улице. Даже «здравствуй» говорю я знакомой курице. (кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков каждого пальца по очереди, то же самое левой рукой)

Обмен информацией «Когда к нам приходят гости? Чем вы угощаете своих друзей?»

Дид. Игра «Наведи порядок»

Цель: учить группировать предметы по назначению (игрушки, одежда, посуда).

Дид. Игра «Кукла Катя в гостях у ребят»

Цель: закрепить знание правил поведения, приветствия, активизировать речь детей.

П/и «Что лишнее»

Цель: развивать логическое мышление, координацию движений, упражнять в группировке предметов.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.

Май

 Тема: Разноцветный мир

Позывной «Музыкальное солнышко»

Приветствие

Небо, небо голубое,

Солнце, солнце золотое.

(Идём по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ,

(Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?»

(Руки к себе)

Дарит солнце света луч,

Освещает всё вокруг!

(Машем поднятыми вверх руками)

Мы берём в ладошки свет,

(Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ!

(Улыбаемся друг другу)

Загадки про цвета.

Это - самый зимний цвет. Скажешь правильный ответ? белый цвет)

У тебя ответ найдётся, - Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)

Этот цвет темнее ночи, И его ты знаешь точно. (чёрный цвет)

Цвет туч, мышей и стали, - Какой, вы отгадали? (серый цвет)

Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (зелёный цвет)

Баклажанам этот цвет принадлежит. Что за цвет такой загадочный, скажи? (фиолетовый цвет)

Это - цвет румянца. Сумеешь догадаться? (розовый цвет)

Цвет чистого неба над головой, - Дай поскорее названье, - какой? (голубой цвет)

Новогодних фруктов цвет, А какой, - кто даст ответ? (оранжевый цвет)

Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет)

Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (красный цвет)

Беседа «Какие у вас самые любимые игрушки, какого они цвета?»

Д/и «Найди у себя в одежде четыре основных цвета»

П/и «В гости к Солнышку»

Цель: продолжать детей учить здороваться.

Работа с календарём (число, месяц, день недели)

Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Подборка демонстрационного материала.

Музыкальные инструменты.Подборка демонстрационного материала....