Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)
картотека по математике (средняя группа)

Дементьева Лариса Юрьевна

Дидакические игры по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx261.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Количество и счет

1. Дидактическая игра: «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку

2. Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

3. Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

4. Дидактическая игра: «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: вместе с ребенком составлять цифры с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

5. Дидактическая игра: «Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине; умение считать в пределах 5.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

6. Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части.

Содержание: В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5, наборы геометрических фигур и счетных палочек.

Педагог предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Педагог спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети берут счетные палочки и выкладывают в правой части таблицы по количеству нарисованных предметов.

7. Дидактическая игра «Кому сколько?»

Цель: Усвоить понятие «сколько»

Содержание: Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться.

Геометрическая форма

1. Дидактическая игра: «Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Оборудование. по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

2. Дидактическая игра: "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Оборудование. карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

3. Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать и называть круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Оборудование: 4 обруча, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники по количеству детей, бубен.

Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

4. Дидактическая игра: «Отгадай»

Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование. мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.

Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

Величины.

1. Дидактическая игра: «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Оборудование. яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.

Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

2. Дидактическая игра:"Раз, два, три - ищи!"

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Оборудование: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые, с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

3. Дидактическая игра: " У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.

4. Дидактическая игра: "Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

5. Дидактическая игра «Сравни дорожки»

Оборудование: Дорожки (полоски) разной ширины.

Цель: Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Содержание: Педагог предлагает сравнить дорожки разными способами (приложением, наложением, разложить в порядке увеличения ширины, уменьшения.

Ориентирована в пространстве

1. Дидактическая игра: «Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование. игрушки.

Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

2. Дидактическая игра: «Бегите к цифре»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Содержание: Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

3. Дидактическая игра: «Лифт»

Цель: закреплять прямой и обратный счет до 5, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)

Содержание: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.

4. Дидактическая игра: «Три шага»

Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

Содержание: Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

5. Дидактическая игра "Что где находится?"

Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева", "справа", "вверху", "внизу".

Оборудование: Игрушки

Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

6. Дидактическая игра «Футбольное поле»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование: листы бумаги и маленькие круги по количеству детей.

Содержание: Детям предлагается поиграть в футбол на бумаге. По заданию педагога круг («мяч») выкладывается в определенное место листа («поля»): верхний левый угол, нижний правый угол, середина «поля» и т. д.

Ориентирована во времени

1. Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Оборудование. картинки по временам года.

Содержание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

2. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Оборудование: мяч.

Содержание: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем. Дети называют пропущенное слово. - Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

3. Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»

Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.

4. Дидактическая игра: «Светофор»

Цель: закреплять представления детей о временах года.

Содержание: Педагог говорит, например, "Кончилось лето, наступила весна". Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются.

5. Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Содержание: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …".

6. Дидактическая игра "Вчера, сегодня, завтра"

Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня", "завтра"

Материал: Мяч

Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: "Мы лепили. когда". Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос "когда?"

Мы пойдем гулять в парк. (сегодня)

Мы навещали бабушку. (вчера)

Мы будем читать книгу. (завтра)

Дидактическая игра "Что изменилось?"

Цель: развить внимание и память детей.

Содержание: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.

Математические игры с движениями

ЦЕЛЬ. Воспитание интереса к физическим упражнениям и спорту, стремления к здоровому образу жизни средствами математических и логических игр.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.

ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т.п.

КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ

ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

МАТЕРИАЛ: мяч

ХОД ИГРЫ. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

ВАРИАНТ. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

ТИХАЯ ОХОТА

ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.

МАТЕРИАЛ: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами

https://sundekor.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D1%81-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8/image1.png https://sundekor.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D1%81-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8/image2.png

ХОД ИГРЫ. Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог даёт команду: «Мальчики, за грибами!» («Девочки, за ягодами!»). Дети кладут в корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.

ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, мышление, координацию движений

ХОД ИГРЫ. Все стоят в кругу, взявшись за руки и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать в бассейне, прыгать через скакалку и т.д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.

После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

ВАРИАНТ: «Меняются местами те, кто умеет…»

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ЦЕЛЬ. Учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

ХОД ИГРЫ. Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

УЗНАЙ ДРУГА

ЦЕЛЬ. Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ: повязка на глаза

ХОД ИГРЫ. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

ВАРИАНТ. Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т.д.

ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК

ЦЕЛЬ. Развивать быстроту реакции, совершенствовать пространственные ориентировки. Уточнить название цветов, геометрических фигур, цифр.

МАТЕРИАЛ: разноцветные флажки, цветные домики. Для 1варианта игры различные предметы или картинки с изображением предметов. На домиках – геометрические фигуры. Для 2 варианта игры – числовые карточки, на домиках – цифры.

ХОД ИГРЫ. В различных местах расположены модели домиков с условными обозначениями (цвет). По сигналу «Займи свой домик» дети подходят к домикам. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

1 ВАРИАНТ. Дети подходят к домику, если предмет похож на эту геометрическую фигуру.

2 ВАРИАНТ. Занять домик в соответствии с числовой карточкой.

ТАЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ. Развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

ХОД ИГРЫ. Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговорённое. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.

Отмечаются дети, без ошибок выполнившие упражнения.

ВОТ ТАК ПОЗЫ

ЦЕЛЬ. Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

ХОД ИГРЫ. Водящий сначала определяет количество «Я запомню 4 (3) позы». Выходят 4 (3) человека и принимают позы, соответствующие определённому виду спорта. Посмотрев на них водящий должен запомнить, воспроизвести и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

Если все позы воспроизведены, водящий получает такое же количество очков. Каждая ошибка – -1.

ВОЛШЕБНАЯ ЦИФРА

ЦЕЛЬ. Закреплять математический счёт, совершенствовать память, развивать координационные способности.

МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами на ковре или мате.

ХОД ИГРЫ. Детям называют его волшебную цифру. По сигналу все участники бегут к коврику и находят свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание и попавшие в Страну знаний.

НАЙДИ ПАРУ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать восприятие количества предметов. Развивать внимание, быстроту движений.

МАТЕРИАЛ: различные числовые карточки

ХОД ИГРЫ. Дети берут по одной числовой карточке и ходят врассыпную. По команде «Найди пару!» играющие быстро находят пару числовой карточки с таким же количеством предметов, взяться за руки и построиться в колонну.

Побеждает пара, первой выполнившая задание

НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ

ЦЕЛЬ. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. Совершенствовать двигательные кмения.

МАТЕРИАЛ: логические блоки Дьенеша, большое панно с лабиринтом.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Пройти к домику, взять предмет и выполнить соответствующее количество движений. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку свернуть.

СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ, СЧИТАЙ

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции

ХОД ИГРЫ. В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

- один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;

- выполнение движений в определённой последовательности: – два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

– три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

ПОДВИЖНЫЙ СЧЁТ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощённость.

МАТЕРИАЛ: кубики с цифрами в противоположной стороне от карточек с арифметическими примерами.

ХОД ИГРЫ. Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к кубикам с цифрами и возвращаются к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

ВАРИАНТ. Примеры с неизвестным слагаемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений            (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (Средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию  элементарных математических представлений  (Средняя группа)...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)Количество и счет1. Дидактическая игра: «Правильный счет»Цель: помочь усвоению порядка...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений средняя группа.

Формирование умственных способностей и матеиатических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и...