Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.
картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_femp_dlya_mladshego_vozrasta.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.
Название игры. «Геометрическое лото».
Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов). В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными. В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).
Название игры. «Разложи в коробки».
В игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины. В этой игре используются коробки (столы на каждом из которых лежит геометрическая фигура), на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники. Задание детям — навестипорядок, разложить все фигуры по коробкам (столам). Дети' вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам (столам), соотнося их форму с контурным изображением.
Название игры. «Домики для маленьких фигур.»
Цель игры: учить детей аккуратно и внимательно прибирать пособия после игры, составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур.
Развивать воображение ребёнка, фантазию, самостоятельность в принятии решения, мелкую моторику, внимательность и аккуратность при работе с мелкими деталями и их уборки в соответствующие домики после игры. Закрепление названий геометрических фигур и цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, выложить на столе знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку, пирамидку…) из геометрических фигур. Дети выбирают нужные детали самостоятельно из общей массы пособия (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы разных цветов).
Название игры. «Кому какая форма».
Вариант 1.
Цель игры: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Оборудование: Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по тр икруга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Ход игры: Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос –матрешке, все овалы на другой – мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка – заберет круги домой».
Вариант 2.
Цель игры: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.
Название игры. «Найди пару».
Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
Название игры. «Подбери чайную пару»
Цель игры: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара», названия геометрических фигур и навык их различать.
Оборудование: вырезанные из картона разноцветные чайные чашки и блюдца с наклеенными на них геометрическими фигурами.
Задача: необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по фигуре на них.
Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих wветов. Детям предлагается найти чайную
пару – соотнести фигуру на чашке и блюдца.
Название игры. «Что изменилось?».
Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из фигур. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. Подобные игры и упражнения можно подбирать и варьировать в зависимости от степени подготовленности детей данной группы.
Название игры. «Найди предмет». (вариант 1)
Цель игры: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Оборудование: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
Название игры. «Найди предмет». (вариант 2)
Цель игры: Закрепляет название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы в окружающей обстановке. У детей по одной фигуре. Воспитатель дает задание разойтись по комнате и найти какую-нибудь игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.
Название игры. «Узнай форму предмета»
Дети сидят за общим столом.У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого естьтакая фигура, забирает маленький круг и
кладет на свой.Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забираетее себе.И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот ипо бедитель.
Название игры. «Составь предмет».
Цель игры: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных
частей (геометрических фигур).
Оборудование: На столе крупные игрушки: домик, неваляшка,
снеговик, елка, грузовая машина. Перед ребёнком наборы
разных геометрических фигур.
Ход игры: Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у
него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором
геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия
детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети
рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т.д.
Название игры. «Соберем бусы».
Цель игры: формировать умение группировать геометрические
фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и
величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур,
развивать восприятие цвета, размера.
Оборудование:
На полу лежит длинная лента, наней слева направо в
определенном чередованииразложены фигуры: красный
треугольник, зеленый круг,красный треугольник и т.д.
Ход игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными
геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней
елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите,Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какаябусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы.
Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей,почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданнойзакономерностью.
Название игры. «Подбери фигуру.»
Цель игры: закрепить представления детей о геометрических
формах, упражнять в их назывании.Закрепить название геометрических фигур, умениеподбирать необходимые геометрические фигуры использовать
способ наложения. Развивать внимание, терпение и аккуратность.
Оборудование: Демонстрационный: круг, квадрат,
треугольник, (овал, прямоугольник), вырезанные из картона.
Раздаточный: карточки с контурами 3 (5) геометрических лото, на которых нарисованы геометрические
фигуры – квадрат, круг, треугольник (овал, прямоугольник).
Ход игры: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на
столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносе.Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятали «нарисованные». Просит детей обводитькаждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает ее на начерченную фигуру («прятать»).
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
Название игры. «Закрой двери в домиках», или «Подбери фигуру.»
1 вариант. Рамки вкладыши.
Цель игры: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их
назывании. Учить подбирать фигуры (способ наложения) Закреплять навык обследования
геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, с вырезанными внутри них
соответствующих форм (рамки-вкладыши)
Ход игры: воспитатель показывает круг и,
обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта
фигура, какая она по форме?» показывает овал, тоже
обводит его пальцем: «А это какая форма?» тоже самое
проделывает с другими фигурами в следующей
последовательности: треугольник, квадрат,
прямоугольник. Обводя фигуры, снаружи и внутри по
контурам (следует фиксировать внимание на углах.)
Разложи все фигуры так, чтобы они совпадали с
вырезанными фигурами» Педагог просит детей
обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на столе, затем накладывать ее на вырезанную фигуру и
только при полном совпадении – класть. Можно обыграть действия: в домиках живут зайчики, в них
они прячутся от волка, но двери забыли закрыть. Поможем им спрятаться- закроем двери.
2 вариант.
Для каждого ребенка вырезают из бумаги (картона) домик с прямоугольной прорезью для двери.
Ребенку дают две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже. В
домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бумаги.
Зайчики гуляют по лесу, весело играют.
Вдруг появляется волк (игрушка или игрушка-бибабо — ее вносит воспитатель). Испугавшись,
зайчики прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка —
закрыть дверь так, чтобы волк не смог пролезть в нее. Дети точно подбирают нужную по ширине дверь.
В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двериуже закрыты, педагог хвалит детей, что они подобрали нужную дверь, ту, что шире. «А если бы мывзяли другую дверь, что могло случиться? — спрашивает педагог. — Она уже и не закрыла бы вход вдомик, а волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и ещераз посмотреть, какая шире, какая уже.
Название игры. «Спрячь мышку в домик»
Цель игры: развивать представления детей обосновных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник) .
Оборудование: Игра состоит из четырёх карточек,посередине которых нарисована мышка в разныхгеометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник,круг, прямоугольник).
Ход игры: спрячем мышку от кошки, закроем домик «такой же» фигурой, что и окошко.
Название игры. «Украсим рукавички».
Цель игры: учить подбирать фигуры,
соответствующие контурам на рукавичках и
прикладывать их на контур. Создавать такой же
орнамент на второй рукавичке, закреплять название
геометрических фигур и цветов. Активизировать речь
детей в проговаривании расположения фигур (внизу,
сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать
понимание правая и левая рукавички.
Подготовила: воспитатель Петрова И.М.
МБДОУ «Детский сад №35»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ФЭМП в младшей группе
в данном материале,вы найдёте игры для развития элементарных представлений у детей младшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.
В игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины....
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего дошкольного возраста
Представлена картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений младшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста
Формирование у детей представления о количестве предметов , равенства, равенства на основе сопоставления двух групп предметов...
Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП...