Картотека математических игр.
картотека по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Игра с кругами»
Цель: Закрепить знания детей о геометрической фигуре (круг), определять величину (большой, маленький), учить раскладывать на две группы по величине.
Материал: Круги большие и маленькие
Описание: Воспитатель показывает детям круги, уточняет какие они по величине и раздает их к детям. Получая круг, ребенок говорит, большойон или маленький. Затем предложить детям, которые получили большие круги, построится слева, дети с маленькими кругами встают справа. Теперь они должны выполнить задание: взять в левую руку большой круг, а в правую маленький. Поднять руку вверх. Опустить вниз. Положить большие круги в большую коробку, а маленькие - в маленькую. Уточнить сколько каких кругов в коробке.
«Только одно свойство»
Дидактические задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры.
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
«Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Материал: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
«Выложи орнамент»
Цель: упражнять в составлении силуэта орнамента из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование. На столе крупные образцы орнамента. На полу наборы разных геометрических фигур, счетные палочки .
Педагог предлагает назвать элементы орнамента, помещенные на доске , и составить любой из них, пользуясь набором геометрических фигур и счетных палочек. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся орнамент.Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д
«Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Материал: картинки по временам года.
Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
«Путешествие» (Подвижная игра)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве.
Содержание: Воспитатель отмечает направление на полу, групповой комнаты, стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда куда указывает синяя стрелка, затем пройди три шага и там ищи.
Задания могут быть любые, как одному ребенку, так и всей группе детей.
НОЯБРЬ
«Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Материал: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
«Найди и назови»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Игрушки paзной формы.
Ход игры: Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
«Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Материал: счетные палочки.
Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
«Где находится»
Цель: учить различать положение предметов в пространстве(впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Материал: игрушки.
Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д
«Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование: Кукла бибабо, игрушечная кровать, посуда, гребешок и т.д.; картинки на которых изображены действия детей в разное время суток.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается(утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку его выполнить и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).Читаем отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спатьи говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинкиво временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.
«Найди себе пару»
(Подвижная игра)
Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу.
Оборудование: парные фигуры по количеству детей.
Ход игры.
Дети выбирают геометрические фигуры.
Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту.
-Как фигуры хороши!
(Свободные движения под музыку)
-Так и пляшут от души.
-Квадраты затопали,
(Дети топают ногами)
-А круги захлопали.
(Хлопки)
-Посмотрите, треугольник
Как углами завертел.
(Повороты туловища вправо, влево)
И затопав, и захлопав,
(Дети топают и хлопают.)
-С прямоугольником запел:
-Тра-та-та, тра-та-та,
(Прыжки вокруг себя.)
-Вот так пляска! Красота!
(Музыка закончилась.)
-Раз-два-три! Себе пару ищи!
(Дети находят пару своей фигуре.)
ДЕКАБРЬ
«Коврики для котят»
Цель: развитие у детей представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы по двум признакам: ширине и длине; глазомера; воспитание самостоятельности.
Материал: палочки голубого, красного и жёлтого цветов.
Вариант 1.
Игровые действия. Педагог предлагает сложить коврики для котят, разные по ширине и длине: самый узкий и короткий, широкий и длинный, самый широкий и длинный.
После выполнения задания предлагает показать и рассказать, какие коврики были сложены и чем они отличаются.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Ход игры:
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Кто первый соберет фигуры»
Цель: закрепление знания геометрических фигур,выработка
понимания конкретной инструкции,
развитие концентрации внимания, общей и
мелкой моторики.
Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры
(круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).
Ход игры.
Каждому из играющих воспитатель дает персональное задание собиранию
конкретных фигур. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.
«Составь узор»
Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.
Материал: геометрические фигуры, лист бумаги.
Игровые действия: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур. Дети работают по инструкции:
- Возьми круг и положи его посередине листа.
- Над кругом положи треугольник.
- Справа от треугольника положи квадрат.
- Слева от круга положи прямоугольник.
- Под прямоугольником положи овал, и т.д.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание:
По углам групповой комнаты мелком рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было….вчера!» Дети бегут к домику «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
«Обруч» (Подвижная игра).
Цель: Закрепить умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.
Материал: Обруч, предметы разного цвета, формы и величины.
Содержание игры: Воспитатель предлагает ситуацию с тремя обручами. Устанавливает правила игры, например: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча, оказались все красные, внутри зеленого все треугольники, , внутри желтого – все большие. Игру с тремя обручами можно проводить много раз, меняя правила игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)
В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....
Картотека математических физкультминуток
Математические физкультминуток...
картотека математических игр
картотека математических игр...
Картотека математических игр
Картотека математических игр (ср.гр.)...
Картотека математических игр
картотека математических игр (мл.гр.)...
картотека математических игр
картотека математических игр для старшей группы...
Картотека математических игр
Картотека математических игр...