ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация по математике (младшая группа)

Панахова Махбуба Амирмирза кызы

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то  отгадку  желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога — одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.
    Между ними есть гора.
    Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,
    две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные,
    Не глаза, а три огня,
    Он по очереди ими-
    Сверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нём — прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка,
    Но вовсе не зверушка,
    А овощ-молодец —
    Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,
    Есть одно оконце в нём:
    Словно круглое оконце,
    В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,
    Из них построил домик.
    И этому я очень рад:
    Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,
    А потом огромный круг.
    А потом ещё три круга,
    Треугольный колпачок.
    Вот и вышел развесёлый  чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.
    Поднимаем руки мы по команде «раз».
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то раз,
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре —
    Мыши дёрнули за гири…
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет,
    Но охотник не попал,
    Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно заиньку ловить.
    Снова будем мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать —
    Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.
    Кто живёт у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я —
    Вот и вся моя семья!
    Один, два, три, четыре, пять —
    Всех начну считать опять.

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то  отгадку  желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога — одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.
    Между ними есть гора.
    Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,
    две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные,
    Не глаза, а три огня,
    Он по очереди ими-
    Сверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нём — прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка,
    Но вовсе не зверушка,
    А овощ-молодец —
    Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,
    Есть одно оконце в нём:
    Словно круглое оконце,
    В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,
    Из них построил домик.
    И этому я очень рад:
    Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,
    А потом огромный круг.
    А потом ещё три круга,
    Треугольный колпачок.
    Вот и вышел развесёлый  чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.
    Поднимаем руки мы по команде «раз».
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то раз,
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре —
    Мыши дёрнули за гири…
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет,
    Но охотник не попал,
    Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно заиньку ловить.
    Снова будем мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать —
    Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.
    Кто живёт у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я —
    Вот и вся моя семья!
    Один, два, три, четыре, пять —
    Всех начну считать опять.

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).