ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация по математике (младшая группа)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей
Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).
Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.
Математические загадки для второй младшей группы
- У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
- Много рук, нога — одна (дерево).
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
- Есть у каждого лица два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора (глаза). - Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
- У него два колеса и седло на раме,
две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед). - Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (коньки). - Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
- Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
- У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими-
Сверху смотрит на меня (светофор). - Четыре ноги, а ходить не может (стол).
- Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
- Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка). - Пять братцев в одном домике живут (варежка.)
Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.
- Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
Кто же я такой, друзья? (Круг) - Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат) - Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
Стихотворения с математическим содержанием
К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:
- На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная… (юла). - Овальная лягушка,
Но вовсе не зверушка,
А овощ-молодец —
Зелёный… (огурец.) - Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно круглое оконце,
В небесах сверкает… (солнце.)
Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:
- Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик. - Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок. - На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два». - Вышли мышки как-то раз,
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мыши дёрнули за гири…
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Математические считалки
Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:
- Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал. - Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять. - Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять. - Один, два, три, четыре.
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Один, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.
Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей
Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).
Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.
Математические загадки для второй младшей группы
- У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
- Много рук, нога — одна (дерево).
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
- Есть у каждого лица два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора (глаза). - Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
- У него два колеса и седло на раме,
две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед). - Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (коньки). - Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
- Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
- У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими-
Сверху смотрит на меня (светофор). - Четыре ноги, а ходить не может (стол).
- Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
- Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка). - Пять братцев в одном домике живут (варежка.)
Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.
- Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
Кто же я такой, друзья? (Круг) - Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат) - Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
Стихотворения с математическим содержанием
К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:
- На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная… (юла). - Овальная лягушка,
Но вовсе не зверушка,
А овощ-молодец —
Зелёный… (огурец.) - Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно круглое оконце,
В небесах сверкает… (солнце.)
Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:
- Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик. - Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок. - На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два». - Вышли мышки как-то раз,
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мыши дёрнули за гири…
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Математические считалки
Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:
- Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал. - Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять. - Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять. - Один, два, три, четыре.
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Один, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.
Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).