консультация для родителей
консультация по математике
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры по математике в развитии детей»
«Развитие логики»
Сегодня моя консультация про математику в целом и про дидактические математические игры в частности.
Начну с того что такое математика. Это конечно цифры, фигуры, размер, расстояния, все что можно пересчитать, вычесть, сложить и т. д….так же математика это и время, и цвет, и ориентация в пространстве.
Математика с нами присутствует во всём. Не только в школе и в вопросе «Когда же мне пригодится тригонометрия», но и в обычной жизни. Начиная с того с какой ноги мы встали утром, за какое время добежали расстояние до работы, во сколько пообедали, с какой стороны стола расставить посуду на ужин для семьи, в каком порядке считать овец перед сном, и т. д….Как раз эта незаметная для нас математика и называется в ДОУ как элементарные математические представления
Взрослые ошибочно полагают, что и ребенок так же естественно владеет этими представлениями. Конечно любая мама не задумываясь об образовании дает основы математики с раннего возраста своему ребенку. Те же размер и цвет погремушки, или «кушай кашку, тут совсем мало, дай одну ножку одену, подай вторую, далеко идти – возьмём коляску, только одна шоколадка в день и всё тому подобное.
Но так как многие взрослые не склонны комментировать свои действия, эти основы крайне малы. И поэтому основная образовательная деятельность лежит на занимающейся с ребенком бабушке и конечно же детском саду.
В неделю НОД непосредственной образовательной деятельности у нас два занятия. Этого конечно и достаточно и крайне мало. Уложиться во временные рамки занятия невозможно, думаю вы и сами понимаете – надо и по ФГОС развивать самостоятельность, чтобы приготовили рабочее место сами, и обыграть проблемную ситуацию и вставить физкульт минутку, и разъяснить условия упражнений, дождаться когда ребенок самостоятельно додумается до решения, помочь индивидуально, оставить время для самостоятельной деятельности с детьми со счетным материалом, сделать выводы, обсудить занятие с детьми. И увеличивать время занятий нельзя и так детям сложно сосредоточиться и всё что хочется донести не всегда получается.
Вот тогда то на помощь и приходят дидактические игры. Что такое дидактическая игра – это разновидность игры с правилами, специально создаваемой педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Другими словами «Учимся играя» Игровые формы и приемы – это важный и наиболее естественный путь включения детей в учебную работу.
Дидактические игры различаются:
- по обучающему содержанию;
- познавательной деятельности;
- игровым действиям и правилам;
- организации и взаимоотношениям детей;
- по роли воспитателя.
Эти признаки присущи всем дидактическим играм, какие то отчетливее, другие меньше.
Ошибочно воспринимать дидактическую игру как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение. Т. е не нужно облекать в игровую форму обучения тренировочные упражнения на образовательных занятиях.
Дидактическаяигра имеет определенную структуру:
- Дидактическая задача, которая преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
- Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей игра, и тем успешнее решаются игровые задачи.
- Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой и процессами познавательной деятельности детей.
- Результат. Подведение итогов.
Игра одновременно преследует три цели:
- воспитательную
- игровую
- учебную
Игра наиболее надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличии от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.
Остановлюсь на дидактических играх по математическому развитию.
Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В детском саду ставятся такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игрыможно разделить на несколько групп: игры с цифрами и числами; игры путешествие во времени; игры на ориентировки в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
Вот как раз на логическом мышлении и остановлюсь.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное развитие логики и мышления детей приходится на период с 5 до 8 лет, что для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя они абстрагируют, занимаются конструированием, решают логические задачи, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Игры– головоломки развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной познавательной активности.
Логика – нормативная наука о законах, формах и приемах интеллектуальной деятельности.
Суть головоломок типа Колумбова яйца - не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а так же проявить свое творчество.
Игры-головоломки – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Логико–математические игры помогают педагогам решать многообразный комплекс развивающих и обучающих задач.
Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.
В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.
Головоломки, направленные на решение конструктивных задач
Игры на составление объемных фигур из кубиков («Куб-хамелеон»,
«Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
Игры «шнурковые»,целью которых является: составление с помощью веревочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью веревочного кольца, доски с колышками и карты- схемы;
Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя ее форму.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач
Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Игры «Мозаика» «Колумбово яйцо»,и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур.Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.
Игры комбинаторного характера стратегические
Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки.
Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу.
Правила для взрослых:
1. Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.
2. Играйте с Ребенком на равных.
3. Обойдитесь без «не» (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).
4. Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.
5. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми.
6. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.
7. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.
8.Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.
9. Учитывайте настроение Ребенка.
10. Старайтесь не критиковать Ребенка.
11. Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...