Игры- головоломки как средство развития логического мышления дошкольников
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Балашова Наталья Юрьевна
Игры- головоломки как средство развития логического мышления дошкольников Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Слайд 3 Развитие интеллектуальных способностей детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Слайд 4 1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач. Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др. Игры «шнурковые», целью которых является: — составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы; — «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнурковые»игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др. Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные»игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму. Слайд 5 2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач. Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др. Слайд 6 Игра "Танграм" способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Самое первое упражнение с такой игрой-составление фигуры из 2-3 элементов, например, сложить квадрат из треугольников. Самый сложный этап- это воссоздание фигур по образцам-контурам. Слайд 7 Благодаря мозаике из треугольников, дети развивают фантазию, воображение, геометрическое мышление. В игру можно играть двумя способами. Первый-это когда даются образцы, по которым они из треугольников складываются эти объекты. Во втором дети сами придумывают, что именно они будут складывать из разноцветных треугольников. Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности. Слайд 8 Игры Воскобовича развивают - логическое мышление - образное восприятие - мелкую моторику - математическое мышление - внимание - стремление выполнить поставленную задачу и получить результат - память Игра "геоконт" представляет собой фанерную дощечку с закреплёнными на ней пластмассовыми гвоздиками. Вокруг этих гвоздиков ребёнок должен натягивать разноцветные резинки, создавая нужные формы. Квадрат Воскобовича представляет собой 32 пластиков треугольника, наклеенных на гибкую поверхность в определённом порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объёмные фигуры разной сложности. Слайд 9 Логические блоки Дьенеша придумал венгерский математик и психолог Золтон Дьенеш. Игры с блоками на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими знаниями по информатики. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур: - четырех форм (круги, треугольники, квадраты, треугольники); - трёх цветов; - двух размеров (большие и маленькие); - двух видов толщины (толстые и тонкие) В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной. Слайд 10 Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др. Слайд 11 Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др. Слайд 12 Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки). Игры такого типа используются с целью развития логического мышления, сообразительности, памяти, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать и запоминать 2—3 игровых хода и др. Слайд 13 Ребусы- одна из древнейших головоломок, придуманных человечеством ещё в тот период, когда древние люди рисовали на стенах наскальные рисунки. Обычно ребус представляет собой картинку-шифр с добавлением букв, цифр и специальных значков. Если правильно прочитать это изображение, ответом на головоломку станет слово или верное цифровое равенство. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentacija_todho.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад «Солнышко» Игры-головоломки как средство развития логического мышления дошкольников. Воспитатель: Балашова Н.Ю.

Слайд 2

Познавательное развитие ребёнка Игры - загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Игры - путешествия Игры - беседы

Слайд 3

Игры - головоломки и игры – ребусы направлены: На развитие познавательных способностей На формирование мыслительных операций На повышение интереса к обучению

Слайд 4

Классификация игр – головоломок 1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач. Игры на составление объёмных фигур из кубиков (" Куб-хамелеон", "Уголки", "Кубики для всех" и др.) Игры « шнурковые " "Проволочные" игры

Слайд 5

Логическая игра «Грузовички»

Слайд 6

2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач. Игры с палочками (спичками, полосками) Игры (« Танграм », «Пифагор», «Монгольская игра», « Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», « Пентамимо » и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Лабиринты (графические и механические)

Слайд 8

Мозаика из треугольников Игры с палочками

Слайд 9

Игры Воскобовича

Слайд 10

Логические блоки Дьенеша

Слайд 12

3. Игры комбинаторного характера − стратегические . Шашки и шахматы. Игры шахмато -шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки. Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки) путём передвижения частей по игровому полю за счёт использования пустой клетки. Головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, и др.) − графические или словесные игры на тренировку внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др . «Головоломные » задачи

Слайд 14

Ребус- эт о вид го ловоломки , загадка, сформулированная в виде рисунка, в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами

Слайд 15

Отгадка ребусов Пополнит словарный запас Поможет научиться читать и правильно писать Научит подбирать синонимы Тренирует память и внимание

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового.  Интеллектуальное р...

"Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"

quot;Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"Цель: вызвать у родителей интерес к  формированию  познавательных  проц...

Консультация для воспитателей: "Игры головоломки как средство развития логического мышления у дошкольников".

МБДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» Консультация для воспитателей«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр,...

Обобщение педагогического опыта. Игры-головоломки как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...