Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа)
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.
Система работы.
Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
- Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и фузкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания на все возрастные группы.
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраиваю с учетом следующих принципов:
- Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
- Научность.
- Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
- обучение в повседневных бытовых ситуациях; («Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», «Соберем бусы для куклы Маши»); беседы («Какое сейчас время года, какое время года будет после.»);
- самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.
Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры - в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, в объяснении игровых действий, правил игры, в налаживании взаимоотношений детей, в руководстве хода игры, в учете ее воспитательного воздействия.
Работая с детьми младшего возраста сама включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей к играм с дидактическим материалом( башенки, кубики). Вместе с детьми собираю и разбираю их, тем самым вызываю интерес у детей к дидактическому материалу, желание играть с ним.
В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними. Стремлюсь вовлечь в игру всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнение представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Для старшего возраста подбираю игры в ходе которых дети закрепляют умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители закрепляли дома. Для этого использую разные формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- анкетирование родителей («В какие игры любят играть дети?»)
- консультации («Дидактическая игра в жизни ребёнка», «Учимся играя», «Математика – это интересно» и др.);
- изготовление дидактических игр совместно с родителями;
- участие родителей в досуговой деятельности;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
В заключении можно сделать вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что- то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше и это несомненно скажется самым положительным образом на его умственное развитие
Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь |
|
|
октябрь |
|
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
|
|
январь |
|
|
февраль |
|
|
март |
|
|
апрель |
|
|
май |
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
- А.В. Белошистая «Математика вокруг тебя» Методические рекомендации для организации занятий с детьми 4- 5 лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2007 год.
- А.В. Белошистая «Что такое математика» Методические рекомендации для организации занятий с детьми 3-4 лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2006 год.
- А.В. Белошистая «Математика до школы» Издательство «ДРОФА», Москва, 2008 год.
- И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений», Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал папки передвижки для родителей по использованию дидактических игр в формировании математических представлений детей 6-7 лет
Материал консультации поможет в создании благоприятных условий для формирования математических представлений посредством математических игр, повысит компетенцию родителей в вопр...

«Использование дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего возраста»
Условно математические игры делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрич...

презентация по проекту "Использование дидактических игр при формировании математических представлений"
Формирование умственных способностей и математических представлений....
Консультация для родителей "Использование дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего возраста"
Математика это точная наука и как сформировать у детей математические представления,для этого используют дидактические игры.Они дают большой заряд положительных эмоций,закрепляют и расширяют знания по...
Консультация для родителей "Использование дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего возраста"
Математика это точная наука и как сформировать у детей математические представления,для этого используют дидактические игры.Они дают большой заряд положительных эмоций,закрепляют и расширяют знания по...

«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»
В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...
"Использование дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста"
Использование увлекательных игр и упражнений с числами, геометрическими фигурами помогает подготовке детей к обучению математике в начальной школе....