Проект "Познаем мир, играя"
проект по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Педагогический проект
«Познаем мир играя»
Исполнитель: Брянцева Е.А.
2019г.
Название проекта | Проект по сенсорике «Познаем мир играя» |
Автор проекта | Брянцева Е.А |
Актуальность проекта | Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. |
Проблема | Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. |
Цель проекта | Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических. |
Задачи проекта: | Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей. Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности. Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей. |
Участники проекта(возраст детей) | Дети младшей группы (3-4года), воспитатель, родители. |
Сроки реализации проекта | неделя |
Тип проекта | познавательно – игровой. |
Материально-техническое оснащение | Ноутбук, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества, подбор литературы, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии), выставки рисунков, поделок, создание условий для открытых мероприятий. |
Продукт проектной деятельности | Пополнение сенсорного уголка |
Формы реализации проекта | 1.Логико-математические игры. 2.Интегрированные игровые занятия. 3.Совместная деятельность педагога и детей. 4.Самостоятельная игровая деятельность |
Методы проекта | Игровой (дидактическая игра, воображаема ситуация в развернутом виде: с игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием) Наглядный (наблюдение, демонстрация наглядных пособий) Словесный (беседа) Практический (упражнения, создание продукта) |
Предполагаемые результаты проекта | повышение уровня сенсорного развития детей; пополнение уголка дидактическими играми и играми В. Воскобовича; консультации на тему «Что такое сенсорное развитие» совместные игры; беседы; |
Перспектива проекта (Возможный выход проекта на новый уровень, его дальнейшее развитие). | Реализация макета данного проекта в рамках других тем. |
Список литературы | Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие длявоспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013 Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с. |
Паспорт проекта
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Подготовительный этап | ||
Подготовительный: подбор материала и иллюстративного материала. Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей. | - подбор художественной литературы; - разработка конспектов НОД по теме недели; - разработка цикла бесед, развлечений с детьми по данной теме; - разработка и оформление дидактических игр по данной тематике; - работа с родителями | |
Основной этап | ||
-цикл образовательных ситуаций -проводят дидактические игры | - -организуют с детьми совместную деятельность дома по теме проекта | -пополняют зоны по теме проекта -разучиваем пальчиковую гимнастику и физминутки -чтение литературных произведений и беседа по ним -пересказ сказки по мнемо таблице -загадывают загадки -организуют дидактические -проводят продуктивную деятельность : рисование, аппликация и конструирование - |
Заключительный этап | ||
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр. | -смотрят детские работы |
Приложение 1
Консультация для родителей
«Сенсорное развитие посредством дидактических игр»
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Самое любимое занятие у детей –это игра, где бы они не были, в гостях, дома, на улице, в детском саду. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Детство у детей будет счастливым тогда, когда главное место в их жизни занимает игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре и ее нужно удовлетворять, потому что играя, ребенок развивается, учится, познает мир.
Дошкольный возраст самый благоприятный период для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира. Все это способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ закреплять и развивать сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру. Главное в этом возрасте- обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь- пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т е от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Основная задача занятий по сенсорному воспитанию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
1. является основой для интеллектуального развития.
2. развивает наблюдательность.
3. готовит к реальной жизни.
4. позитивно влияет на эстетическое чувство.
5. является основой для развития воображения.
6. развивает внимание.
7. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной видов памяти,
8. влияет на расширение словарного запаса.
Уважаемые родители, я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые вы можете поиграть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.
Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится правильно действовать.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Задание для родителей.
Возьмите игру, внимательно рассмотрите ее, попытайтесь поиграть и сделать вывод, что развивает эта игра, какие задачи можно решить с помощью этой игры.
Игры для родителей.
1. «Геометрические фигуры»
2. «В мире животных»
3. «Транспорт»
4. «Мамы и дети»
5. «Собери букет»
Приложение 2
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.
- Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
- Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.
- Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
- Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.
- Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.
- Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
- Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
- Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.
- Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.
- Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
- Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.
- Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.
- Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
- Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.
- Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.
- Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
- Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок
- Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»
ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.
- Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.
- Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
- Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»
Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.
Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).
- Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»
Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»
Дайте малышу время подумать.
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.
- Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
- Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»
Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.
Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.
Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.
- Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
- Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.
Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.
Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.
- Д/И «ПРЯТКИ»
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
- Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
- Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»
Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.
Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.
Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.
- Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
- Д/И «БУСЫ»
Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.
- Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
- Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
- Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
- Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепенно задание можно усложнять.
Приложение 3
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения,
продолжение формирования представление о геометрических фигурах.
Задачи:
образовательные: закреплять знания детей о прямом счете; упражнять детей в определении геометрических фигур на основе словесного и зрительного восприятия;
воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к персонажам, желание помогать другим, формирование положительной самооценки.
развивающие: развивать внимание, воображение, логическое мышление, представление о форме.
образовательные области: познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация.
Предварительная работа:
Знакомство с героями и играми В. В Воскобовича,
Использование дидактических игр с математическим содержанием.
Материалы:
Игры В. В. Воскобовича: «Двухцветный квадрат», «Фонарики», персонаж из Фиолетового леса – гусеничка Фифа.
Ход занятия:
Воспитатель берёт детей за руки, образуя круг.
Станем рядышком по кругу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями)
(Раздаётся тихий плачь)
Воспитатель: - Вы слышите, кто-то плачет (воспитатель подходит к двери, заносит в группу плоскостную фигуру гусенички Фифы)
-Это же наша знакомая гусеничка Фифа!
-Она хочет что-то рассказать мне (на ушко «что-то рассказывает воспитателю)
- Ребята, хотите узнать, что случилось с Фифой? (ответы детей)
Воспитатель:
В Фиолетовом лесу, где живёт Фифа, тоже наступила осень, листья пожелтели, насекомые стали прятаться. Был тёплый осенний день. гусеничка заползла на дерево, устроилась на жёлтом листочке и стала греться на солнышке. Вдруг подул сильный ветер, сорвал листочек, где сидела Фифа, и унёс её далеко от леса. Листочек перелетел через речку и опустился около нашего детского сада.
И теперь Фифа не знает, что ей делать, как ей попасть в Фиолетовый лес, ведь на пути у неё речка.
-Как же ей помочь вернуться домой? (ответы детей)
-А как вы думаете, что нужно, чтобы перебраться через речку?
(ответы детей)
-Правильно лодочка. Но фифа хочет построить лодочку сама, но не знает как, а вы знаете? (ответы детей)
-А из чего? (из волшебных квадратов)
-Покажете Фифе как надо строить? (Да)
- Ну, тогда присаживайтесь за столы.
-А ты, Фифа, смотри и повторяй за детьми.
Воспитатель:
-Сначала мы сгибаем боковые уголки в середину, вот так (показываю, дети повторяют)
- Что получилось?
-Конфетка.
-Какого цвета у конфетки получились сложенные уголки?
-Правильно, красного.
-А теперь нужно сложить эти красные уголки вместе.
- Покажи, пожалуйста Вероника, как надо сложить уголки
- Правильно.
-Фифа, у тебя получается?
-Ребята, посмотрите, гусеничка правильно сложила? (Да)
-Что получилось? (ответы детей)
Фифа: - Спасибо, вам, ребята. Теперь я смогу перебраться через речку.
Физминутка
Воспитатель:- Ребята, чтобы Фифа смогла переплыть на лодочке речку, надо произнести волшебные слова. Возьмите свои лодочки в ладошки, вот так (показываю) встаньте, подойдите все ко мне. Пока Фифа будет плыть, мы скажем:
Я на лодочке плыву (волнообразные движения руками вверх-вниз)
Паруса я подниму (руки с лодочками между ладонями поднимаем вверх)
А за мною тут и там
Рыбки скачут по волнам (волнообразные движения руками из стороны в сторону)
Воспитатель: Вот мы и помогли Фифе перебраться через речку (прикрепляет гусеничку на коврограф)
-Она очутилась в своём лесу, но до домика ей надо ещё доползти, а в фиолетовом лесу уже стало темнеть и скоро наступит ночь. Гусеничка не увидит дорогу, что же делать, как помочь Фифе, чтобы ей не было страшно и было видно дорожку?
(ответы детей, если затрудняются, задать наводящий вопрос)
-Чем можно осветить дорожку?
-Правильно, фонариками. Поможем Фифе? (Да)
-А помогут нам в этом волшебные фигуры. Присаживайтесь за столы.
(на столах у детей лежат большие зелёные фигуры с «закрытыми окошками» из зелёных фигур, рядом, на тарелочке лежат маленькие красные фигуры)
-Посмотрите, у каждого на столе есть несколько фигур.
-Сколько их у вас (много)
(если дети уже считают, то можно посчитать фигуры)
-Они одинаковые или разные? (разные)
-Какие они по размеру? (большие и маленькие)
-А какого размера большие фигуры? (Зелёного)
-Как они называются (круг, квадрат, треугольник)
-Покажите мне квадрат (показывают)
-А как вы узнали, что это квадрат? (у него все стороны одинаковые, прямые. Дети обводят пальчиком стороны)
-Правильно, молодцы!
-А покажите мне круг (показывают)
-Как вы узнали, что это круг?
-Правильно, у него нет углов, он круглый (дети обводят пальчиком по фигуре)
(То же самое проделываем с треугольником)
-А какого цвета маленькие фигуры? (зелёные и красные)
-Где находятся маленькие зелёные фигуры (внутри больших)
-Ребята, но фонарики у нас пока не горят. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы они загорелись? (ответы детей)
-Правильно, надо вынуть из больших зелёных фигур маленькие зелёные фигуры, а вместо них вставить маленькие красные фигуры, и тогда фонарики будут ярко светить. Нам надо поторопиться, наша гусеничка уже заждалась
(дети выполняют действия вместе с воспитателем сначала за столами, а затем прикрепляют фонарики на коврографе)
-Ну вот мы и помогли Фифе, она всех вас благодарит за помощь и говорит вам спасибо.
Итог:
-Скажите ребята, кто у нас сегодня был?
-Кому мы помогали?
-На чём переправилась гусеничка?
-Ой, я забыла, а какого цвета были фонарики?
-Молодцы, ребята, всё помните.
-Мы с вами хорошо потрудились, теперь можно и поиграть.
Музыкальная игра «Сороконожка»
Приложение 4
Конспект НОД для детей 3-4 лет «Знакомство с квадратом Воскобовича В.В»
Задачи: Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича В.В. Развивать сенсорные способности и элементарные математические представления. Формировать на уровне образа представления о геометрических фигурах (треугольник, квадрат). Активизировать речь детей, творческое мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
Игра малой подвижности «Собрались все дети в круг».
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.(ходьба по кругу)
Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей.) А почему вы их любите? В СКАЗКАХ ПРОИСХОДИТ ВОЛШЕБСТВО И РАЗНЫЕ ЧУДЕСА.
А у нас в детском саду тоже совершаются чудеса. Смотрите (звучит сказочная музыка) кто то нам оставил сундучок, а что там. Воспитатель вынимает двухцветные квадраты.
(Дать детям потрогать, рассмотреть).
Знакомство с квадратом Воскобовича В.В.
-Жил-был круг.
Пошел он погулять, катится, катится по дорожке. Вдруг видит, идет ему навстречу кто-то странный, на него непохожий.
-«Кто ты? » - удивился круг.
-«Я квадрат, а ты кто? ».
-«Я круг. Давай вместе покатимся по дорожке».
-Попробовал квадрат катиться, а не может. Удивился круг, стал рассматривать квадрат и увидел, что у квадрата есть углы.
-«А, я понял, почему ты не можешь катиться», - засмеялся круг.
-А вы, ребята, как думаете, что мешает квадрату катиться?
История: В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама трапеция, папа прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у квадрата не было, но зато был дедушка четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко и поэтому часто писал письма. Однажды папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый квадрат мечтает стать.
Превращение квадрата. (Домик).
После завтрака мама с папой ушли, а квадрат остался дома один. Интересно, кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы равны.
(провести пальчиком по стороне квадрата, найти углы,)
«Всюду одинаковый и ничем не примечательный»- думал про себя квадрат.
С одной стороны я зелёный, а с другой (дети переворачивают квадрат) я (какой?) красный. После этого решил наш квадрат выйти во двор. Он вышел, пошёл по дорожке в парк и вдруг в глубине парка он увидел красивый домик. «Вот бы мне стать таким домиком» - подумал квадрат и вдруг почувствовал, что уголки его пошли в движение, и он как-то необычно сложился. И квадрат превратился в домик!!! (положить квадрат квадратиком, загнуть верхние уголки)
Он очень удивился и снова превратился в квадрат.
Вот какие интересные у нас квадраты. Понравились? А чем они Вам, ребята, понравились?
Развлечение по сенсорному воспитанию детей «Клёпа в гостях у малышей» в первой младшей группе
Цель:
-повысить эмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу.
Задачи:
Образовательные задачи:
-закрепить сенсорные эталоны: цвета, размер, форму; количество;
- закрепить полученные знания о диких животных- зайчатах;
Развивающие задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-продолжать развивать речь детей;
- приучать отвечать на вопросы;
- развивать творческую активность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к животным, желание помочь им.
Методические приемы
: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, вопросы, художественное слово.
Материал и оборудование
: плюшевые зайчата в корзинке, велосипед для Клёпы, ноутбук с презентацией «Что любят есть зайчата», цветные чашки «с горячим чаем» для развития дыхания, поднос с манной крупой.
Предварительная работа
: рассматривание иллюстрации с зайчиками, беседа о них, чтение потешки ««Зайка серенький сидит…», чтение стихотворения А. Барто «Зайка»,рассматривание зайчат.
Словарная работа
: пушистый, мягкий, добрый, длинные.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Ход развлечения.
Дети под музыку входят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики.
На велосипеде въезжает Клепа.
Клёпа: Здравствуйте, мальчишки!
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я- Клёпа, приехал с вами поиграть, но я не один.
Клёпа достает из большой коробке корзинку, а в ней сидят маленькие зайчата.
Клёпа: Ребятки, посмотрите, кто это у меня? Правильно – это маленькие зайчики. Сколько их? (много)Пока мы ехали мои зайчата замерзли, помогите мне их согреть.
Игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо ноженьки согреть
Вот так, вот так
Надо ноженьки согреть.
Клёпа: Наши зайчата согрелись. Садитесь на стульчики.
Клепа раздает детям зайчат.
Клёпа: Посмотрите, какая у зайчат шерстка? Попробуйте (мягкая, пушистая)
Погладим зайчат. Прижмём их к себе
-Посмотрите, какие зайчата красивые. (Дети рассматривают зайчат)
-Какие у них глазки? (маленькие, круглые, как бусинки)
-А где у них ушки? Какие они? (Длинные)
-А что это? (лапки) какие лапки? (маленькие)
-А ещё что есть у зайчат? (хвостик)
-Какой хвостик? (маленький, короткий)
- Дети, а что любят кушать зайчата? (морковку, капусту, травку).
Клепа обращает внимание детей на экран, где показывает детям овощи, которые любят кушать зайчат.
Клёпа: Ребятки, а мои зайчата любят пить чай с пирогами. Помогите испечь пироги. Из чего пекут пироги? Правильно, из муки, но у нас ее нет, поэтому мы будем печь пирог из манной крупы»
Дети подходят к подносу с манной крупой, на котором Клёпа рисует круг.
Клёпа: «Ребятки, на что похож наш пирог? Круг. Он круглый. А с чем будет пирог? Правильно, с ягодами. Давайте нарисуем ягодки»
Дети рисуют пальчиком ягоды.
Клёпа: «Сколько у нас ягод? Много. Молодцы, а теперь порежем пирог на кусочки. На что похожи наши кусочки? (треугольник).
Клёпа: Наш пирог готов, давайте накрывать на стол. Ой, ребятки, кто-то перепутал чашки с блюдцами, помогите их поставить по цвету.
Приложение 5
Родительское собрание в младшей группе
Мастер-класс
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План
1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
2. Сенсорное развитие. Что это такое?
3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
2. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)
Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста:
Зрения –цвета, формы, размера.
Осязание –вес, фактура, температура
Обоняния- запахи,
слух – речь, звуки
вкус
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
4. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.
Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек,
Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
, Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
, Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
,Сравни предметы по высоте,
,Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
,Какого цвета не стало,
,Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)
Поиграем в Дидактическое упражнение
«Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Игры на развитие тактильных ощущений.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра "Собери бусы".
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый)путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
(Высказывания родителей)
Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития
детей третьего года жизни.
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития.
5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...