Проект "Геометрия для малышей" (оригами)
проект по математике (старшая группа)
Целью данного проекта является развитие у детей математических представлений оригами как технологии конструирования, воспитание человека будущего, который должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektgeom.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
(дошкольное отделение)
Проект
Геометрия для малышей
(оригами)
Автор:
Ахахлина Галина Николаевна
Новосибирск 2020
Пояснительная записка
Целью данного проекта является развитие у детей математических представлений оригами как технологии конструирования, воспитание человека будущего, который должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы.
Оригами способствует концентрации внимания, развитию конструктивного мышления детей, творческое воображение, так же стимулирует развитие памяти. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (квадрат, угол, сторона, диагональ и т. п.). У детей формируется культура труда. Так же оригами способствует созданию игровых ситуаций.
Анкетные данные показали – проект необходим потому, что большая часть детей (92%) хотят познакомиться с искусством оригами, значением оригами, о его истории и разнообразии.
В группе будет оформлена выставка детских работ:
объемные модели геометрических тел из бумаги и картона,
детские рисунки «Такие разные фигуры»
Будет пополнен книжный уголок энциклопедической, художественной, практической литературой о художественных средствах для изготовления и моделирования геометрических фигур и объемных геометрических тел. Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото»)
Разработаны конспекты занятий, оформлены творческие выставки поделок, рисунков.
Будут осуществлены следующие мероприятия: разработаны рекомендации родителям по изготовлению оригами с детьми, проведены творческие занятия: оригами, рисование; чтение энциклопедической, художественной литературы для детей.
Будет проведена серия консультаций для родителей по данной теме.
Проект будет реализовываться с детьми, родителями.
Всего в проект будет вовлечено 18 детей, 36 родителей.
Длительность проекта: один месяц. (Краткосрочный)
Описание группы
Приоритетным направлением в моей работе является математическое воспитание.
В группе проводится работа по развитию, созданию условий для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечению успешного развития способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.
Большое внимание уделяю укреплению здоровья.
В работе с детьми использую современные формы организации обучения. Занятия провожу по подгруппам и индивидуально в игровой форме.
Весомый вклад в работу группы вносят родители. Вместе с ними провожу спортивные праздники, развлечения, творческие выставки. Стараюсь, чтобы в группе все развивающие зоны отвечали современным требованиям. Хорошо оснащены литературно – художественная зона, спортивная, творческая мастерская, природный уголок оснащен комнатными растениями по возрасту, методическим, дидактическим материалом, отвечающим современным требованиям.
В настоящее время актуальной стала проблема совершенствования умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Но чтобы показать детям значимость конструирования, владения техникой оригами мне пришлось изучить разную литературу, разных авторов, разные точки зрения.
Материал, изложенный в этой литературе доступен для понимания и восприятия детей дошкольного возраста.
Я решила создать дидактический набор «Объемные модели геометрических тел из бумаги и картона».
Дидактический материал будет постоянно пополняться новыми моделями.
В процессе реализации проекта дети смогут:
систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать работу по моделированию и конструированию геометрических фигур и геометрических тел.
Постановка проблемы
Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Анкетные данные выявления уровня развития конструктивных навыков детей 5 лет, через наблюдение показали (на начало учебного года), что у
43% - низкий уровень, 50% - средний уровень,7% - высокий уровень. Тема изучения бумаги, конструирования из бумаги по типу оригами и ее применение актуальна.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.
У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию детей интереса и бережного отношения к живой и неживой природе.
Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей дошкольников, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей.
В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в дошкольных учреждениях, начальных классах, но и в средней и высшей школах.
Большой вклад в научное обоснование математического воспитания дошкольников внесли выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Каменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е.И.Тихеева, Ф.Н.Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением его результатов.
В настоящее время проблема математического воспитания актуальна и трудна, т.к. в семьях не уделяется достаточного внимания математическому воспитанию. Редко какие родители используют методические пособия, адресованные, как правило семье и показывают положительный пример изучения с детьми математического материала. В соответствии с Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации одной из основных задач стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В связи с этим, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Очень важно помочь родителям выбрать ориентиры для воспитания детей. Усвоение и осмысление математических понятий детьми осуществляется в процессе овладения ими общественно – историческим опытом, опытом семьи, по мере развития и приобретения чувственного опыта.
Мною были разработаны анкеты для детей и родителей. Обследовано 36 родителей и 18 детей.
Анализ анкетирования показал, что 62% родителей не против изучать более глубоко искусство оригами (конструирование), но информация должна быть адаптирована в соответствии с возрастом; 22% родителей ответили, что эта тема не доступна детям дошкольного возраста; 10% родителей затруднились ответить; 6% родителей отказались отвечать.
При опросе детей, хотят ли они узнать больше об искусстве оригами (конструировании) ,о истории возникновения оригами, стране - 92% детей ответили, что хотят узнать; 8% не ответили ничего, не проявили интереса.
На основании изложенного я поставила цель и задачи своего проекта.
Цель: математического воспитания – развитие у детей математических представлений оригами как технологии конструирования, воспитание человека будущего, который должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
- познакомить детей с искусством оригами
- развитие интереса к моделированию и конструированию
- развитие логического мышления
- развитие коммуникативных способностей
- развитие творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников
- воспитание эстетического вкуса у детей при изготовлении поделок и композиций
- воспитание аккуратности, самостоятельности
Проект рассчитан на один месяц и будет проходить в четыре этапа. В проекте будут участвовать воспитатель группы, дети, их родители.
I – этап. Подготовительный. Рассчитан на одну неделю.
Задачи | Вид деятельности | Ответственные | Место и форма проведения | Сроки |
детей об искусстве оригами | Изучение методической, научной, художественной литературы; составление анкет. Проведение анкетирования родителей, детей. Приложение №1 | Воспитатель группы. Воспитатель группы. | Группа в дошкольном учреждении. Родительское собрание. Конкурс на лучшую идею поделки из оригами | февраль, 1 неделя |
II – этап. (основной). Рассчитан на одну неделю.
Задачи | Вид деятельности | Ответственные | Место и форма проведения | Сроки |
| Изучение нормативных документов, методических рекомендаций научной, художественной литературы. Список литературы по теме. Приложение № 5 Чтение художественной литературы, загадок, пословиц, стихов, разучивание физминуток. Организация совместных мероприятий с участием родителей, детей, педагогов. Подготовка наглядного материала: геометрические фигуры; домики для животных | Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы, дети, родители. | Методический кабинет, библиотека, интернет ресурсы. Группа в дошкольном учреждении. МКДОУ, организация дидактических игр Приложение № 4 МКДОУ, сбор дидактического материала. Приложение № 3 | Февраль, вторая неделя |
III – этап. (основной) Рассчитан на одну неделю.
Задачи | Вид деятельности | Ответственные | Место и форма проведения | Сроки |
1. Организация игровой образовательной ситуации. | Провести занятие «Домик для любимого животного», с выполнением образцов оригами | Воспитатель группы | МКДОУ, выставка поделок. Приложение № 3 | Февраль, 3 неделя |
IV – этап. Заключительный. Рассчитан на одну неделю.
Задачи | Вид деятельности | Ответственные | Место и форма проведения | Сроки |
1. Обобщить полученный опыт. Поделиться опытом с педагогами в ДОУ | Провести итоговое открытое занятие «Путешествие на планету Точных Фигур» | Воспитатель группы | МКДОУ, выставка рисунков, поделок, дидактического материала Приложение № 3 | Февраль, 4 неделя |
Ожидаемые результаты.
В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность МКДОУ мы ожидаем, что дети будут:
- знать специальные термины (книжка и т.д.), условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;
- уметь пользоваться пооперационной картой и применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
-знать геометрических понятия (угол, сторона, диагональ, середина, и т.д.);
- знать математические отношения: цвет, форма, размер;
- знать базовые формы, как основу поделки;
- уметь ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по разному;
- точные движения пальцев;
- развитие связной речи;
- выразительность речи, речевое общение между детьми;
- уметь анализировать;
- аккуратно выполнять работу.
Приложение № 1
Принцип
Создания дидактического материала
- Принцип научности: дидактический материал должен строиться на основе научной концепции.
- Принцип предметности: основу дидактического материала составляют предметы, изготовленные максимально сохраняющие подлинность форм, в доступной .для детей форме.
- Коммуникативно – информационный принцип: дизайн дидактического материала должен быть таким, чтобы информация легко воспринималась зрителями разного возраста.
Приложение № 2
Анкета
Для родителей
Уважаемые родители!
Прошу вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Геометрия для малышей», с использованием технологии оригами.
- Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема?
Да нет затрудняюсь сказать мне безразлично
- Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с технологией оригами, историей возникновения данного искусства?
Да, но информация по данной проблеме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
Нет, эта тема для дошкольников недоступна их пониманию.
Затрудняюсь ответить.
Мне безразлично.
- Имеет ли ваш ребенок представление о технологии оригами?
Да нет затрудняюсь сказать мне безразлично
- Какую из предложенных форм работы с детьми вы считаете наиболее приемлемой?
А) Оформление дидактического материала
Б) Создание альбома
В) Фотовыставка
Г) Ваш вариант
Спасибо!
Анкета для детей
- Вы знаете что такое оригами?
Да Нет
- Вы хотите узнать где и когда возникло впервые искусство оригами?
Да Нет
- вы хотите узнать где можно применять технологию оригами?
Да Нет
Приложение № 3
Перспективный план
Проект «Геометрия для малышей» для детей старшей группы
Месяц, неделя | Тема | Ознакомление с окружающим | Развитие речи | Художественная литература |
Февраль, 1 неделя | «Я знаю геометрические фигуры» | Пр. сод.: Уточнить готовность детей к выполнению деятельности с использованием технологии оригами. | Пр. сод.: Предложить детям дидактические игры, с использованием конструкторов, лото, настольных игр, содержащих геометрические формы и тела. («Танграмм», «сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото»), LEGO, строительный материал и т.д.) | Афонькин С. Ю. «Уроки оригами в школе и дома» |
Февраль, 2 неделя | «Что изменилось? Чудесный мешочек Кто быстрее найдет | Пр. сод.: закрепить название геометрических фигур, развивать память, умение определять их на ощупь, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. | Пр. сод.: закреплять умение описывать геометрические фигуры, используя накопленный опыт; закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, используя названия геометрических форм и тел. | Колесникова Е.В. «Математика для дошкольников» |
Февраль, 3 неделя | Образовательная ситуация «Домик для любимого животного» – закрепить знания детей о геометрических формах и фигурах; – развивать геометрическое мышление у детей; умение мыслить и выражать свои мысли; – развивать интерес к геометрии, к технологии оригами. | Пр. сод.: Актуализация знаний – Ребята, как вы думаете, какие дома были у животных в математической стране? (в форме разных геометрических фигур) – А они были плоские или объемные? – Какие объемные геометрические фигуры вы знаете? 3. Выдвижение гипотез. Из чего мы можем построить дома? (из бумаги и картона) – Как мы будем их строить? (сделаем из бумаги) | Пр. сод.: Проверка решения. – Где можно узнать как сделать куб, конус, цилиндр из бумаги? (посмотреть в книге, в Интернете, спросить у взрослых) – У нас есть книга, которая называется «Оригами. Постигаем шаг за шагом " Анна Эм, в ней рассказывается о разных поделках из бумаги, в том числе и как сделать объёмные геометрические формы. Давайте в неё заглянем. | «Оригами. Постигаем шаг за шагом " Анна Эм, |
Февраль, 4 неделя | Итоговое занятие «Путешествие на планету геометрических фигур» - закрепить знание свойств предметов (форма, величина, цвет); - закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева, внизу, вверху) | Пр. сод.: Посетили на планете «Геометрических фигур» следующие станции: - станция «Геометрическая»; (повторение г.форм) - станция «Отгадай-ка» ( разгадывание ребусов: 100лб, 100п, 7я и др.) - станция «Направление»; (закрепление навыков ориентировки в пространстве); - станция «Построй замок» (развивать умение моделировать из геометрических фигур разные конструкции домов для жителей планеты) | Пр. сод.: развитие связной речи; выразительность речи, речевое общение между детьми; уметь анализировать; знать специальные термины и условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки; | Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка» |
Приложение № 4
Старшая группа | Что изменилось? | закрепить название геометрических фигур, развивать память. | На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось?" | шаблоны геометрических фигур |
Чудесный мешочек | закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь. | у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ". | мешочек с геометрическими фигурами. | |
Кто быстрее найдет | упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. | Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Воспитатель задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д. В заключение воспитатель задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их? | Фигуры, предметы разной формы |
Приложение № 5
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
2. Эм Анна «Оригами. Постигаем шаг за шагом» / Анна Эм. – Минск: Харвест, 2010. – 320с.
3. Программа «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
5. Колесникова Е.В. «Математика для дошкольников»/- Москва, 2002. – 206с.