Памятка для педагогов «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
консультация по математике

Ананьева Ирина Владимировна

В организации и содержании каждой игры следует продумывать создание проблемной ситуации. В игру добавляются моменты проблемной ситуации, используются действия, которые направлены против чего-то.

При отборе заданий математического содержания с использованием проблемных ситуаций используется определённая последовательность в их применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_pedagogam.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В организации и содержании каждой игры следует продумывать создание проблемной ситуации. В игру добавляются моменты проблемной ситуации, используются действия, которые направлены против чего-то.

При отборе заданий математического содержания с использованием проблемных ситуаций используется определённая последовательность в их применении. Игры, которые предлагаются вначале, направлены на то, чтобы дети вспомнили и закрепили уже известный им программный материал, так как, только после окончательного усвоения детьми определенных знаний можно переходить к более сложным заданиям. Каждая последующая игра или упражнение помогают закрепить полученные ранее знания и приобрести новые.

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями.

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

В создании проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников работа проводится поэтапно:

I этап: совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение.

Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что получили? почему?

Далее педагог формулирует общие выводы на основе высказываний детей.

Для совершенствования умения планировать эксперимент предлагается зашифровать его ход с помощью готовых моделей одному ребёнку, а другим – расшифровать его.

II этап: самостоятельное экспериментирование: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. Педагог с помощью схем показывает проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, фиксируют результаты.

Источником экспериментирования являются вопросы детей: Что получится, если кубик склеить по-другому?; Почему овал трудно катить?

Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».

В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации.

Таким образом, обучение математике наиболее эффективно и продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать ус...

Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»...