Проект "Менталочка" 1этап
проект по математике (средняя группа)
Все родители хотят, чтобы их дети развивались гармонично, динамично и без напряжения. Одним из занятий, направленных именно на такое развитие, является ментальная арифметика – быстрый счет в уме. Этот навык позволяет значительно развить мышление, укрепить память, поработать над концентрацией внимания и в целом повысить уровень развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mentalochka.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Незабудка»
Проект «Менталочка»
(долгосрочный)
Автор – составитель:
Воспитатель – Дементьева
Екатерина Леонидовна
Г. Котлас 2021г
Пояснительная записка.
Все родители хотят, чтобы их дети развивались гармонично, динамично и без напряжения. Одним из занятий, направленных именно на такое развитие, является ментальная арифметика – быстрый счет в уме. Этот навык позволяет значительно развить мышление, укрепить память, поработать над концентрацией внимания и в целом повысить уровень развития ребёнка.
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах «абакус».
Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4 – 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.
Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков счета с использованием японских счет «абакуса» с постепенным переводом навыка от механического к умственному (ментальному).
Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.
Занятия проходят в игровой доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности.
Цель: Максимальное развитие интелектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.
Задачи:
Познакомить с историей появления ментальной арифметики, формировать начальные представления об абакусе;
Формирование навыков устного счета без использования электронных вычислительных устройств;
Развитие мелкой моторики для активации внутреннего интелектуального и творческого потенциала ребёнка;
Развитие познавательной активности через применение технологий деятельностного подхода;
Развитие лидерских качеств.
Участники проекта: Дети «МДОУ «Детский сад №3 «Незабудка» и их родители, воспитатели.
Предполагаемый результат: Благодаря проекту «Менталочка» у детей улучшится зрительная и слуховая память, повысится концентрация и внимательность. Развивается мышление и творческие способности.
Обучение осуществляется в несколько этапов:
1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.
2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счетов. Так ребенок учится производить предполагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками.
Тематическое планирование
1 Этап:
Тема недели | Сентябрь | ||
Содержание | Задачи | Источник, стр. | |
Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь | 1. Волшебные фигуры 2.Волшебные фигуры | Развивать воображение и способность создавать оригинальные образы. | «Диагностика воображения.» Ольга Фуст |
Осень | 3.»Звездное небо» Упражнения для развития воображения. 4.»Морские обитатели» Упражнения для развития воображения | Развивать воображение и способность создавать оригинальные образы. | «Диагностика воображения.» Ольга Фуст |
Октябрь | |||
Я в мире человек | 1.Путешествие в страну «Менталочка» 2.»Крабики» | Познакомить с абакусом, его конструкцией, правилом передвижения косточек, обнулением. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
В мире животных | 3.Крабики – помощники 4.Число и цифра - 1 | Познакомить с абакусом, его конструкцией, правилом передвижения косточек, обнулением. Учить набирать число 1, развивать память и внимание. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Ноябрь | |||
Мой город, моя страна | 1.Число и цифра 2 2.Число и цифра 3 | Учить набирать число 2 и 3, развивать память и внимание | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Мой дом, моя семья | 3.Число и цифра 4 4.Простое сложение однозначных чисел на абакусе от 1 до 4 | Учить набирать число 4 , развивать память и внимание. Учить сложению однозначных чисел на нижних косточках | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Декабрь | |||
Зима | 1.Простое вычитание однозначных чисел на абакусе от 1 до 2. 2. Простое сложение и вычитание однозначных чисел на абакусе от 1 до 2. | Учить вычитанию однозначных чисел на нижних косточках, развивать память и внимание. Учить сложению и вычитанию однозначных чисел на нижних косточках, развивать память и внимание. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Зимние забавы Новогодний праздник | 3. 4. Простое сложение и вычитание однозначных чисел на абакусе от 1 до 2. | Закрепить сложение и вычитание однозначных чисел на нижних косточках, развивать память и внимание. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Январь | |||
Новогодний праздник | 1.Крабик сомкнулся-разомкнулся ( число и цифра 5) 2. .Крабик сомкнулся-разомкнулся ( число и цифра 6) | Учить набирать число 5, развивать память и внимание. Учить набирать число 6 , развивать память и внимание. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Знакомство с народной культурой и традициями | 3. Крабик сомкнулся-разомкнулся ( число и цифра 7) 4. Крабик сомкнулся-разомкнулся ( число и цифра 8) | Учить набирать число 7 , развивать память и внимание Учить набирать число 8 , развивать память и внимание | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Февраль | |||
Профессии | 1. Крабик сомкнулся-разомкнулся ( число и цифра 9) 2. Крабик сомкнулся-разомкнулся (от 5до9) | Учить набирать число 9 , развивать память и внимание Закрепить набирать числа от 5 до 9 , развивать память и внимание | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
День защитника Отечества | 3. Крабик сомкнулся-разомкнулся (от 5до9) 4. Простое сложение однозначных чисел на абакусе от 1 до 9 | Закрепить набирать числа от 5 до 9 , развивать память и внимание Учить сложению однозначных чисел на нижних и верхних косточках | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Март | |||
8 марта | 1. Простое вычитание однозначных чисел на абакусе от 1 до 9 2. Простое сложение и вычитание однозначных чисел на абакусе от 1 до 9. | Учить вычитанию однозначных чисел на нижних и верхних косточках, развивать память и внимание. Учить сложению и вычитанию однозначных чисел на нижних косточках и верхних, развивать память и внимание. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Этикет | 3. Простое сложение и вычитание однозначных чисел на абакусе от 1 до 9. 4. Олимпиада от «Весёлого енота» | Закрепить сложение и вычитание однозначных чисел на нижних косточках и верхних, развивать память и внимание. Закрепить сложение и вычитание однозначных чисел на нижних косточках и верхних, развивать память и внимание. | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Апрель | |||
Весна | 1.Дом числа 5 | Познакомить с составом числа 5 | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Космос | 2. .Дом числа 5 3.»Друзья» | Закрепить состав числа 5 Объяснить правило «Младшие товарищи» | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Мир искусства | 4. Тренировка ментального счёта в пределах 9
| Закрепление ментального счета в пределах 9 | Пособие: Ефимовой Ольги Сергеевны Школа ментальной арифметики г.Казань |
Май | |||
День Победы | 1.Тренировка ментального счёта в пределах 9 2. Тренировка ментального счёта в пределах 9 | Закрепление ментального счета в пределах 9 Закрепление ментального счета в пределах 9 | |
Безопасность | 3.Олимпиада 4.»Волшебная сила» | Закрепление ментального счета в пределах 9 Диагностика | «Диагностика воображения.» Ольга Фуст |