Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста
статья по математике (младшая группа)

Кузьмина Ирина Николаевна

Данная статья посвящена развитию математических навыков у младших дошкольников, способствующих в выработке у них творческих способностей, внимания, памяти, анализа своих поступков и аккуратности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей

у детей младшего дошкольного возраста

И.Н.Кузьмина

Данная статья посвящена развитию математических навыков у младших дошкольников, способствующих в выработке у них творческих способностей, внимания, памяти, анализа своих поступков и аккуратности.

В младшем дошкольном возрасте ребенку свойственно стремление к исследованию, он уже начинает отделять себя от окружающего мира. Обладая некоторым запасом накопленного опыта, у малыша появляется стремление к получению новых знаний. И в этом процессе как раз очень большую роль играет помощь ему взрослого.

Развитие математической логики - сложная задача для ребенка. Один из путей её решения - разбор со взрослым определенных жизненных ситуаций, наблюдаемых ежедневно малышом. Например, правильный переход улицы в указанном месте, выполнение заданной последовательности действий при подготовке к обеду, к прогулке, ко сну и при упорядоченном разборе и уборке игрушек после завершении игры.

Используя неотъемлемое стремление ребенка играть, с помощью набора имеющегося в его распоряжении игрушек, можно объяснить ему такие математические категории, как: количество, размер и сравнение. Лучше всего эти навыки прививаются ребенку в процессе игры.

Далее, сочетая словесные и зрительные пояснения, можно с помощью игрушек сформировать у малыша умение производить обобщение и даже переносить усвоенные им количественные характеристики на другие объекты.

Например, перебирая кубики, узнавая их количество и сравнивая их между собой по размеру, ребенок сможет аналогичным образом оценивать количество детей за столом, мысленно провести параллель - кто из них выше или ниже, а так же анализировать по тем же критериям окружающие его предметы, как стульчики, кровати, шкафы. Таким образом, в процессе игры он учится основам математики, даже не подозревая об этом.

Для успешного освоения начальных математических навыков важную роль играет создание в группе атмосферы доброжелательности и поощрения ребенка за достигнутые успехи, что способствует появлению у него поддержания интереса к дальнейшему решению более сложных математических задач, таких, как: сортировка предметов по размеру, по форме, по цвету.

Следует отметить, что игра - это только один из методов развития начального математического мышления у ребенка. Она может дать хорошие результаты только в сочетании с наблюдениями, беседами и чтением. Например, декламируя детскую считалку с перечислением цифр в группе из пяти детей (раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять), гораздо легче объяснить последовательность простого счёта и количество детей в группе.

На следующем этапе желательно выработать у детей способность к классификации, сравнению, обобщению и конкретизации, что приведёт к развитию у них пространственного мышления, конструктивных навыков, фантазии, воображения, а, следовательно, и творческих способностей.

При этом обязательно надо учитывать, что первое математическое представление ребенка ещё не связано с количественными характеристиками лежащих перед ним игрушек, а больше с их формой и пространственным расположением. Поэтому детей младшего дошкольного возраста очень важно познакомить ещё с началами геометрии, то есть, как лежат игрушки, какая из них где находится, попробовать убрать их и попросить ребенка снова расставить их в том же порядке.

Эти задания значительно проще поддаются детскому восприятию и анализу, а следовательно, способствуют развитию его памяти и восприниматься уже на его чувственном (зрительном) уровне.

Таким образом, развивая у ребенка восприятия геометрических и количественных характеристик знакомых ему предметов, а так же вырабатывая у него способности их классификации, сортировки, упорядочения и анализа простейших правил поведения в бытовых жизненных ситуациях, закладывает в его сознании базу для дальнейшего развития математических способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Всем известно, что математика не только обладает уникальными возможностями для развития детей, приводит «в порядок» ум, но и формирует жизненно важные личностные качества, такие как: алгор...

"Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста"

Цель: закреплять навыки счета, умение выделять свойства предметов по цвету, форме, размеру....

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Всем известно, что математика не только обладает уникальными возможностями для развития детей, приводит «в порядок» ум, но и формирует жизненно важные личностные качества, такие как: алгор...

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – это возраст исследований. Ребенок уже начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых, постепенно вступая в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знае...

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст – это возраст исследований. Ребенок уже начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых, постепенно вступая в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знае...

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст – это возраст исследований. Ребенок уже начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых, постепенно вступая в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знае...

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Всем известно, что математика не только обладает уникальными возможностями для развития детей, приводит «в порядок» ум, но и формирует жизненно важные личностные качества, такие как: алгор...