математические игры
картотека по математике (подготовительная группа)

Верещагина Ольга Ивановна

Дидактические игры по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математические игры165.77 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1.

Игра «Живая неделя».

   Вызывается к доске семь детей и предлагает им взять карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7). Дети под музыку по заданию ведущего выполняют различные движения. По ее окончании они выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке нарисован один круг (понедельник), вторым – у которого на карточке два круга (вторник) и т. д. Проверка осуществляется путем переклички с называнием дней недели.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой участников.

Карточка №3.

Игра-эстафета «Кто быстрее разложит строительный материал?».   

Дети делятся на две команды путем пересчета на первый-второй. Первая команда должна найти в корзине и перенести в другую корзину все плоские фигуры, а вторая – все объемные фигуры.

Карточка №2. 

Дидактическая игра «Кто ушел?».

   К доске выходят десять детей и строятся в шеренгу. Остальные считают их по порядку, запоминают последовательность построения и закрывают глаза. В это время один из стоящих в шеренге уходит. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором месте стоял ушедший.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой детей в шеренге.

Карточка №4.

Дидактическая игра «Составьте целое по его части».

   У детей конверты с частями геометрических фигур. Предлагается составить целую геометрическую фигуру, выбрав недостающие части из коробки. После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.

   Затем ведущий выясняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»

Карточка №5.

Дидактическая игра «Найди столько же».

   Ведущий показывает цифру. Дети находят в группе соответствующее количество предметов и обосновывают свой выбор. (Одни часы, две вазы, две картины…)    Ведущий уточняет: «Цифра один (два) показывает число один (два)».    Ведущий называет количество предметов, дети показывают соответствующую цифру.

Карточка №6.

Дидактическая игра «Запомни и выполни» (слуховой диктант).

 У детей листы бумаги и цветные карандаши. Ведущий уточняет название сторон и углов листа. Затем дает детям задания:

 1) вдоль верхней стороны листа нарисуйте прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

 2) в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – желтым карандашом, в нижнем правом углу – зеленым карандашом);

   3) посередине листа красным карандашом поставьте точку.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу.

Карточка №7.

Игровое упражнение «Где расположен предмет?».

   Ведущий предлагает детям выполнить следующие задания: «Определите, где находится шкаф (часы, доска, кукольный уголок…) относительно вас. Где находится доска относительно меня?» (Шкаф находится слева от вас.) 

   Упражнение может проводиться в виде соревнования между двумя командами, задания могут давать дети (ведущие).

Карточка №8.

Игровое упражнение «На что похоже?».

   Ведущий обращает внимание детей на корзину с предметами. Он поочередно достает их и просит детей определить, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Дети показывают соответствующие геометрические фигуры.

Карточка №9.

Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».

   Ведущий раскладывает на полу 8 карточек разного цвета (они обозначают кочки) и просит детей сосчитать их: «Сколько на полу кочек? Сколько кочек какого цвета?»

   Дети делятся на 2 команды. Ведущий предлагает им добраться до домика по кочкам, не наступив дважды на кочку одного и того же цвета.

   Дети проверяют правильность выполнения задания.

Карточка №10.

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

   Ведущий предлагает детям рассмотреть «колумбово яйцо» на доске: сосчитать его части и составить у себя на столах картинку по образцу.

Карточка №11.

Дидактическая игра «Считай дальше».

   Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу.

Последний возвращает мяч ведущему.  

   Игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

Карточка№12. Дидактическая игра «Каждой фигуре свой домик».

   У детей листы бумаги с изображениями трех кругов и наборы четырехугольников (квадраты, прямоугольники, ромбы красного, зеленого и синего цветов).

   Ведущий предлагает детям рассмотреть фигуры и спрашивает: «Как можно одним словом назвать все фигуры? (Четырехугольники.) Какие четырехугольники у вас на подносе? Разложите все фигуры, похожие по форме, в три круга. Назовите фигуры в каждом круге.

   Разложите в три круга фигуры, одинаковые по цвету. Назовите фигуры в каждом круге и их цвет».

Ведущий обсуждает с детьми варианты выполнения задания.

Карточка №13.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Ведущий загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…) 

Карточка №14.

Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?».

   Дети делятся на два звена по 10 человек в каждом. Каждый ребенок берет по одной карточке с цифрой от 0 до 9. (У каждого звена карточки своего цвета.) Остальные дети – судейская команда.

   Дети выполняют разнообразные движения под музыку. С окончанием музыки звенья строятся по порядку (от 0 до 9). Судейская команда проверяет правильность построения детей.

   Затем дети меняются ролями и карточками, и игра повторяется 2–3 раза.

   В конце игры ведущий предлагает каждому звену обозначить количество игроков с помощью цифры. Ведущий обсуждает вместе с детьми, какие цифры они использовали для обозначения числа 10 и с какой стороны от единицы расположен 0.

Карточка №15.

Игровое упражнение «Сколько деток у осьминога».

   На доске 8 картинок с изображением осьминогов одинакового цвета. Воспитатель предлагает детям сосчитать их. Затем заменяет последнего осьминога осьминогом другого цвета и спрашивает: «Сколько осьминогов? Сколько осьминогов какого цвета? Как мы составили число восемь?» (Семь и один.) 

   Дети продолжают играть с осьминогами и рассказывают о возможных вариантах составления числа 8: 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4, 3 и 5, 2 и 6, 1 и 7. Варианты выкладываются на доске с помощью цифр.

Карточка №16.

Дидактическая игра «Конструктор».

   Ведущий читает стихотворение. Дети из геометрических фигур и счетных палочек составляют описанные в тексте предметы.

 

   Вначале выбери два круга-колеса,

    А между ними помести-ка треугольник.

   Из палок сделай руль. И что за чудеса —

   Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!

Дети называют построенные предметы по мере их выкладывания.

Карточка №17.

Дидактическая игра «Магазин».

   На столе у ведущего елочные игрушки и ценники (8, 7 и 3 рубля). У детей наборы монет достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.

   Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно купить в нашем магазине? Как узнать стоимость елочной игрушки? (По цене на ценнике.) Сколько стоит каждая елочная игрушка?»

   Воспитатель «покупает» одну из игрушек, объясняя, сколько монет какого достоинства он взял. Затем предлагает детям выбрать для покупки елочную игрушку и подобрать необходимые монеты.

   Вызванные дети «покупают» игрушки и рассказывают, монеты какого достоинства они взяли. Вместе с воспитателем они обсуждают правильность действий и варианты оплаты покупки.

Карточка №18.

Игровое упражнение «Игра с мячом».

   Дети вместе с ведущим встают в круг (полукруг). Ведущий уточняет, какое число называется предыдущим (последующим). Затем по очереди бросает ребятам мяч и дает задания.

  • Назовите предыдущее число к названному (8, 5, 10, 3).    – Назовите последующее число к названному (9, 2, 7, 6).
  • Назовите пропущенное число к названным (2…4, 3…5, 8…10, 6…8).

   После выполнения каждого задания дети возвращают мяч воспитателю.

Карточка №19.

Подвижная игра «Найди пару».

   Ведущий предлагает детям взять со стола по одной карточке с цифрой и назвать число, которое показывает цифра.

   Дети под музыку выполняют различные движения по заданию ведущего. По окончании музыки они составляют пару для названного ведущим числа и объясняют свой вариант состава числа.

   Игра повторяется 3–4 раза со сменой карточек.

Карточка №20.

Дидактическая игра «Поросята и серый волк».

   У каждого ребенка, а также на доске картинка с изображением лабиринта

 

   

 

Ведущий предлагает детям найти дороги к домикам поросят и провести их цветными карандашами. Вызванные дети выполняют задание на доске.

Карточка №21.

 Дидактическая игра «Стройся в ряд».

   Дети берут со стола карточки с изображением кругов и строятся в ряд в соответствии с количеством кругов на них (от 1 до 20). Ведущий уточняет, сколько детей построилось в ряд и сколько кругов у них на карточках. Дети проверяют правильность выполнения задания, затем меняются карточками и вновь выстраиваются в ряд.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

Карточка №22.

Дидактическая игра «Найдем соседей числа».

Ведущий просит троих детей найти карточки с цифрами 2, 5, 8 и построиться в ряд. Остальным детям предлагает определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и встать в ряд.

   Ведущий выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь)? Какое число предыдущее (последующее) к числу два (пять, восемь)?» (Дети обосновывают свой ответ.)

   Далее ведущий предлагает детям найти карточки с цифрами, обозначающими числа 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, и выстроиться в ряд. Остальные дети определяют пропущенное число, находят соответствующие карточки с цифрами и занимают пропущенное место.

Карточка №23.

Дидактическая игра «Дополни предложение».

   На доске картинки из серии «Распорядок дня».

  Закончить предложения и показать соответствующие картинки:

  • Утром девочка встает и сначала…
  • Девочка делает зарядку до…
  • Девочка вернулась с прогулки и…
  • Дома девочка сначала…
  • До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…
  • После просмотра передачи девочка…    И так далее.

   Дети самостоятельно составляют рассказ о распорядке дня.

Карточка №24.

Дидактическая игра «Неделька».

   Дети делятся на 2 команды, берут карточки с цифрами (от 1 до 7) и по сигналу воспитателя строятся в ряд, образуя неделю от понедельника до воскресенья.

   Затем ведущий уточняет: «Расскажите, как вы построились. (Дети последовательно называют дни недели.) Какой день наступает после четверга? Какой день недели идет потом? (После пятницы.) Какой день недели идет раньше среды? Какой день недели наступает после субботы?»

   Игра повторяется 2–3 раза под музыку со сменой карточек и дня, от которого надо образовать неделю.

Карточка №25.

Дидактическая игра «Сложи квадраты».

   У детей 3 комплекта разрезанных квадратов разного цвета в одном конверте;

 

   Ведущий предлагает детям сложить 3 квадрата так, чтобы каждый квадрат был одного цвета.

   После выполнения задания дети рассказывают, из каких фигур они составили квадраты, например: «Я составил квадрат из прямоугольника и двух квадратов».

   Дети проверяют правильность построения квадратов по образцам, выставленным воспитателем, и оценивают работу: показывают красный круг, если есть ошибки, и зеленый круг, если ошибок нет.

Карточка №26.

 Игровое упражнение «Передай мяч».

   Дети строятся в колонну. Ведущий дает задание: передать мяч над головой назад и одновременно назвать числа по порядку, начиная с 1, а затем передать мяч в обратном направлении, одновременно называя числа в обратном порядке до 1.

Карточка №27.

Игровое упражнение «Ручеек».

   Дети разбиваются на пары. Каждая пара берется за руки, встает друг за другом, одновременно называет полученное число, считая двойками (2, 4, 6 и т. д.), и поднимает руки вверх.

   Первая пара проходит через весь ручеек и встает в конец. По сигналу ведущего дети опять пересчитываются двойками.

   Игра повторяется 2–3 раза.

Карточка №28.

Дидактическая игра «Путаница».

   У детей на листах бумаги нарисованы геометрические фигуры, наложенные друг на друга, например:

   Ведущий просит детей обвести увиденные геометрические фигуры карандашами разного цвета, а затем заштриховать эти фигуры на полоске.

 

   Правильность выполнения задания сверяется с образцом и обосновывается детьми.

Карточка №29.

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

   Дети встают полукругом. Ведущий бросает ребенку мяч и говорит: «Впереди». Ребенок возвращает мяч и называет слово с противоположным значением. (Сзади.)    Слова: высоко – низко, далеко – близко, слева – справа, вверху – внизу, большой – маленький, широкий – узкий, ночь – день, вечер – утро. 

Карточка №30.

Дидактическая игра «Путаница».

   У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенные друг на друга:

 

   

   Ведущий просит детей разными цветными карандашами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке.

Карточка №31.

Игровое упражнение «Назови число».

   Дети стоят полукругом. Ведущий дает им задания. Они отвечают и передают мяч назад.

  • Назови предыдущее число числа 5.
  • Назови последующее число числа 6.
  • Назови число, равное числу 8.
  • Какое число пропущено между числами 7 и 9?
  • Назови число, большее на 1 числа 10.
  • Назови число, меньшее на 1 числа 13.
  • Назови число, равное числу 15.

Карточка №32.

Дидактическая игра «Путаница». 

3 рисунка

 

Ведущий предлагает детям рассмотреть рисунки и назвать изображенные фигуры.    Вызванные дети заштриховывают фигуры, получившиеся при пересечении треугольников, и называют их.

Карточка №33.

Дидактическая игра «Назови предметы такой

же формы».

   Ведущий вспоминает с детьми названия знакомых геометрических фигур и предлагает поиграть. Дети встают в круг. Ведущий называет геометрическую фигуру и передает мяч ребенку, который называет предмет такой же формы (квадрат – картина, шар – мяч и т. д.), называет другую геометрическую фигуру и передает мяч следующему ребенку.

Карточка №34.

Игровое упражнение

«Поможем птицам заселиться в домики». 

У детей листы бумаги. Ведущий предлагает им расположить на участке домики для птиц, соблюдая следующие условия:

  • посередине участка растет береза, нарисуйте ее, обозначив треугольником черного цвета;
  • на вершине березы нарисуйте скворечник, обозначив его квадратом коричневого цвета;
  • справа от березы растет рябина, нарисуйте ее, обозначив треугольником красного цвета; – на рябине нарисуйте скворечник прямоугольной формы;
  • слева от березы растет ель, нарисуйте ее, обозначив треугольником зеленого цвета;
  • на ели нарисуйте гнездо круглой формы черного цвета;
  • под березой – кустарник, обозначив его овалом зеленого цвета;
  • на кустарнике – кормушку овальной формы черного цвета;
  • за березой нарисуйте тополь, обозначив его треугольником желтого цвета;    

– на тополе нарисуйте зеленую кормушку прямоугольной формы. Воспитатель предлагает детям рассказать по плану, где они развесили скворечники, гнездо и кормушки.

Карточка №35.

Дидактическая игра «Найди различия». 

У каждой команды картинка с изображением матрешек.

 

   Ведущий предлагает детям найти отличия между матрешками в течение 3 минут (ставит песочные часы).

   По истечении времени команды поочередно называют различия. За каждое правильно найденное различие ведущий дает команде фишку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

Карточка №36.

Эстафета фигур (блоки Дьенеша).

   Перед командами на полу лежат три обруча, пересеченные между собой.    В каждом обруче набор фигур: в первом обруче – желтые круги, треугольники и квадраты; во втором обруче – квадраты разного размера и цвета; в третьем обруче – большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).

   Ведущий задает детям вопросы: «Какие фигуры лежат в обручах? Чем похожи фигуры в каждом обруче? Чем отличаются фигуры в каждом обруче?»

   Далее проводится эстафета: какая команда быстрее заполнит «окошки». Первая команда кладет в «окошко» большие и маленькие квадраты желтого цвета, вторая – большие квадраты разного цвета. («Какие фигуры будут в пустых „окошках―?») Дети обосновывают свои действия.

Карточка №37.

Дидактическая игра «Составь картинку».

   Дети парами на листах бумаги выкладывают придуманные картинки с помощью геометрических фигур и счетных палочек. По окончании выполнения задания рассказывают о своих работах.

Карточка №38.

Игровое упражнение «Собираем коврик». 

У детей в конвертах разрезанные квадраты.

 

   Ведущий с детьми рассматривает и определяет геометрические фигуры.

   Предлагает детям сделать для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры.

   После выполнения задания дети рассказывают, из каких геометрических фигур они составили коврики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...