Математика и не только...
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Смара Лариса Александровна

Конспект НОД по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Математика и не только…»

Программное содержание:

Продолжать закреплять знания детей о зиме и название зимних месяцев;

Упражнять в навыках количественного счета в пределах 15;

Продолжать учить определять предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 15;

Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры; 

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа; 

Упражнять в решении задач;

Развивать сообразительность, внимание, воображение.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: снежинки с цифрами, картинка: зима и три белых коня, числовые домики, веревка, геометрические фигуры, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: геом. фигуры; цифры, числовые домики и карандаши, синель-проволока, длинная верёвка.

Ход НОД:

Воспитатель:

 Ребята, посмотрите я нашла снежинку, а на ней что-то написано. Прочитаем?

Читает загадку детям:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Бела коса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

Воспитатель:

-Как вы думаете, что это за царица? (Зима). Правильно.

-На чём она едет? (На тройке).

-А почему на тройке? (Три месяца).

-Почему эти скакуны белые? (Зимние месяцы, зимой всё белое).

-Какой первый месяц зимы? (Декабрь).

-Какой второй месяц зимы? (Январь).

-Какой третий? (Февраль).

-Молодцы, всё правильно. Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы.

Дети формулируют признаки зимы: дни стали короче, выпал снег, температура воздуха понижается  и т. д.).

-Зимушка-зима приглашает нас сегодня повеселиться и поиграть. И посылает нам своих помощников. Отгадайте, кто они?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка).

-Правильно снежинка. Посмотрите, сколько снежинок нам принесла зима. (Прошу детей подойти к столу, на котором лежат снежинки).

-Выберите себе по снежинке. (Дети берут себе по снежинке и держат их за ниточку). А сейчас сделаем глубокий вдох через нос, выдыхаем медленно через рот.

(Дыхательная гимнастика). А теперь покружимся как снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

-Как красиво! Ребята, посмотрите на обратной стороне что-то написано (Числа). Воспитатель спрашивает детей: какая снежинка у тебя по счёту.

 Я попрошу вас встать по порядку. Молодцы!

Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число». Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа – числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом».

Дидактическая игра «Числа-соседи»

-Назовите соседей числа 3?

- Какие числа живут рядом с 5?

- Назови соседа числа 6 справа?

- Назови соседа числа 7 слева?

- Какое число живет слева от числа 8?

- Назови соседей числа 9 и 7?

Игра «Математический домик».      

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые домики!  Номер дома 7, только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать. Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома.

Воспитатель: Подвиньте к себе домики и карандаши. Пронумеруйте квартиры. (дети выполняют письменное задание). Все справились? Давайте проверим, как вы пронумеровала квартиры. 

Дети:1 и 6, 2 и5, 3 и 4, 2 и 5. 1 и 6

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием.

Зимушка-зима приготовила вам загадки про геометрические фигуры:

Фигура эта без углов,

 Прокатить её готов!

Влево, вправо я качу,

И стоять я не хочу!!! (Круг)

Был я круг, с горы скатился,

 Растянулся я, друзья.

И теперь лежу, пыхчу

 И катиться не хочу. (Овал)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ... (Треугольник)

Он давно знакомы мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны 
Одинаковой длины,
Вам его представить рад,
А зовут его ……(квадрат).

Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (Ромб)


Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Стал квадрат… (прямоугольник).

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его. (Трапеция).

У этой фигуры много углов.

Углы ты в фигуре быстрей сосчитай

 И сразу фигуру эту узнай. (многоугольник)

Отгадки дети показывают из раздаточного материала.

Дидактическая игра “Бусы”

 Эти геометрические фигуры - большие озорники очень любят играть. Давайте мы их назовем? 

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы. 

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.

 Физкультминутка:   

Детям дают толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками за веревку и образуют квадрат, прямоугольник, круг, овал. Выполняем движения в соответствии со словами.

                             

                                 «Становитесь в круг опять,     

                                  Будем в солнышко играть,

                                  Мы, веселые лучи, мы резвы и горячи.

                                  1, 2, 3, 4 разверните круг                                                                                           (овал,  квадрат,   прямоугольник)  шире.

Молодцы!

Воспитатель:

Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений.

Мастерим из синель-проволоки снежные комочки и дарим гостям.

Понравилось занятие?

Что интересного было на занятии?

Что понравилось больше всего?

Какое задание было самым трудным?

А самым легким?

Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

Почему ты так решил?

За что бы ты себя похвалил?

Большое спасибо ребята!

     Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания,

     И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам!

     Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг.

     И каждый день вас сказка добрая зовет.



Предварительный просмотр:

 Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Математика и не только…»

Программное содержание:

Продолжать закреплять знания детей о зиме и название зимних месяцев;

Упражнять в навыках количественного счета в пределах 15;

Продолжать учить определять предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 15;

Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры; 

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа; 

Упражнять в решении задач;

Развивать сообразительность, внимание, воображение.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: снежинки с цифрами, картинка: зима и три белых коня, числовые домики, веревка, геометрические фигуры, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: геом. фигуры; цифры, числовые домики и карандаши, синель-проволока, длинная верёвка.

Ход НОД:

Воспитатель:

 Ребята, посмотрите я нашла снежинку, а на ней что-то написано. Прочитаем?

Читает загадку детям:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Бела коса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

Воспитатель:

-Как вы думаете, что это за царица? (Зима). Правильно.

-На чём она едет? (На тройке).

-А почему на тройке? (Три месяца).

-Почему эти скакуны белые? (Зимние месяцы, зимой всё белое).

-Какой первый месяц зимы? (Декабрь).

-Какой второй месяц зимы? (Январь).

-Какой третий? (Февраль).

-Молодцы, всё правильно. Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы.

Дети формулируют признаки зимы: дни стали короче, выпал снег, температура воздуха понижается  и т. д.).

-Зимушка-зима приглашает нас сегодня повеселиться и поиграть. И посылает нам своих помощников. Отгадайте, кто они?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка).

-Правильно снежинка. Посмотрите, сколько снежинок нам принесла зима. (Прошу детей подойти к столу, на котором лежат снежинки).

-Выберите себе по снежинке. (Дети берут себе по снежинке и держат их за ниточку). А сейчас сделаем глубокий вдох через нос, выдыхаем медленно через рот.

(Дыхательная гимнастика). А теперь покружимся как снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

-Как красиво! Ребята, посмотрите на обратной стороне что-то написано (Числа). Воспитатель спрашивает детей: какая снежинка у тебя по счёту.

 Я попрошу вас встать по порядку. Молодцы!

Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число». Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа – числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом».

Дидактическая игра «Числа-соседи»

-Назовите соседей числа 3?

- Какие числа живут рядом с 5?

- Назови соседа числа 6 справа?

- Назови соседа числа 7 слева?

- Какое число живет слева от числа 8?

- Назови соседей числа 9 и 7?

Игра «Математический домик».      

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые домики!  Номер дома 7, только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать. Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома.

Воспитатель: Подвиньте к себе домики и карандаши. Пронумеруйте квартиры. (дети выполняют письменное задание). Все справились? Давайте проверим, как вы пронумеровала квартиры. 

Дети:1 и 6, 2 и5, 3 и 4, 2 и 5. 1 и 6

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием.

Зимушка-зима приготовила вам загадки про геометрические фигуры:

Фигура эта без углов,

 Прокатить её готов!

Влево, вправо я качу,

И стоять я не хочу!!! (Круг)

Был я круг, с горы скатился,

 Растянулся я, друзья.

И теперь лежу, пыхчу

 И катиться не хочу. (Овал)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ... (Треугольник)

Он давно знакомы мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны 
Одинаковой длины,
Вам его представить рад,
А зовут его ……(квадрат).

Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (Ромб)


Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Стал квадрат… (прямоугольник).

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его. (Трапеция).

У этой фигуры много углов.

Углы ты в фигуре быстрей сосчитай

 И сразу фигуру эту узнай. (многоугольник)

Отгадки дети показывают из раздаточного материала.

Дидактическая игра “Бусы”

 Эти геометрические фигуры - большие озорники очень любят играть. Давайте мы их назовем? 

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы. 

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.

 Физкультминутка:   

Детям дают толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками за веревку и образуют квадрат, прямоугольник, круг, овал. Выполняем движения в соответствии со словами.

                             

                                 «Становитесь в круг опять,     

                                  Будем в солнышко играть,

                                  Мы, веселые лучи, мы резвы и горячи.

                                  1, 2, 3, 4 разверните круг                                                                                           (овал,  квадрат,   прямоугольник)  шире.

Молодцы!

Воспитатель:

Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений.

Мастерим из синель-проволоки снежные комочки и дарим гостям.

Понравилось занятие?

Что интересного было на занятии?

Что понравилось больше всего?

Какое задание было самым трудным?

А самым легким?

Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

Почему ты так решил?

За что бы ты себя похвалил?

Большое спасибо ребята!

     Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания,

     И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам!

     Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг.

     И каждый день вас сказка добрая зовет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕМНОГО О МАТЕМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ

Статья содержит рекомендации по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, воспитанию у детей интереса к самому процессу обучения математике; советы родителям и педаг...

Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны мальчики? Конспект занятия в старшей группе

Уже с первых дней жизни видны различия в поведении и развитии мальчиков и девочек. Мальчики и девочки растут в двух не очень пересекающихся мирах....

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на пл...

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело»

Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложны...

Сценарий развлечения для детей и родителей воспитанников "Только сегодня, только сейчас -Осенняя ярмарка только для вас"

Представлен опыт проведения осеннего развлечения на прогулке для детей и родителей воспитанников. Цель данного мероприятия  воспитывать у детей и взрослых любовь к Родине, русским народным традиц...

Консультация для педагогов на тему: «Немного о математики и не только о ней»

Мы часто задаемся вопросом «зачем же мы изучаем математику?». И чтобы ответить на этот вопрос, нам достаточно оглянуться вокруг себя. Нам не раз приходилось слышать фразу о том, что матема...