Влияние головоломок с палочками на умственное развитие дошкольников.
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Козырева Анна Александровна

Проблема развития логико-математических представлений детей и использование в этом процессе занимательных игр всегда была и остается одной из ак­туальных в дошкольной педагогике и психологии и имеет большое значение для развития ребенка.

Но подготовка к мыслительной деятельности не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад. Она не должна исчерпы­ваться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода важно развивать интеллектуально творческие проявления детей: это – находчивость, смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.  Именно с логи­ческого мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В настоящее время наиболее точно и полно определяется содержание мате­матического развития детей как предматематическое с включением предло­гического. Этим подчеркивается преемственность и взаимосвязь с системой обучения в начальной школе и направленность на развитие детей.

Обучение через игру с занимательным материалом – интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры и головоломки вызывают у детей большой интерес. Современные исследования установили, что именно головоломки с палочками являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей. Игры- головоломки развивают пространственные представле­ния, геометрическое воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, а также способствуют  развитию  смекалки, сообразительности. 

Так, Б.А.Кордемский подчеркивал особое значение задач – смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание,  во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

Дети очень активны в восприятии головоломок с палочками. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к ре­зультату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Влияние головоломок с палочками на умственное развитие                 дошкольников.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т.д. Головоломка - специально подобранная сложная, трудноразрешимая задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области. Игры - головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.  Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста.

Так, Б.А.Кордемский подчеркивал особое значение задач – смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание, во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

Дети очень активны в восприятии головоломок с палочками. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: "Я подумал и решил. Так надо сделать". По мере овладения детьми приемами решения задач изменяется соотношение действий и рассуждений в ходе их решения. В начале обучения дети с трудом обосновывают свои до конца неосознанные практические действия, поэтому и процесс поиска складывается в основном из одних практических проб. Словесное выражение хода решения отражено в замечаниях: "Эти возьму", "Сюда положу", "Так нужно" и др. Под влиянием упражнений у детей начинают преобладать рассуждения, действия же становятся более целесообразными, сокращается их количество, назначение. Меняется характер и роль рассуждений: от рассуждений в процессе практических действий - к рассуждениям, предваряющим эти действия (выдвижение предположения, гипотезы решения). Кроме того, меняется качество рассуждений, которые сопровождают практические действия. Дети 6-7 лет аргументируют решение, доказывают правильность или ошибочность хода, исходя из данных задачи и цели трансфигурации. Они овладевают умением предполагать решение и проверять его без практических действий, т. е. в процессе умственного действия находить правильное решение задачи.

Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. Смекалка - это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ребенок решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями. Проявление детьми смекалки и сообразительности при решении задач возрастает по мере овладения ими определенными схемами анализа, переноса усвоенных общих признаков, способов решения простых задач на более сложные. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения каждой новой головоломки ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Игры и упражнения с палочками являются одним из эффективных средств в работе по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера. Упражнения со счетными палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение.  Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду.

 Таким образом, можно сделать вывод, что дети очень активны в восприятии головоломок с палочками. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к организации поиска решения их детьми.  От занятия к занятию уточняется и усложняется анализ задач, характер поисковых действий, уровень проявления самостоятельности мышления и решения, сочетание действий и рассуждений. В ходе решения  головоломок с палочками дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Игровые ситуации с элементами соревнований мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения, что важно человеку для жизни, трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников.

Консультация для родителей на тему:«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников"Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие  Влияние мануальных (ручн...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольника

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся пос...

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. ...

«Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников"

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников...

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников

Развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии.Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения....

Консультация для педагогов на тему: "Влияние лепки из пластилина на умственное развитие дошкольников"

Рекомендации педагогоам ДОУ об организации занятий по лепке из пластилина и важности развития мелкой моторики рук дошкоьников...