Влияние головоломок с палочками на умственное развитие дошкольников.
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Козырева Анна Александровна

Проблема развития логико-математических представлений детей и использование в этом процессе занимательных игр всегда была и остается одной из ак­туальных в дошкольной педагогике и психологии и имеет большое значение для развития ребенка.

Но подготовка к мыслительной деятельности не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад. Она не должна исчерпы­ваться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода важно развивать интеллектуально творческие проявления детей: это – находчивость, смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.  Именно с логи­ческого мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В настоящее время наиболее точно и полно определяется содержание мате­матического развития детей как предматематическое с включением предло­гического. Этим подчеркивается преемственность и взаимосвязь с системой обучения в начальной школе и направленность на развитие детей.

Обучение через игру с занимательным материалом – интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры и головоломки вызывают у детей большой интерес. Современные исследования установили, что именно головоломки с палочками являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей. Игры- головоломки развивают пространственные представле­ния, геометрическое воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, а также способствуют  развитию  смекалки, сообразительности. 

Так, Б.А.Кордемский подчеркивал особое значение задач – смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание,  во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

Дети очень активны в восприятии головоломок с палочками. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к ре­зультату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Влияние головоломок с палочками на умственное развитие                 дошкольников.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т.д. Головоломка - специально подобранная сложная, трудноразрешимая задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области. Игры - головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.  Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста.

Так, Б.А.Кордемский подчеркивал особое значение задач – смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание, во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

Дети очень активны в восприятии головоломок с палочками. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: "Я подумал и решил. Так надо сделать". По мере овладения детьми приемами решения задач изменяется соотношение действий и рассуждений в ходе их решения. В начале обучения дети с трудом обосновывают свои до конца неосознанные практические действия, поэтому и процесс поиска складывается в основном из одних практических проб. Словесное выражение хода решения отражено в замечаниях: "Эти возьму", "Сюда положу", "Так нужно" и др. Под влиянием упражнений у детей начинают преобладать рассуждения, действия же становятся более целесообразными, сокращается их количество, назначение. Меняется характер и роль рассуждений: от рассуждений в процессе практических действий - к рассуждениям, предваряющим эти действия (выдвижение предположения, гипотезы решения). Кроме того, меняется качество рассуждений, которые сопровождают практические действия. Дети 6-7 лет аргументируют решение, доказывают правильность или ошибочность хода, исходя из данных задачи и цели трансфигурации. Они овладевают умением предполагать решение и проверять его без практических действий, т. е. в процессе умственного действия находить правильное решение задачи.

Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. Смекалка - это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ребенок решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями. Проявление детьми смекалки и сообразительности при решении задач возрастает по мере овладения ими определенными схемами анализа, переноса усвоенных общих признаков, способов решения простых задач на более сложные. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения каждой новой головоломки ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Игры и упражнения с палочками являются одним из эффективных средств в работе по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера. Упражнения со счетными палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение.  Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду.

 Таким образом, можно сделать вывод, что дети очень активны в восприятии головоломок с палочками. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к организации поиска решения их детьми.  От занятия к занятию уточняется и усложняется анализ задач, характер поисковых действий, уровень проявления самостоятельности мышления и решения, сочетание действий и рассуждений. В ходе решения  головоломок с палочками дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Игровые ситуации с элементами соревнований мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения, что важно человеку для жизни, трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников.

Консультация для родителей на тему:«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников"Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие  Влияние мануальных (ручн...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольника

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся пос...

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. ...

«Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников"

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников...

Консультация для педагогов «Влияние конструирования на умственное развитие дошкольников»

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка....

Консультация для педагогов на тему: "Влияние лепки из пластилина на умственное развитие дошкольников"

Рекомендации педагогоам ДОУ об организации занятий по лепке из пластилина и важности развития мелкой моторики рук дошкоьников...