«Дидактическая игра, как форма обучения элементарным математическим представлениям»
учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа)
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mmo.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
Тема:
«Дидактическая игра, как форма обучения элементарным математическим представлениям»
Подготовил воспитатель:
Базарова Евгения Сергеевна
Новикова Наталья Владимировна
Старый Оскол, 2021
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального, логического мышления и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.
Изучив определенную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у старших дошкольников мы используем следующие инновационные методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
• сравнение, воссоздание и преобразование;
• метод моделирования и конструирования;
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты;
• информационно коммуникативные технологии;
• здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками мы проводим в различных формах:
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг).
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, мы знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как:
«На зарядку становись» - совершенствовать навыки счета в пределах 20.
«Назови «соседей» числа» - учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
«Считаем по порядку» - закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
«Живая неделя» - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
«Назови пропущенное слово» - закрепить знания о днях недели.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Наша задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
«Линии и точки» - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
«Расскажи про свой узор» - учить овладевать пространственными представлениями.
«На что это похоже» - развитие умственных способностей.
«Сравни и заполни» - учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.
«Как расположены фигуры» - учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
6. Логические задачи для дошкольников (задачки на смекалку!)
Работая углубленно в данном направлении, мы всегда помним, что в дидактической игре математического направления -роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.
Всегда надо помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Мы считаем – что дидактические игры по ФЭМП, как форма обучения необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
В заключение можно сделать следующие вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей.
...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
Консультация для родителей "Форма обучения элементарным математическим представлениям - игра".
Математические игры....
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 4 - 5 лет (о форме, объеме, пространстве)
Одним из важнейших вопросов интеллектуального развития является математическое развитие ребенка, и окружающаяжизнь предоставляет для этого неограниченные возможности. Трудно найти та...
- Мне нравится (1)