Картотека игр – драматизаций (проблемно-игровых ситуаций) по формированию пространственно-временных представлений и их решение Для детей подготовительной к школе группы
картотека по математике (подготовительная группа)

Черепанова Юлия Витальевна

1.Проблемно-игровая ситуация «Что перепутала лиса?»

2. Проблемно-игровая ситуация «Спасение Царевны»

3. Проблемно-игровая ситуация «Врата в Изумрудный город»

4. Проблемно-игровая ситуация «Помощь фее»

5. Проблемно-игровая ситуация «В гостях у старичка Лесовичка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр – драматизаций (проблемно-игровых ситуаций) по формированию пространственно-временных представлений и их решение

Для детей подготовительной к школе группы  

Выполнила: Черепанова Юлия
студентка 284 группы

  1. Проблемно-игровая ситуация «Что перепутала лиса?»

Цель: формирование у детей временные представлений

Лиса: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла. Красиво в лесу. Все вокруг к Новому году готовятся. Решила я стать художником, чтобы красоту эту всем показать. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб всем веселее было. Захотелось мне свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!

Давайте посмотрим, дети!

Ой, лиса, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица! Но только что-то тут не так.

А вы дети заметили?

Что перепутала лиса?

Решение:

Эх, ты, лисонька-лиса! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, грибов, бабочек, заяц шубку серую на белую меняет, а медведь да ёж и вовсе в берлоге спят! Все ты, лиса, перепутала! А вот наши ребята все твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму.

  1. Проблемно-игровая ситуация «Спасение Царевны»

Цель: создание условий для формирования временных представлений у детей

- Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Хотите ее послушать? (ответы детей)

- В некотором Царстве в некотором Государстве жил был царь… и была у него дочь…Царевна Прекрасная. Но однажды похитил Прекрасную Царевну Змей Горыныч, посадил её в высокую башню, а ту башню закрыл на замок…Сидит Царевна Прекрасная в башне и горько плачет… ждет, кто придет к ней на помощь и её освободит. Хотите помочь Царевне Прекрасной? (ответ детей) Путь наш будет нелегким. Много испытаний нас ждет.

Решение: Правильно выполненные задания - это ключи к замку в башне Змея Горыныча, где спрятана Царевна Прекрасная…

   - Вы готовы к путешествию? (ответы детей) Тогда, вокруг себя повернитесь и в спасителей Царевны превратитесь! (дети поворачиваются вокруг себя).

  - Поможет нам в этом нелегком путешествии карта. Здесь отмечены места, где нас ждут ключи с заданиями. Где же первый ключ? Как вы думаете? (ответы детей) Правильно ребята. Первый ключ нас ждет там, где написана цифра один. - Куда мы должны пойти? (ответы детей).

    - Вы правильно определили направление. А вот и первый ключ. Будьте внимательны. Сейчас вы должны будете отгадать загадки… и т. д.

  1. Проблемно-игровая ситуация «Врата в Изумрудный город»

Цель: Создание условий для формирования пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве посредством введения в сказку и решения проблемных ситуаций.

   

 - Сегодня, когда я пришла на работу, на столе обнаружила вот такую посылку. И принесла ее вам. Давайте посмотрим, что в ней?

(Педагог читает письмо).

«Дорогие дети! Мой любимый город постигла большая беда! Злая волшебница Гингема произнесла множество заклинаний, заколдовала ворота нашего города и навесила на них волшебный замок. Теперь в ворота нельзя ни войти, ни выйти. Мы с Элли и Тотошкой оказались у нее в плену. Ураган унес Льва на остров, а мост, ведущий к этому острову, разрушен. На несчастных Страшилу и Железного Дровосека Гингема наложила чары. Она заколдовала их отражение в зеркале и разбила его. Прошу вас, помогите навести порядок в Изумрудном городе! Если вы будете выполнять все правильно и справитесь со всеми заданиями, вы сможете помочь всем жителям нашей страны! В помощь я посылаю вам план – карту, которая будет подсказывать, в каком направлении вам двигаться дальше и какое следующее испытание вас ждет. Удачи вам, мои друзья!».

- Психолог: Дети, в какой-то сказке я уже слышала это имя Гингема. Вы не напомните, в какой? (ответы детей). А кто написал нам это послание? (ответы детей).

- Конечно же, это «Волшебник Изумрудного города».

- Дети, что будем делать? (Отправимся на помощь).

- Но как же нам туда попасть? (варианты ответов).

- Дети! А вы помните, как Элли из сказки попала в Изумрудный город? (ответы детей).

- Там была какая-то дорожка. Подождите, я что-то тут еще вижу…

- Какие–то следы рук и ног…Может, нам поможет карта? Посмотрите, здесь тоже нарисованы следы рук и ног. Что мы с ними будем делать? (ответы детей).

Решение:

Упражнение «Отпечатки»

Инструкция: Дети, будьте внимательны. Вы должны последовательно выложить следы рук и ног, чтобы получился ровный след: сначала выкладываем след левой ноги, затем след правой ноги, след левой руки, затем след правой руки и т. д.

Дети выкладывают дорожку из следов.

П.: Посмотрите, у нас получилась зеленая дорожка. И она привела нас в Изумрудную страну.

  1. Проблемно-игровая ситуация «Помощь фее»

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

- Ребята, в гости к нам прилетела Фея времени. Она потеряла свой волшебный сундучок, если его не найти, то все время остановится. Фея просит нас помочь ей в поисках сундучка. Посмотрите, ребята, у нас в группе перестановка, на полу стрелочки, кружочки.

Чтобы помочь Феи найти сундучок, надо пройти по стрелочкам и выполнить все задания.

Ну что, вы готовы!

Решение:

Обратите внимание, что кроме стрелок на полу еще приклеены круги с номерами – это наши остановки, на которых мы будем выполнять задания. Как вы думаете в какую сторону мы пойдем? (направо, потому что там цифра 1)

1 остановка и 1 задание: Когда это бывает?

Назовите хором части суток. (утро, день, вечер, ночь)

А теперь по очереди, начиная с … будете отвечать на мои вопросы.

Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете, в какое время суток это бывает: утром, днём, вечером или ночью.

• Когда мы завтракаем? (утром)

• Когда за вами приходят родители, чтобы идти домой? (вечером)

• Когда встаёт солнце и становится всё светлее и светлее? (утром)

• Когда вы спите в д/с? (днем)

• А дома? (ночью)

• Когда занимаетесь зарядкой? (утром)

• Когда на небе горят звёзды? (ночью)

• Сейчас какое время суток? (утро)

И т. д.

  1. Проблемно-игровая ситуация «В гостях у старичка Лесовичка»

Цель: формировать пространственно-временные представления.

В. Пошел Лесовичок по грибы, а в лесу много высоких деревьев, под деревьями кусты растут, вокруг кустов трава. Ходил, ходил Лесовичок вокруг деревьев, но ни одного гриба так и не нашел. Ребята подскажите Лесовичку куда спрятались грибочки.

Решение:

Дети смотрят на фланелеграф.

Д. (гриб спрятался под сосной. Гриб вырос на пенечке Гриб за деревом вырос. Грибы растут около березы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы формирования представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе

В статье рассматривается проблема формирования  представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе, а также способы формирования данных измерений....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с римскими цифрами» в подготовительной к школе группе

В данной работе мы знакомим детей с написанием римских цифр от 1 до 10, продолжаем учить считать до 20, продолжаем знакомить детей с образованием и «записью» чисел второго десятка, учим называть ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Проект по формированию представлений о нравственных ценностях у детей подготовительной к школе группе в ходе создания и использования развивающей настольной игры- ходилки «Полет на Луну»

Цель:Формирование представлений о нравственных ценностях и  систематизация знаний детей о Вселенной в процессе изготовления и использования игры - ходилки в игровой деятельности....