Педагогический проект Тема «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»
проект по математике (средняя группа)
Педагогический проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №30
города Калуги.
Педагогический проект
Тема «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»
Подготовила
Журавлева Т. Г.
Педагогический проект.
Тема: «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»
Содержание проекта:
- Обоснование необходимости проекта. стр. 3
- Цель проекта. стр. 5
- Задачи проекта. стр. 5
- Участники проекта. стр. 6
- Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных
целей. стр.6
- Рабочий план реализации проекта. стр.8
- Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта. стр. 13
- Оценка эффективности реализации проекта. стр. 14
- Оценка рисков и методы их коррекции. стр. 16
- Дальнейшее развитие проекта. стр. 16
- Список литературы. стр. 16
I. Обоснование необходимости проекта.
В системе образования в настоящее время происходят огромные перемены. Внедряются новые инновационные формы работы. Проектная деятельность является одной из инновационных форм.
О проектах много говорят, их рекомендуют использовать в работе детского сада. Есть много информации в интернет – ресурсах и в литературе. Я изучила эту информацию и решила написать свой собственный проект.
Проектный метод носит характер сотрудничества между педагогами, детьми и родителями. А это очень важно в нашей работе. Проектная деятельность создает мотивацию к совершенствованию педагога, побуждает к самообразованию.
- Проблема.
Современные дети мало интересуются математикой. Сейчас они много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Родители уделяют мало внимания развитию математических навыков и умений у своих детей, так как многие из них не знают как это нужно делать и с помощью чего.
Таким образом мой проект направлен на то, чтобы формировать математические умения и навыки у детей через различные виды деятельности, вызывать у них интерес к математике.
Заинтересовать родителей и вызвать у них желание и стремление заниматься математикой со своими детьми дома, для того чтобы подготовить детей к обучению в школе.
Актуальность.
- Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В современном мире от человека требуется не только владение знаниями , но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, логически мыслить. Мы хотим чтобы наши воспитанники были наблюдательными, общительными, самостоятельными.
- Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Одной из задач, на решение которой направлен стандарт является развитие интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Формирование элементарных математических представлений относится к образовательной области – «Познавательное развитие». ФГОС направляет
содержание области «Познавательное развитие»: на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий.
- Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров и на завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен:
- Обладать элементарными представлениями из области математики.
- Проявлять самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности.
- Проявлять любознательность.
- Способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Современные дети мало интересуются математикой. Родители не уделяют достаточно внимания развитию математических навыков и умений у своих детей, потому что, чаще всего просто не знают, как это нужно делать. Поэтому я выбрала такую тему для проекта как «Формирование элементарных умений и навыков у детей через различные виды деятельности».
Считаю эту тему актуальной. Мне, как педагогу, очень хочется привить любовь и интерес к математике у моих воспитанников, сформировать у детей математические умения и навыки, заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. Как этого добиться? С помощью каких приемов?
Я считаю. Что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носит коллективный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД.
В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, любознательность, потребность к умственному развитию. Моя задача, как педагога, удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному развитию.
Свою работу над проектом я начала с подбора и изучения литературы. установила проблему. Поставила цель, продумала задачи. Далее разработала план реализации проекта. Составила комплексно – тематическое планирование. Провела диагностическое исследование, анкетирование. Разработала конспекты НОД, консультации, картотеки. Сделала краткосрочные и долгосрочные прогнозы результатов реализации проекта. И в течении целого года реализовывала свой проект.
II. Цель проекта.
Формирование у детей математических умений и навыков через различные виды деятельности.
III. Задачи проекта.
- Провести диагностическое обследование детей по выявлению уровня развития математических умений и навыков.
- Изучить источники, содержащие информацию по формированию математических представлений у детей.
- Провести отбор методов, способов и приемов, способствующих формированию математических умений и навыков у детей.
- Подобрать и разработать дидактический материал для формирования математических умений и навыков у дошкольников.
- Разработать план взаимодействия с родителями.
- Разработать план взаимодействия с педагогами МБДОУ по формированию математических умений и навыков у детей.
IV. Участники проекта.
- Дети средней группы «Песенка».
- Родители.
- Воспитатели.
V. Описание проекта:
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Цель:
Формирование у детей математических умений и навыков через различные виды деятельности.
Задачи:
1.Провести диагностическое обследование детей по выявлению уровня развития математических умений и навыков.
1.1.Проанализировать существующие в методической литературе диагностические методики по ФЭМП.
1.2.Разработать диагностику по выявлению уровня развития математических умений и навыков.
1.3.Подобрать подходящий инструментарий для проведения диагностики.
1.4.Провести диагностику по выявлению уровня развития математических умений и навыков.
1.5.Использовать результаты диагностики в отборе методов, приемов, средств и технологий педагогического процесса, а так же для оценки эффективности комплекса мероприятий по формированию математических умений и навыков у дошкольников.
2.Изучить источники, содержащие информацию по формированию математических представлений у дошкольников.
2.1.Изучить нормативные документы.
2.2.Подобрать и изучить литературу по формированию математических представлений у дошкольников.
2.3.Изучить интернет – ресурсы по данной теме.
2.4.Проанализировать отобранный материал.
2.5.Создать банк информационных источников по формированию математических умений и навыков у дошкольников для дальнейшего использования в работе.
3.Произвести отбор методов, способов и приемов, способствующих формированию математических умений и навыков у дошкольников.
3.1.Подобрать и проработать методическую литературу о методах, способах и приемах формирования математических умений и навыков.
3.2.Проанализировать собственный педагогический банк методов, приемов и способов, направленных на формирование математических умений и навыков у дошкольников.
4.Подобрать и разработать дидактический материал для формирования математических умений и навыков у дошкольников.
4.1.Проанализировать имеющийся дидактический материал, способствующий повышению интереса к изучению математики и формированию математических умений и навыков у дошкольников.
4.2.Разработать новый дидактический материал для формирования математических
умений и навыков.
4.3.Создание картотек.
4.4.Внедрить разработанные игры и упражнения в работу.
5.Разработать план взаимодействия с родителями по повышению психолого – педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития своих детей.
5.1.Проанализировать текущую работу с родителями по вопросу формирования математических умений и навыков у детей.
5.2.Разработать консультации для родителей.
5.3.Провести анкетирование родителей.
5.4.Привлечь родителей к участию в проекте (помощь в изготовлении игр, атрибутов, костюмов, книжек – малышек, картотек, ЛЭПБУКов, подбор музыкальных произведений, книг, участие в совместном изготовлении поделок, рисунков для выставки).
6.Разработать план взаимодействия с педагогами МБДОУ по формированию математических умений и навыков у дошкольников.
6.1.Разработать консультации для воспитателей.
6.2.Разработать картотеки (подвижных игр, пословиц, загадок, считалок, дидактических игр) по ФЭМП.
6.3.Создать презентацию для педагогов МБДОУ «Опыт работы по формированию математических умений и навыков у дошкольников» и выступить с ней на педагогическом совете.
6.4.Устроить выставку дидактических игр по формированию математических умений и навыков для педагогов.
6.5.Разработать конспекты НОД по ФЭМП.
VI. Рабочий план реализации проекта.
Предполагаемая дата проведения мероприятия. | Место проведения мероприятия. | Наименование мероприятия. | Ресурсы. | Ответственный за выполнение. |
Весь учебный год с сентября 2020 года по май 2021 года. | МБДОУ №30:
| См. таблицу «Рабочий план реализации проекта по областям». | 1.Информационные:
2.Материально – технические:
| Воспитатель: Журавлева Татьяна Геннадиевна. |
Рабочий план реализации проекта.
Образовательная область | Содержание | Задача |
1.Познавательное развитие: 1.Развитие познавательно – исследовательской деятельности. |
|
|
2.Развитие элементарных математических представлений. |
|
|
3.Предметный и природный мир. |
|
|
2.Речевое развитие. | 1.Беседы:
2.Рагадывание загадок:
См. приложение. 3.Чтение и разучивание отрывков из стихотворений:
4.Чтение художественной литературы:
5.Разучивание пословиц и поговорок с математическим содержанием. (см. приложение) 6.Разучивание считалок. (см. приложение) 7.Разучивание скороговорок. (см. приложение) |
|
3.Социально – коммуникативное развитие. 1.Развитие игровой деятельности. | 1.Сюжетно – ролевые игры:
2.Дидактические игры:
и др. 3.Игры – драматизации по мотивам сказок. |
|
2.Развитие трудовой деятельности. | 1.Труд в природе. 2.Сомообслуживание. 3.Дежурство. 4.Хозяйственно – бытовой труд. 5.Ручной труд. | 1.Формирование позитивных установок к различным видам труда. 2.Воспитывать трудолюбие. 3.Формирование математических представлений в процессе труда. |
3.Безопатность. | 1.Беседы. 2.Игры. 3.Чтение. | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
4.Физическое развитие. |
|
|
5.Художественно – эстетическое развитие. 1.Изобразительная деятельность. | 1.Рисование:
2.Лепка:
3.Аппликация из геометрических фигур:
|
|
2.Конструктивная деятельность. | 1.Конструирование из мелкого конструктора «Лего»:
2.Конструирование из крупного напольного конструктора. 3.Конструирование из природного, бросового материала и бумаги |
|
3.Музыкальная деятельность. | 1.Слушать музыкальные произведения. 2.Пение песен:
3.Танцы |
|
VII Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
- Срок реализации проекта – сентябрь 2020 года – май 2021 года.
Краткосрочные результаты.
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
1.Развитие интереса к познавательной деятельности. 2.Развитие любознательности, мышления, воображение. 3.Умение формировать результаты своей деятельности. 4.Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. 5.Умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности. 6.Умение работать в коллективе. | 1.Распростронение педагогического опыта. 2.Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий. 3.Систематизация и повышение качества работы с детьми по формированию математических представлений. | 1.Обмен опытом. 2.Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. 3.Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. 4.Повышение психолого – педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития своих детей. |
Долгосрочные результаты.
- Пополнять материалы в центре математического развития.
- Изготовление новых дидактических игр.
- Пополнение раздаточного материала.
- Продолжать вести кружок по математике.
VIII Оценка эффективности реализации проекта.
- Проект оказался эффективным для детей. В ходе реализации проекта я
пришла к выводу, что у моих воспитанников появился интерес к математике, у них сформировались математические умения и навыки. Значит я правильно решала поставленные задачи для достижения цели.
Для оценки эффективности реализации проекта я провела диагностическое
обследование детей в конце года. Результаты стали намного лучше, чем в начале проекта. Многие дети с низким уровнем вышли на средний, а те у кого был средний уровень – вышли на высокий.
Проект помог решить все поставленные задачи. У детей произошел огромный скачок в познавательном развитии.
- Дети научились мыслить логически, у них развилось мышление, память, речь, воображение.
- Сформировались математические умения и навыки.
- Дети стали самостоятельными, инициативными.
- Они научились использовать полученные знания в разных видах деятельности.
- Научились работать в коллективе.
И самое главное - они полюбили математику!!! Дети любят ходить на кружок, им нравятся занятия по ФЭМП. Они с удовольствием играют в новые дидактические игры, занимаются в специальных тетрадях. Разыгрывают спектакли, слушают и поют песни с математическим содержанием, рисуют, лепят, делают поделки. Заучивают
стихи, пословицы и поговорки, разгадывают математические загадки. Исследуют, наблюдают, читают.
И это главная заслуга проекта!
- Для родителей проект тоже был эффективен. У родителей повысилась
психолого-педагогическая культура в вопросах познавательного развития своих детей, они стали уделять больше внимания формированию математических умений и навыков у своего ребенка. Родители стали заинтересованы в том, чтобы их ребенок постоянно развивался, повышал свою умственную активность. Для этого они стараются прислушиваться к нашим советам и рекомендациям, изучают специальную литературу, занимаются с детьми дома.
- Для педагогов МБДОУ мой проект так же оказался эффективным. Для них
были разработаны консультации, картотеки конспекты НОД, перспективное планирование, рекомендации по организации предметно-развивающей среды, организована выставка дидактических игр. На педагогическом совете мною была представлена презентация из опыта работы.
Я думаю, что мой опыт поможет воспитателям в организации работы по формированию математических умений и навыков у их воспитанников.
- Практическая значимость моего проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условия свое МБДОУ.
Вывод.
Таким образом можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а так же при включении в проект заинтересованных взрослых – педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными математическими представлениями и навыками.
- Продукты проекта.
Для детей.
- Дидактические игры.
- Книжки – малышки.
- ЛЭПБУКИ.
- Наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.
- Итоговое НОД.
- Центр тематического развития.
- Подборка литературы.
- Оснащение предметно – развивающей среды.
Для педагогов.
- Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП.
- Картотеки загадок, считалок, скороговорок, стихотворений, пословиц и поговорок, дидактических игр, подвижных игр.
- Конспекты НОД.
- Выставка дидактических игр.
- Консультации и информация для родительского уголка.
- Выступление с обобщенным опытом на педсовете.
Для родителей.
- Участие в проекте.
- Подбор специальной литературы.
- Консультации в родительском уголке и на сайте.
- Анкеты.
- Результаты диагностики.
- Папка – ширма.
- Фото отчет.
- Выставка дидактических игр.
- Выставка детских работ и поделок.
IX. Оценка рисков и методы их коррекции.
1.Отсутсвие материальной базы. | Оснащение материально – технической базы МБДОУ. |
2.Отсутсвие методической базы. | Создание банка данных методической литературы. |
3.Низкая мотивация дошкольников к получению знаний. | Стимуляция дошкольников. |
4.Пробелы в работе педагога по ФГОС. | Повышение квалификации педагога (курсы, семинары, конференции) |
Х. Дальнейшее развитие проекта.
Работу по данной теме я буду продолжать и в следующем году. Мне, как педагогу, и моим воспитанникам очень нравится работать в данном направлении. Родители поддерживают меня во всем и останавливаться на достигнутом мы не будем.
- Я буду пополнять развивающую среду в группе.
- Продолжу вести кружковую работу, которая очень нравится мне и моим детям. Я слышу много слов благодарности от родителей и мне очень приятно, это стимулирует меня.
- Постараюсь внедрить свой опыт в коллектив педагогов с целью систематизации и повышения качества работы с детьми по формированию элементарных математических представлений у детей.
- Представлю свой опыт в виде презентации для коллег.
- На своем личном сайте размещу свой проект, свои наработки чтобы другие педагоги в России могли воспользоваться моими материалами.
XI. Список литературы.
- Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. / Под редакцией И. А. Пономаревой, В. А. Позиной. – М. : Мозаика – синтез, 2012. – 64 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ СФЕРА, 2016. – 96 с.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М. : Мозаика – синтез, 2015. – 368 с.
- Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М. : ТЦ СФЕРА, 2016. – 112 с.
- Знакомим дошкольников с математикой / Под редакцией Л. В. Ворониной. – М. : ТЦ СФЕРА, 2012. – 37 с.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей. /Под редакцией Н. И. Касабуцкого. – М. : Просвещение, 2018. – 80 с.
- Моя математика. Развивающая книга для детей 4 – 5 лет / Под редакцией Е. В. Соловьевой. – М. : Просвещение, 2018. – 831 с.
- Отгадай малыш! Русские народные загадки. – Русич, 2003. – 192 с.
- Считарь. Книга юных счетоводов / Под редакцией А. А. Усачева. – РООССА, 2004, - 145 с.
- Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей / Под редакцией В. П. Розе. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....
Презентация "Обучение детей ПДД через различные виды деятельности".
Презентация "Обучение детей ПДД через различные виды деятельности". Материал содержит информацию по данной теме....
Консультация для воспитателей №2. Формирование математических умений и навыков в различных видах деятельности.
Консультация для воспитателей...
Педагогический проект Тема: " Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."
Участник проекта на тему:"Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."...
Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...