Педагогический проект Тема «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»
проект по математике (средняя группа)

Журавлева Татьяна Геннадиевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №30

города Калуги.

Педагогический проект

Тема «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»

Подготовила

Журавлева Т. Г.

Педагогический проект.

Тема: «Комплекс мероприятий по формированию математических умений и навыков у детей 4 – 5 лет через различные виды деятельности.»

Содержание проекта:

  1. Обоснование необходимости проекта.                                                           стр. 3
  2. Цель проекта.                                                                                                    стр. 5
  3. Задачи проекта.                                                                                                 стр. 5
  4. Участники проекта.                                                                                           стр. 6
  5. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных  

целей.                                                                                                                  стр.6

  1. Рабочий план реализации проекта.                                                                  стр.8
  2. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.                                                                                                               стр. 13
  3. Оценка эффективности реализации проекта.                                                  стр. 14
  4. Оценка рисков и методы их коррекции.                                                          стр. 16
  5.  Дальнейшее развитие проекта.                                                                        стр. 16
  6. Список литературы.                                                                                          стр. 16

I. Обоснование необходимости проекта.

    В системе образования в настоящее время происходят огромные перемены. Внедряются новые инновационные формы работы. Проектная деятельность является одной из инновационных форм.

    О проектах много говорят, их рекомендуют использовать в работе детского сада. Есть много информации в интернет – ресурсах и в литературе. Я изучила эту информацию и решила написать свой собственный проект.

    Проектный метод носит характер сотрудничества между педагогами, детьми и родителями. А это очень важно в нашей работе. Проектная деятельность создает мотивацию к совершенствованию педагога, побуждает к самообразованию.

  • Проблема.

    Современные дети мало интересуются математикой. Сейчас они много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Родители уделяют мало внимания развитию математических навыков и умений у своих детей, так как многие из них не знают как это нужно делать и с помощью чего.

    Таким образом мой проект направлен на то, чтобы формировать математические умения и навыки у детей через различные виды деятельности, вызывать у них интерес к математике.

    Заинтересовать родителей и вызвать у них желание и стремление заниматься математикой со своими детьми дома, для того чтобы подготовить детей к обучению в школе.

    Актуальность.

  • Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В современном мире от человека требуется не только владение знаниями , но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, логически мыслить. Мы хотим чтобы наши воспитанники были наблюдательными, общительными, самостоятельными.
  • Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Одной из задач, на решение которой направлен стандарт является развитие интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Формирование элементарных математических представлений относится к образовательной области – «Познавательное развитие». ФГОС направляет

содержание области «Познавательное развитие»: на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации.

  • Формирование познавательных действий.
  • Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров и на завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен:

  • Обладать элементарными представлениями из области математики.
  • Проявлять самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности.
  • Проявлять любознательность.
  • Способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

   Современные дети мало интересуются математикой. Родители не уделяют достаточно внимания развитию математических навыков и умений у своих детей, потому что, чаще всего просто не знают, как это нужно делать. Поэтому я выбрала такую тему для проекта как «Формирование элементарных умений и навыков у детей через различные виды деятельности».

 

    Считаю эту тему актуальной. Мне, как педагогу, очень хочется привить любовь и интерес к математике у моих воспитанников, сформировать у детей математические умения и навыки, заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. Как этого добиться? С помощью каких приемов?

   Я считаю. Что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая процесс интересным и мотивационным.

   Работа над проектом носит коллективный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД.

   В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию,  любознательность, потребность к умственному развитию. Моя задача, как педагога, удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному развитию.

   Свою работу над проектом я начала с подбора и изучения литературы. установила проблему. Поставила цель, продумала задачи. Далее разработала план реализации проекта. Составила комплексно – тематическое планирование. Провела диагностическое исследование, анкетирование. Разработала конспекты НОД, консультации, картотеки. Сделала краткосрочные и долгосрочные прогнозы результатов реализации проекта. И в течении целого года реализовывала свой проект.

II. Цель проекта.

   Формирование у детей математических умений и навыков через различные виды деятельности.

III. Задачи проекта.

  1. Провести диагностическое обследование детей по выявлению уровня развития математических умений и навыков.
  2. Изучить  источники, содержащие информацию по формированию математических представлений у детей.
  3. Провести отбор методов, способов и приемов, способствующих формированию математических умений и навыков у детей.
  4. Подобрать и разработать дидактический материал для формирования математических умений и навыков у дошкольников.
  5. Разработать план взаимодействия с родителями.
  6. Разработать план взаимодействия с педагогами МБДОУ по формированию математических умений и навыков у детей.

IV. Участники проекта.

  • Дети средней группы «Песенка».
  • Родители.
  • Воспитатели.

C:\Users\Acer\Desktop\Новая папка (3)\IMG-20201225-WA0002.jpg

V. Описание проекта:

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Цель:

 Формирование у детей математических умений и навыков через различные виды деятельности.

Задачи:

1.Провести диагностическое обследование детей по выявлению уровня развития математических умений и навыков.

1.1.Проанализировать существующие в методической литературе диагностические методики по ФЭМП.

1.2.Разработать диагностику по выявлению уровня развития математических умений и навыков.

1.3.Подобрать подходящий инструментарий для проведения диагностики.

1.4.Провести диагностику по выявлению уровня развития математических умений и навыков.

1.5.Использовать результаты диагностики в отборе методов, приемов, средств и технологий педагогического процесса, а так же для оценки эффективности комплекса мероприятий по формированию математических умений и навыков у дошкольников.

2.Изучить источники, содержащие информацию по формированию математических представлений у дошкольников.

2.1.Изучить нормативные документы.

2.2.Подобрать и изучить литературу по формированию математических представлений у дошкольников.

2.3.Изучить интернет – ресурсы по данной теме.

2.4.Проанализировать отобранный материал.

2.5.Создать банк информационных источников по формированию математических умений и навыков у дошкольников для дальнейшего использования в работе.

3.Произвести отбор методов, способов и приемов, способствующих формированию математических умений и навыков у дошкольников.

3.1.Подобрать и проработать методическую литературу о методах, способах и приемах формирования математических умений и навыков.

3.2.Проанализировать собственный педагогический банк методов, приемов и способов, направленных на формирование математических умений и навыков у дошкольников.

4.Подобрать и разработать дидактический материал для формирования математических умений и навыков у дошкольников.

4.1.Проанализировать имеющийся дидактический материал, способствующий повышению интереса к изучению математики и формированию математических умений и навыков у дошкольников.

4.2.Разработать новый дидактический материал для формирования математических

умений и навыков.

4.3.Создание картотек.

4.4.Внедрить разработанные игры и упражнения в работу.

5.Разработать план взаимодействия с родителями по повышению психолого – педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития своих детей.

5.1.Проанализировать текущую работу с родителями по вопросу формирования математических умений и навыков у детей.

5.2.Разработать консультации для родителей.

5.3.Провести анкетирование родителей.

5.4.Привлечь родителей к участию в проекте (помощь в изготовлении игр, атрибутов, костюмов, книжек – малышек, картотек, ЛЭПБУКов, подбор музыкальных произведений, книг, участие в совместном изготовлении поделок, рисунков для выставки).

6.Разработать план взаимодействия с педагогами МБДОУ по формированию математических умений и навыков у дошкольников.

6.1.Разработать консультации для воспитателей.

6.2.Разработать картотеки (подвижных игр, пословиц, загадок, считалок, дидактических игр) по ФЭМП.

6.3.Создать презентацию для педагогов МБДОУ «Опыт работы по формированию математических умений и навыков у дошкольников» и выступить с ней на педагогическом совете.

6.4.Устроить выставку дидактических игр по формированию математических умений и навыков для педагогов.

6.5.Разработать конспекты НОД по ФЭМП.

VI. Рабочий план реализации проекта.

Предполагаемая дата проведения мероприятия.

Место проведения мероприятия.

Наименование мероприятия.

Ресурсы.

Ответственный за выполнение.

Весь учебный год с сентября 2020 года по май 2021 года.

МБДОУ №30:

  • Групповая комната.
  • Музыкальный зал.
  • Участок на улице.

См. таблицу «Рабочий план реализации проекта по областям».

1.Информационные:

  • Электронные образовательные ресурсы: интернет  - сайты.
  • Печатные ресурсы: методическая литература, учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал, демонстрационный материал.
  • Аудиовизуальные ресурсы: слайды, фильмы.
  • Наглядно – плоскостные ресурсы: иллюстрации, магнитная доска, плакаты.

2.Материально – технические:

  • Групповая комната.
  • Музыкальный зал.
  • Участок на улице.
  • Компьютер.
  • Принтер.

Воспитатель: Журавлева Татьяна Геннадиевна.

Рабочий план реализации проекта.

Образовательная область

Содержание

Задача

1.Познавательное развитие:

1.Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

  • Опыты и эксперименты: «Как меняется день с ночью», «Воздух», «Силы тяготения», «Что тяжелее», «Тонет – не тонет» и другие.
  • Формировать познавательный интерес.
  • Развивать опытную деятельность и экспериментирование.

2.Развитие элементарных математических представлений.

  • НОД по ФЭМП.
  • Дидактические игры.
  • Кружок по ФЭМП.
  • Формировать элементарные математические представления.
  • Развивать мышление, логику.
  • Воспитывать любознательность.

3.Предметный и природный мир.

  • Наблюдения в природе.
  • Беседы.
  • Чтение.
  • Дидактические игры.
  • Наблюдения за людьми, животными, транспортом.
  • Развивать любознательность, наблюдательность.
  • Воспитывать любовь к природе.

2.Речевое развитие.

1.Беседы:

  • «Для чего нужна математика».
  • «Что изучает математика».
  • «Что мне больше всего нравиться в математике».

2.Рагадывание загадок:

  • Про цифры.
  • Про фигуры.

См. приложение.

3.Чтение и разучивание отрывков из стихотворений:

  • С. Маршак «Веселый счет», «От 1 до 10».
  • А. Барто «Арифметика».
  • С. Михалков «Котята».
  • М. Плятковский «Все могу я сосчитать».

4.Чтение художественной литературы:

  • Т. Ерофеева «Математические сказки».
  • Ю. П. Смирнова «Математические сказки».
  • Т. В. Боровских «Математические сказки».
  • О. Емельянова «Арифметика для малышей».
  • Л. Гитарц «Сказка о цифрах, которые любили спорить».
  • А. Н. Беляева «Как цифры помирились».
  • А, Игнатьева «Сказка о цифрах».

5.Разучивание пословиц и поговорок с математическим содержанием. (см. приложение)

6.Разучивание считалок. (см. приложение)

7.Разучивание скороговорок. (см. приложение)

  • Формировать элементарные математические представления в процессе речевого развития.
  • Обогащать активный словарь.
  • Развивать связную речь.
  • Формирование звуковой культуры речи.
  • Развивать любознательность.

3.Социально – коммуникативное развитие.

1.Развитие игровой деятельности.

1.Сюжетно – ролевые игры:

  • «Магазин».
  • «Семья».
  • «Театр».
  • «Детский сад».
  • «Школа».
  • «Больница».
  • «Строитель».

2.Дидактические игры:

  • «Сложи картинку из геометрических фигур».
  • «Найди такую же».
  • «Подбери по форме».
  • «Геометрическое лото».
  • «Часть и целое».
  • «Части суток».
  • «Когда это бывает?».
  • «Волшебные часы».
  • «где звенит колокольчик».

и др.

3.Игры – драматизации по мотивам сказок.

  • Формировать математические представления у детей через игру.
  • Воспитывать активную жизненную позицию.
  • Развивать самоконтроль и саморегуляцию собственных действий.

2.Развитие трудовой деятельности.

1.Труд в природе.

2.Сомообслуживание.

3.Дежурство.

4.Хозяйственно – бытовой труд.

5.Ручной труд.

1.Формирование позитивных установок к различным видам труда.

2.Воспитывать трудолюбие.

3.Формирование математических представлений в процессе труда.

3.Безопатность.

1.Беседы.

2.Игры.

3.Чтение.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

4.Физическое развитие.

  • Утренняя гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Физминутки с математическим содержанием.
  • Эстафеты.
  • Подвижные игры с математическим содержанием: «Классики», «Робот», «Самолеты», «Найди пару», «Совушка», «День и ночь», «Неделя, стройся», «Два мороза».
  • Формировать здоровый образ жизни.
  • Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.
  • Прививать любовь к спорту.
  • Развивать крупную и мелкую моторику рук.
  • Формировать элементарные математические представления в ходе физического развития.

5.Художественно – эстетическое развитие.

1.Изобразительная деятельность.

1.Рисование:

  • Коврик из геометрических фигур.
  • Домики.
  • 3 медведя.
  • Волшебные цифры.
  • Высокое и низкое дерево.
  • Длинные и короткие дорожки.
  • Ракета.
  • Домик гнома и домик великана.

2.Лепка:

  • «Слепи объемную геометрическую фигуру».
  • «Тарелки для трех медведей».
  • «Угощение для гостей».
  • «Фрукты и овощи».

3.Аппликация из геометрических фигур:

  • «Петушок».
  • «Ракета».
  • «Дом».
  • «Елочка».
  • «Коврик».
  • «Кошка».
  • «Машина».
  • Формировать математические умения в процессе рисования, лепки и аппликации.
  • Развивать эстетический вкус.
  • Воспитывать любовь к творчеству.

2.Конструктивная деятельность.

1.Конструирование из мелкого конструктора «Лего»:

  • «большой и маленький домик».
  • «Длинная и короткая дорожка».
  • «Цифры».
  • «Фигуры».

2.Конструирование из крупного напольного конструктора.

3.Конструирование из природного, бросового материала и бумаги

  • Формировать математические умения и навыки в ходе конструирования.
  • Развивать логическое и творческое мышление, воображение.
  • Развивать мелкую моторику.

3.Музыкальная деятельность.

1.Слушать музыкальные произведения.

2.Пение песен:

  • Е. Крылатов «Мы маленькие дети».
  • В. Шаинский «Дважды два четыре», «Тридцать три коровы».
  • А. Малышева «Песенка про математику».

3.Танцы

  • Формировать любовь к музыке.
  • Развивать эстетический вкус.
  • Формировать математические умения и навыки через музыку и танцы.

VII Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

  • Срок реализации проекта – сентябрь 2020 года – май 2021 года.

Краткосрочные результаты.

Для детей

Для педагогов

Для родителей

1.Развитие интереса к познавательной деятельности.

2.Развитие любознательности, мышления, воображение.

3.Умение формировать результаты своей деятельности.

4.Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

5.Умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности.

6.Умение работать в коллективе.

1.Распростронение педагогического опыта.

2.Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.

3.Систематизация и повышение качества работы с детьми по формированию математических представлений.

1.Обмен опытом.

2.Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

3.Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

4.Повышение психолого – педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития своих детей.

Долгосрочные результаты.

  • Пополнять материалы в центре математического развития.
  • Изготовление новых дидактических игр.
  • Пополнение раздаточного материала.
  • Продолжать вести кружок по математике.

VIII Оценка эффективности реализации проекта.

  1. Проект оказался эффективным для детей. В ходе реализации проекта я

пришла к выводу, что у моих воспитанников появился интерес к математике, у них сформировались математические умения и навыки. Значит я правильно решала поставленные задачи для достижения цели.

     Для оценки эффективности реализации проекта я провела диагностическое

обследование детей в конце года. Результаты стали намного лучше, чем в начале проекта. Многие дети с низким уровнем вышли на средний, а те у кого был средний уровень – вышли на высокий.

     Проект помог решить все поставленные задачи. У детей произошел огромный скачок в познавательном развитии.

  • Дети научились мыслить логически, у них развилось мышление, память, речь, воображение.
  • Сформировались математические умения и навыки.
  • Дети стали самостоятельными, инициативными.
  • Они научились использовать полученные знания в разных видах деятельности.
  • Научились работать в коллективе.

     И самое главное  - они полюбили математику!!! Дети любят ходить на кружок, им нравятся занятия по ФЭМП. Они с удовольствием играют в новые дидактические игры, занимаются в специальных тетрадях. Разыгрывают спектакли, слушают и поют песни с математическим содержанием, рисуют, лепят, делают поделки. Заучивают

стихи, пословицы и поговорки, разгадывают математические загадки. Исследуют, наблюдают, читают.

    И это главная заслуга проекта!

  1. Для родителей проект тоже был эффективен. У родителей повысилась

психолого-педагогическая культура в вопросах познавательного развития своих детей, они стали уделять больше внимания формированию математических умений и навыков у своего ребенка. Родители стали заинтересованы в том, чтобы их ребенок постоянно развивался, повышал свою умственную активность. Для этого они стараются прислушиваться к нашим советам и рекомендациям, изучают специальную литературу, занимаются с детьми дома.

  1. Для педагогов МБДОУ мой проект так же оказался эффективным. Для них

были разработаны консультации, картотеки конспекты НОД, перспективное планирование, рекомендации по организации предметно-развивающей среды, организована выставка дидактических игр. На педагогическом совете мною была представлена презентация из опыта работы.

     Я думаю, что мой опыт поможет воспитателям в организации работы по формированию математических умений и навыков у их воспитанников.

  • Практическая значимость моего проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условия свое МБДОУ.

     Вывод.

Таким образом можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а так же при включении в проект заинтересованных взрослых – педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными математическими представлениями и навыками.

  • Продукты проекта.

Для детей.

  • Дидактические игры.
  • Книжки – малышки.
  • ЛЭПБУКИ.
  • Наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.
  • Итоговое НОД.
  • Центр тематического развития.
  • Подборка литературы.
  • Оснащение предметно – развивающей среды.

Для педагогов.

  • Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП.
  • Картотеки загадок, считалок, скороговорок, стихотворений, пословиц и поговорок, дидактических игр, подвижных игр.
  • Конспекты НОД.
  • Выставка дидактических игр.
  • Консультации и информация для родительского уголка.
  • Выступление с обобщенным опытом на педсовете.

Для родителей.

  • Участие в проекте.
  • Подбор специальной литературы.
  • Консультации в родительском уголке и на сайте.
  • Анкеты.
  • Результаты диагностики.
  • Папка – ширма.
  • Фото отчет.
  • Выставка дидактических игр.
  • Выставка детских работ и поделок.

IX. Оценка рисков и методы их коррекции.

1.Отсутсвие материальной базы.

Оснащение материально – технической базы МБДОУ.

2.Отсутсвие методической базы.

Создание банка данных методической литературы.

3.Низкая мотивация дошкольников к получению знаний.

Стимуляция дошкольников.

4.Пробелы в работе педагога по ФГОС.

Повышение квалификации педагога (курсы, семинары, конференции)

Х. Дальнейшее развитие проекта.

   Работу по данной теме я буду продолжать и в следующем году. Мне, как педагогу, и моим воспитанникам очень нравится работать в данном направлении. Родители поддерживают меня во всем и останавливаться на достигнутом мы не будем.

  - Я буду пополнять развивающую среду в группе.

  - Продолжу вести кружковую работу, которая очень нравится мне и моим детям. Я слышу много слов благодарности от родителей и мне очень приятно, это стимулирует меня.

  - Постараюсь внедрить свой опыт в коллектив педагогов с целью систематизации и повышения качества работы с детьми по формированию элементарных математических представлений у детей.

  - Представлю свой опыт в виде презентации для коллег.

  - На своем личном сайте размещу свой проект, свои наработки чтобы другие педагоги в России могли воспользоваться моими материалами.

XI. Список литературы.

  1. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. / Под редакцией И. А. Пономаревой, В. А. Позиной. – М. : Мозаика – синтез, 2012. – 64 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ СФЕРА, 2016. – 96 с.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М. : Мозаика – синтез, 2015. – 368 с.
  4. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М. : ТЦ СФЕРА, 2016. – 112 с.
  5. Знакомим дошкольников с математикой / Под редакцией Л. В. Ворониной. – М. : ТЦ СФЕРА, 2012. – 37 с.
  6. Давайте поиграем. Математические игры для детей. /Под редакцией Н. И. Касабуцкого. – М. : Просвещение, 2018. – 80 с.
  7. Моя математика. Развивающая книга для детей 4 – 5 лет / Под редакцией Е. В. Соловьевой. – М. : Просвещение, 2018. – 831 с.
  8. Отгадай малыш! Русские народные загадки. – Русич, 2003. – 192 с.
  9. Считарь. Книга юных счетоводов / Под редакцией А. А. Усачева. – РООССА, 2004, - 145 с.
  10. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей / Под редакцией В. П. Розе. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Презентация "Обучение детей ПДД через различные виды деятельности".

Презентация "Обучение детей ПДД через различные виды деятельности". Материал содержит информацию по данной теме....

Педагогический проект Тема: " Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."

Участник проекта на тему:"Комплекс мероприятий направленных на развитие пространственной ориентировки дошкольников через театрализованную деятельность."...

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...