Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей младшего возраста.
методическая разработка по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей младшего возраста.
«Найди куклу по цвету»
Материал: дидактическая картинка, белый лист бумаги А4, бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям познакомиться с куклами, которые пришли в гости. Обращает внимание, что они все нарядные. С помощью белого листа бумаги накрывает три куклы и объявляет детям, что куклы решили поиграть в прятки, следующая кукла покажется только тогда, когда они расскажут про части одежды предыдущей куклы. Необходимо с детьми поговорить о названиях частей одежды и её цветовой гамме.
«Домик с треугольными и прямоугольными окошками»
Материал: дидактическая картинка, силуэты треугольников и прямоугольников.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с прямоугольными и треугольными отверстиями. Внимание детей обращается на то, что в домике имеются разные окошки - «такие» и «вот такие». Воспитатель сопровождает эти слова жестами - обводит рукой форму окон. Потом он показывает вкладыши и поясняет, что у него много геометрических игрушек и они тоже все разные: треугольные и прямоугольные. Затем воспитатель демонстрирует ещё раз дидактическую картинку и вкладыши одновременно, отмечает, что окошки можно закрыть. Воспитатель показывает, как закрыть разные окошки: сначала необходимо примерить вкладыш к окошку, а потом, если вкладыш подходит, закрыть окошко. Подбирать вкладыш к каждому окошку путём сравнивания соответствующего отверстия с геометрической фигурой. Во время повторного выполнения задания необходимо дидактическую картинку повернуть так, чтобы треугольные отверстия были слева.
«Домик с большими и маленькими окошками».
Материал: силуэт окошек - большой и маленький, дидактическая картинка «Домик с большими и маленькими картинками».
Ход игры.
Воспитатель показывает ребёнку дидактическую картинку с домиками и отверстиями для большого и маленького окошка, объясняет ребёнку, что в этом домике есть большие и маленькие окошки. Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши. Поясняет, что окошки можно закрыть, предлагает ребёнку взять ребёнку взять маленькое окошко и разместить в окошке домика, долее предлагает взять большое окошко и разместить в домике. Форма окошка не называется. Показ каждого окошка сопровождается словами «такой», «не такой», «большой», «маленький».
Ребёнку предлагают послушать маленький отрывок из стихотворения о доме.
Строители в детском саду
Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чердаком.
Подгоните самосвалы,
Загружайте кирпичи.
Ими кубики побудут.
- Начинайте, силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего.
Кран подъёмный вызываем,
Пусть поставит нам окно.
Под конец поставим крышу…
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра.
Л. Разумова
Одновременно со стихотворением воспитатель показывает дом с большими и маленькими окошками. Детям предлагается назвать окошко, которое закрыто (большое, маленькое)
«Подарим кукле бусы»
Материал: дидактическая картинка «Бусы», дидактическая картинка «Куклы»
Ход игры.
Воспитатель предлагает вспомнить своих гостей – кукол и подарки, которые дети сделали гостям. Дети вместе с воспитателем вспоминают цвет одежды каждой куклы. Взрослый предлагает рассмотреть бусы – подарки для кукол, вмести дети и воспитатель размышляют над тем, какие по цвету бусы подойдут каждой кукле. Далее каждому ребёнку по очереди даются карточки с бусами, и предлагается разместить их над той куклой, которой они подходят. Можно раздать четырём детям по карточке с бусами и предложить положить её к той кукле, к которой подходит данное украшение. После того как дети определят соответствие среди картинок, воспитателю необходимо попросить каждого ребёнка объяснить, почему он именно так выполнил задание.
«Геометрический коврик»
Материал: Большая матрёшка, три коробки с изображением круга, квадрата и треугольника, разные по цвету.
Ход игры.
Матрёшка приходит в гости, дарить детям ковёр с геометрическими фигурами. Матрёшка просит детей, навести порядок, разложить все фигуры по местам. Дети раскладывают фигуры, соотнеся их в форму с изображением на ковре.
«Большая, средняя, маленькая матрёшка»
Материал: дидактическая картинка с матрёшками: большой, средней, маленькой, три силуэта матрёшки: большой, средний, маленький.
Ход игры.
Воспитатель показывает ребёнку силуэты с тремя матрёшками, рассматривает их с ним постепенно: большую, среднюю, маленькую.
Затем воспитатель выстраивает два силуэта матрёшки: большую и маленькую. Рассматривает с ребёнком матрёшки. Фиксирует внимание на их величине: одна матрёшка маленькая, а другая большая затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрёшку.
Далее воспитатель даёт детям дидактическую картинку с тремя матрёшками. Рассматривает их: матрёшки - яркие, нарядные, большая, средняя, маленькая.
Воспитатель предлагает ребёнку наложить силуэт большой матрёшки на большую матрёшку на дидактической картинке, так же она просит поступить и с маленьким силуэтом матрёшки.
Достать ещё один силуэт матрёшки (средний), воспитатель выставляет на столе все три силуэта в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Ребёнок внимательно рассматривает матрёшек, затем с помощью взрослого показывает, где большая матрёшка, маленькая и средняя.
Не следует требовать от детей произнесение названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.
Воспитатель даёт силуэт детям и просит разложить их на дидактической карточке методом сопоставления.
Детям предлагается хлопнуть один раз, если они увидят большую матрёшку; топнуть, если увидят среднюю матрёшку; присесть, если увидят маленькую матрёшку.
«Мячи четырёх цветов»
Материал: дидактическая картинка с мячами, игрушка – игровой персонаж, белый лист бумаги.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с мячом. Дети слушают рассказ воспитателя: «На картин нарисованные мячи, давайте их рассмотрим. Три мячика спрятались (воспитатель прячет за лист бумаги три мяча), а один остался. Какой он по цвету?» Таким образом, рассматриваются все мячи. После того как все мячи будут открыты для рассматривания, рассказать детям, что три мяча большие, а один маленький. Спросить детей, какой по цвету мяч маленький, какие по цвету большие мячи? Далее воспитатель просит ребёнка поставить игрушку (зайчика) рядом с красным мячом, зелёным, большим мячом и маленьким мячом, таким образом, зайчик путешествует по дидактической картинке, а ребёнок говорить зайчику, рядом с каким мячом он остановился.
«Закрой окошко»
Материал: Дидактическая картинка «Домик с окошками разной формы», силуэты окошек – круг, квадрат, треугольник.
Ход игры.
Воспитатель показывает ребенку дидактическую картинку с домиком и окошками, объясняя, что в этом домике окошки разной формы. Затем показывает вкладыши – геометрические фигуры, поясняя, что окошки можно закрыть. Воспитатель показывает действие и сопровождает их словами, называя геометрические фигуры. Предложить ребенку взять круг и разместить его в нужное окошко, затем заполнить все окошки.
«Приходите на лужок»
Материал: одноцветные пирамидки всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, потребуется картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в яркий зеленый цвет.
Ход игры.
По приглашению воспитателя участники игры садятся за общий стол, на котором заранее расставлены пирамидки. Каждый ребенок выбирает себе пирамидку того цвета, который ему больше нравиться. Одну пирамидку берет воспитатель. На середину стола он кладет картонный зеленый круг. «Это у нас будет лужок с зеленой травкой, сюда будут приходить колечки, чтобы поиграть», - объясняет он. По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают на столе перед собой колечки ровными рядами. Показывая образец игровых действий, воспитатель берет самое маленькое колечко своей пирамидки, кладет его на середину лужка и говорит: «Приходите на лужок, становитесь все в кружок». Он предупреждает детей, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их вокруг лужка. Воспитатель помогает красиво и равномерно разложить разноцветные колечки вокруг лужка, любуется вместе с детьми получившимся узором. Затем предлагает малышам проверить, те ли колечки пришли. Берет одно из колечек, накладывает его на колечко- образец в центре картонного круга и спрашивает, одинаковые ли они по величине. Те же действия выполняют дети с остальными колечками.
Потом воспитатель предлагает одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр лужка. Все участники игры произносят слова: «Приходите на лужок, собирайтесь в кружок!». Затем каждый находит у себя колечко такого же размера, как в центре, и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется.
«Чаепитие для кукол»
Материал: четыре небольших кукол, одетых в однотонные платья четырёх цветовых тонов, чашечки и блюдца четырёх цветовых тонов.
Ход игры.
Воспитатель поочередно показывает детям кукол, одетых в разноцветные платья (красное, желтое, зеленое, синее), рассматривая вместе с детьми очередную куклу, педагог обращает внимание на красоту ее платья. Куклы выстраиваются на столе воспитателя в ряд. Любуясь куклами, воспитатель поясняет детям, что у каждой куклы красивая одежда, а когда они все вместе, то так красиво, будто солнышко яркое светит.
Затем взрослый говорит детям, что у каждой куклы есть своя посуда для чаепития: блюдца и чашка, но они все перепутались, и надо помочь куклам найти свою посуду.
Воспитатель ставит на стол перед каждым ребенком по кукле и предлагает выбрать блюдца такого цвета, какого цвета платье у куклы. Дети выбирают блюдца из общего материала.
После того как все найдут блюдца и положат их рядом с куклой, им предлагают отобрать из общего материала чашки.
В ходе игры-занятия воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, не хватали игрушки руками, а вначале внимательно смотрели на них, находили глазами нужные игрушки и только после этого брали их для куклы.
В конце занятия педагог предлагает детям посадить всех кукол рядышком на столе, напоминая, что у каждой куклы есть свое место. Не называя цвет, воспитатель просит принести куклу то одного, то другого ребенка. Когда все куклы будут размещены, взрослый предлагает детям принести для кукол вначале блюдца, затем чашки.
«Расставь машины в гаражи».
Материал: конструктор основных цветов (синего, желтого, зеленого, красного); игрушечные машины перечисленных цветов.
Ход игры.
Покажите ребенку строительный материал разных цветов ( начинать надо с двух цветов - синего и желтого, затем ввести красный и зеленый. Когда дети будут без ошибок определять цвет двух предложенных предметов, можно дать игру с предметами, окрашенными во все четыре основных цвета. Предложите ребенку построить гараж из кирпичиков. Возможны несколько вариантов построек. Предложите детям рассмотреть детям автомобили, стоящие на дороге.
Спросите, показывая на каждый автомобиль, какого он цвета. Если дети неуверенно называют его цвет, то возможен другой вариант: вы называете цвет автомобиля, предлагая детям найти автомобиль данного цвета.
Нарисуйте на полу мелом дорогу. Предложите детям поиграть-послушать внимательно рифмовку, найти гараж такого цвета, о котором говорилось, и поставить в гараж автомобиль (такого же цвета). Прочитайте рифмовку:
Еду с дачи я домой,
Урожай везу с собой.
К гаражу я подъезжаю,
Дверь тихонько открываю.
А какого цвета дверь?
Ты скорей, дружок, проверь.
Смотри она такая...
(Назвать цвет и поставить в гараж автомобиль)
...Какой мой автомобиль. ( Такого же цвета.)
Дверь тихонько открываю
И машину загоняю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Дидактические настольно-печатные игры,игры с предметами, направленные на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра как метод сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Здравствуйте. Представляю вам небольшое размышление о роли дидактических игр для детей дошкольного возраста (особенно для детей младшей группы), о неизменной и не теряющей своей развивающе-обучающей с...
Консультация "Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Ранний возраст...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...