Проект "В стране геометрических фигур" по программе МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
материал по математике (младшая группа)
Содержание:
1. Паспорт проекта (Автор, тема, проблема, детская цель, образовательные цели, участники проекта, сроки реализации, результат, форма презентации результата).
2. План-схема реализации проекта "В стране геометрических фигур". (Этапы, основные направления реализации проекта, материалы и средства реализации проекта, примечания.)
3. Практические материалы по основным направлениям реализации проета:
- План работы.
- Технологическая карта проекта "В стране геометрических фигур".
- Игровые ситуации.
- Наблюдения.
- Дидактические игры.
- Стихотворения.
4. Выводы о результатах проекта.
Список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_strane_geometricheskih_figur.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Паспорт проекта
Автор проекта: Пуля Галина Алексеевна, воспитатель, «МДОБУ Кудровский ДСКВ №2»
Ф.И.О., должность, № ДОУ
Тема проекта: «В стране геометрических фигур», краткосрочный, групповой, информационно-ориентированный
название, тип, вид
Проблема, решаемая в проекте: Что такое геометрические фигуры и какие они бывают?
Детская цель проекта: что такое геометрические фигуры и формы; их классификация.
Образовательные цели взрослого: сформировать и изучить всю проектную деятельность, все этапы и требования к процессу и результату выполнения, создать условия для реализации данного проекта, а также обеспечить группу необходимым оборудованием.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Сроки реализации проекта: краткосрочный проект 2 недели.
Результат (продукт) проекта: формирование навыков рассказывания, используя альбом, сделанный своими руками «в стране геометрических фигур»; развитие аналитической деятельности и умения классифицировать; знакомство с новыми геометрическими фигурами и формами.
Форма презентации результата (продукта) проекта: занятие «Путешествие в страну геометрических фигур»; альбом «в стране геометрических фигур».
- План-схема
реализации проекта
«В стране геометрических фигур», краткосрочный, групповой,
информационно-ориентированный
Таблица 1.
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта | Примечания |
Подготовительный (поисковый) | Проблема: «Для чего нужны геометрические фигуры? Где они встречаются в повседневной жизни?» | 1. Консультация для родителей с целью ознакомления с темой, задачами проекта и содержанием работы. 2. Рассказ воспитателя о геометрических фигурах и формах. 3. Рассматривание геометрических форм и фигур. | Погружение в проблему путём мотивации. |
Аналитический | Цель и задачи проекта, план работы над проектом | 1. Разучивание стихотворений о геометрических фигурах и формах. 2. Познавательное занятие «Наши геометрические фигуры». 3. Беседа «Какие геометрические фигуры есть вокруг нас». | Формирование цели и задач проекта. Разъяснение в решении поставленных задач. |
Практический (основной) | Реализация плана работы по всем направлениям проекта. | 1. Наглядно-дидактические пособия, геометрические фигуры различных форм и цветов, специальная методическая литература, дидактические игры, геометрический конструктор разных цветов. 2. Составление тематического проекта «В мире геометрических фигур» для детей. Создание и подбор компьютерных презентаций по заданной теме проекта. 3. Демонстрация геометрических фигур и форм. 4. Подбор и составление материала для родителей: папки-раскладки, геометрические фигуры, консультации. Составление и рекомендации по изучению материала и литературы с детьми. 5. Составление и подбор картотеки физкультминуток, дидактических игр, пальчиковых гимнастик, подвижных игр. | Наблюдение, помощь в усвоении нового материала. |
Презентационный (Заключительный) | Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур» | 1. Коллективная работа по созданию альбома «в мире геометрических фигур» (рисование). «Строим дом из геометрических фигур», «Рыбки в аквариуме» (лепка). «Машина», «Корабль», «Насекомые», «Ракета» (аппликация). 2. Выставка работ «в мире геометрических фигур». 3. Рассказывание стихотворений по теме, разгадывание загадок и ребусов о геометрических фигурах. | Организация и проведение игры. |
3. Практические материалы по основным направлениям реализации проекта.
План работы.
- Рассказ воспитателя о геометрических фигурах. Знакомство с геометрическими фигурами.
- Просмотр наглядно-дидактического пособия. Формирование умения классификации геометрических фигур.
- Знакомство с тремя основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
- Познавательное занятие «Геометрические фигуры вокруг нас».
- Сюжетно-ролевая игра «Три друга – круг, квадрат и треугольник».
- Знакомство с геометрическими формами. Их демонстрация. Формирование умения классификации геометрических форм.
- Наблюдение «Различие геометрических фигур и форм».
- Разгадывание загадок и ребусов о геометрических фигурах и формах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (на определение геометрических фигур на ощупь).
- Лепка из пластилина «Строим дом из геометрических фигур», «Рыбки в аквариуме». Пальчиковая гимнастика «Геометрические фигуры».
- Наблюдение «Какие геометрические фигуры вокруг нас». Беседа «Какие геометрические фигуры есть в нашей группе».
- Дидактическая игра «Постоим фигуру». «Геометрическая» физкультминутка.
- Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур». Рассказы детей о геометрических фигурах и формах на основе полученных знаний. Демонстрация совместного альбома «В мире геометрических фигур».
Технологическая карта проекта «В стране геометрических фигур»
Этапы | Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Деятельность родителей | Результат каждого этапа |
Подготовительный (поисковый) | Знакомство с темой проекта посредством игры. Д/и «Найди предмет такой же формы» | Погружение в проблему с помощью мотивации | Обращение внимания на то, что любознательные дети много знают о различных геометрических фигурах и формах. | Проблема «Что такое геометрические фигуры и формы? Какие они бывают? Чем отличаются?» |
Аналитический | Участие в различных играх, беседах, упражнениях. Заучивание стихотворений о геометрических фигурах. Д/и «Найди лишнюю фигуру». | Формирование задачи и цели. Помощь в определении необходимого для решения поставленных задач. | Сбор необходимой информации для решения поставленных в проекте задач. | Цель и задачи проекта, план работы над проектом |
Практический | Участие в практической части работы над проектом: изготовление поделок из пластилина, бумаги; рисование; конструирование из геометрического строительного материала. Д/и «Сложи квадрат и треугольник» Дид.упр. с играми Воскобовича и палочками Кюизенера. | Наблюдение и помощь в усвоении нового материала. | Проведение совместной работы с детьми: рассматривание наглядно-дидактического пособия, раздаточного материала, работают с геометрическим конструктором. | Реализация плана работы по всем направлениям проекта. |
Презентационный | Участие в игровой ситуации «Путешествие в страну геометрических фигур». | Организация и проведение игры | Доклады, наглядно-дидактическое пособие. Демонстрация совместного альбома «В мире геометрических фигур». |
Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур».
Цель:
- Закрепить полученные знания о геометрических фигурах и формах, которые были получены в ходе проекта.
- Закрепить знания о геометрических фигурах и формах, умение определять и называть их.
- Расширить представления детей о геометрических фигурах. Дать понятие их нахождения в повседневной жизни вокруг нас.
- Развивать умение работать в группе.
Материал:
- Наглядно-дидактические пособия.
- Геометрические фигуры различных форм и цветов.
- Геометрический конструктор.
Ход НОД:
В.: - Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы отправимся в волшебное путешествие в страну геометрических фигур. Мы с вами уже знакомы с геометрическими фигурами и формами, вместе говорили о них, рисовали, рассматривали. Давайте теперь отправимся в страну геометрических фигур.
В.: - Посмотрите, кто к нам пришёл в гости! Это же мишка! Что же у тебя случилось, мишка?
М.: - Ох, ребята, я сделал тележку, только вот она почему-то не едет. А я не могу понять, почему же так происходит. Может вы мне поможете?
В.: - Ну что, ребята? Поможем разобраться, почему же не едет тележка у нашего мишки? Давайте тогда её внимательно рассмотрим.
(У тележки все колёса разной формы.)
В.: - Ребята, посмотрите внимательно на колёса мишки. Какой они формы? Одинаковой или разной?
(Ответы детей.)
В.: - Колёса разной формы, правильно. А чтобы мишкина тележка поехала, какой формы должны быть колёса? (Круглой.)
В.: - Тогда давайте найдём колёса правильной формы и поставим их на тележку, что она поехала. (Дети совместно с воспитателем меняют колёса.)
В.: - Мишка, а что это у тебя выпало из тележки, можно посмотреть?
(Воспитатель достаёт конверт с геометрическими фигурами и выкладывает их перед детьми. Затем берет круг и показывает детям.)
В.: - Ребята, какая это геометрическая фигура? (Ответы детей).
В.: - Правильно, это круг. Обведите по его краям пальчиком. Скажите, у круга есть углы? А стороны? Посмотрите, есть ли в нашей группе предметы круглой формы?
(Мяч, обруч, тарелка.)
В.: - А теперь давайте возьмём треугольник. Обведите его по сторонам пальчиком. Что у него есть? (Углы.)
В.: - Сколько углов у треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в нашей группе предметы, похожие на треугольник? (Нарисованная крыша у дома, пирамидка.)
В.: - Всё верно. (Воспитатель берёт квадрат и показывает его детям.)
В.: - А теперь возьмите такую же фигуру, как и у меня. Как она называется? Обведите фигуру пальчиком и давайте вместе посчитаем сколько углов у квадрата? Есть ли в нашей группе предметы квадратной формы? (Стол, ковёр.)
В.: - Правильно. Сколько всего геометрических фигур мы с вами посмотрели? Давайте сосчитаем фигуры.
В.: - Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к уху). Он хочет с вами поиграть, вставайте все в круг.
Мишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Меду видно не нашёл.
Чтобы мёд нам тот достать,
Нужно на носочки встать.
В.: - Ой, ребята, наши геометрические фигуры заскучали. Давайте вернёмся к ним. Положите перед собой треугольник и квадрат. Сравним их. Чем похожи треугольник и квадрат? (У них есть углы.) А чем отличаются?
В.: - Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем они отличаются? (У квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а круга нет углов и сторон.)
В.: - Молодцы, ещё у мишки есть волшебные палочки. Из них можно выложить различные фигуры. (Воспитатель выкладывает треугольник из трёх палочек.) Что это за геометрическая фигура? Попробуйте выложить точно такой же треугольник, как и у меня. Это, ребята, треугольник.
В.: - А теперь давайте выложим квадрат. (Выкладывают квадрат)
В.: - Ребята, вы все молодцы! Давайте ещё раз скажем мишке, какой формы должны быть колеса у тележки? Благодаря вашей помощи мишка знает, почему тележка не ехала. Теперь он сможет перевозить на этой тележке различные грузы. Он говорит всем ещё раз «спасибо» и прощается до следующей встречи.
Наблюдения.
1. «Различие геометрических фигур и форм».
Материал: Геометрические фигуры и формы (квадрат, круг, треугольник; шар, куб, пирамида).
Ход наблюдения:
Показать детям сначала геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), а затем геометрические формы (куб, шар, пирамиду).
Взять одновременно квадрат и куб.
В.: - Ребята, а чем они между собой похожи?
В ходе ответов объяснить, что куб состоит из 6 квадратов.
В.: - А вот треугольник и пирамида. Чем они похожи?
Выяснить в ходе наблюдения, что пирамида состоит из 4 треугольников и основания.
Аналогично выяснить, что шар – это объёмный круг.
Вывод:
В.: - Ребята, получается, что наши геометрические формы похожи на геометрические фигуры, но их различие в том, что геометрические фигуры – это плоские фигуры, а геометрические формы – это объёмные фигуры.
2. «Какие геометрические фигуры вокруг нас».
Ход наблюдения:
Внимательно рассмотреть помещение и определить, какие геометрические фигуры и формы имеют разные предметы в группе. Например, стол, часы – круглый, окна, пол, стены – квадратные, стул, пирамидка – треугольные.
Вывод:
В.: Ребята, мы с вами выяснили, что вокруг нас много предметов, которые похожи на разные геометрические фигуры и формы. Таким образом, нас с вами везде будут окружать различные геометрические фигуры и формы, а значит нам с вами нужно научиться их различать и называть.
Дидактические игры
1. «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В мешочке лежат геометрические фигуры разных цветов и форм. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, а затем достают их и называют цвета.
2. «Построим фигуру».
Детям предлагается составить из палочек квадрат и треугольник.
3. «Найди предмет такой же формы».
Детям предлагается в окружающем мире найти предметы определённой формы – квадратной, треугольной, круглой.
4. «Найди лишнюю фигуру»
Детям поочерёдно демонстрируются карточки с изображением геометрических фигур, затем предлагается внимательно рассмотреть и изучить их. Задаются вопросы: «Чем похожи данные фигуры? А чем отличаются друг от друга? Какая фигура лишняя и почему?»
5. «Сложи квадрат и треугольник»
Детям предлагается сложить геометрические фигуры с помощью дополнительного материала (палочек Кюизенера, игр Воскобовича).
«Геометрическая» физкультминутка.
Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения:
Треугольник - прошагай,
Квадрат - приседай,
Ну, а если круг – дружок.
Пальчиковая гимнастика.
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть:
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольник и овал,
А ещё прямоугольник,
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Стихотворения про геометрические фигуры.
Круг Треугольник
Посмотрите-ка вокруг! Треугольник – три угла,
Пальчиком рисуем круг. Посмотрите детвора:
Куклы были вместе в ряд, Три вершины очень острых -
А теперь в кругу сидят. Треугольник – «остроносый»
Наше солнышко в окне - Стороны в нём тоже три:
Золотой круг в вышине. Раз, два, три – ты посмотри.
Круглый мячик здесь лежит, Треугольник мы рисуем,
В ручки к вам он поспешит. Знать теперь его мы будем.
Квадрат Овал
Познакомьтесь, вот квадрат! Вот овальный огуречик,
Он знакомству очень рад! Из него и человечек
В нём угла уже четыре, Получиться может ловко:
Не его ровнее в мире. Ручки, ножки, голова.
Стороны четыре в нём, Наш овал нам сделать просто:
Две скрепляются углом. Круг растянем – больше роста.
Круг в нём может разместиться, Нет углов и нет сторон,
В куб он сможет превратиться. Очень вытянутый он.
Ромб Прямоугольник
Ромб – фигура непростая, Как окно прямоугольник,
Две в себе объединяет: Аккуратный, словно школьник.
Треугольник раз и два – Он похож на дверь, на книжки,
Фигура стала вдруг одна. И на ранец у мальчишки.
Четыре в ромбе стороны, На автобус, на тетрадку,
Между собой они равны. На большую шоколадку.
Четыре в ромбе и угла, На корыто поросёнка
Равны между собой по два. И на фантик у ребёнка.
Загадки про геометрические фигуры.
Нет углов у меня Прикатилось колесо,
И похож на блюдце я. Ведь похожее оно,
На тарелку и на крышку, Как наглядная натура
На кольцо, на колесо, Лишь на круглую фигуру.
Кто же я такой, друзья? Догадался, милый друг?
(Круг) Ну, конечно, это … (круг)
Он давно знаком со мной Я фигура – хоть куда,
Каждый угол в нём прямой. Очень ровна всегда.
Все четыре стороны Все углы во мне равны
Одинаковой длины. И четыре стороны.
Вам его представить рад, Кубик – мой любимый брат,
А зовут его … (квадрат) Потому что я … (квадрат).
Не овал я и не круг, Три угла,
Треугольнику не друг. Три стороны
Прямоугольнику я брат, Могут разной быть длины.
А зовут меня… (квадрат). (Треугольник).
4. Выводы о результатах проекта.
За время реализации проекта в ходе совместной работы дети принимали активное участие, доводили начатые дела до конца, научились договариваться и планировать совместную деятельность в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные и познавательные способности.
Были улучшены и расширены знания у детей о геометрических фигурах и формах. Ребята научились преобразовывать один математический объект в другой. Могут различать и называть различные геометрические фигуры.
Также были освоены новые физкультминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и дидактические игры.
Была улучшена координация движений и мелкая моторика рук.
Список использованной литературы:
Помораева И.А., Позина В.А.: Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа. ФГОС.
Новикова В.П., Тихонова Л.И.: Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал.
Глаголева Л.В.: Сравнение предметов.
Смоленцева А.А., Суворова О.В.: Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.
Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста: Методическое пособие.
Артюхова И.С. Белькович В.Ю.: Сборник развивающих игр. Играем, дружим, растём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений наук...
Мониторинг по программе От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Познавательное развитие" Средняя группа
Мониторинг по программе От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Познавательное развитие" средняя группа...
Мониторинг по программе "От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Речевое развитие" средняя группа
Мониторинг по программе "От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Речевое развитие" средняя группа...
Мониторинг по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Социально-коммуникативное развитие" средняя группа
Мониторинг по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Социально-коммуникативное развитие" средняя группа...
Рабочая программа старшей разновозрастной группы на 2019 – 2020 учебный год Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016)
Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М.А. Васильевой,...
Рабочая программа в первой группе раннего возраста по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
Согласовано: 01.09.2020...
Рабочая программа во второй группе раннего возраста по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
Содержание: I. Целевой раздел Обязательная часть1...