Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе
материал по математике (средняя группа)

Сартакова Лилия Владимировна

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

«Найди пару»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, большой, маленький.

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару - маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладонях большую или маленькую шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой. (Большая шишка больше маленькой шишки)

«Встань на место»

Цель игры: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Матвей подойди ко мне. А Саша, встань так, чтобы Матвей был сзади тебя. Вероника встань перед Соней, чтобы Соня была сзади тебя» И так далее. Когда воспитатель вызовет 6 детей, он просит их назвать, как они стоят: кто впереди и кто сзади. Далее воспитатель предлагает детям повернуться сначала налево, а потом направо, и просит назвать, кто и где сейчас от них стоит. Сначала дети будут путаться, а когда они четко поймут, как определять правильно местоположения, они хорошо будут ориентироваться.

«Подбери ключ к замку»

Цель: Учить находить предметы, связанные между собой по какому-нибудь свойству или признаку.

Каждому ключу надо найди соответствующий по размеру замок.

«Поможем Мишке разложить картинки»

Цель: расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; формировать умение последовательно расставлять картинки.

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, изображенные на картинке? Когда это бывает?». Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

«Четвертый лишний»

Цель: Развивать умение устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет.

На картинке нарисовано 4 предмета, 3 предмета объединить одним словом, а четвертый предмет лишний.

«Найди отличия»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

По двум картинкам ищем различия.

«Наш день»

Цель: расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Дети должны вспомнить, что они делают в определенное время суток.

«Соберем бусы»

Цели: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, я уже начала их делать. Из каких фигур я решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

«Чудесный мешочек»

Цель: совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам

В «чудесном мешочке» лежат большие и маленькие геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвет.

«Найди свой домик»

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Воспитатель раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры. Задача детей - разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

«Угадай на ощупь»

Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать мелкую моторику рук.

На цветной картон пришиваются или приклеиваются пуговицы в форме геометрических фигур. Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.

«Найди на картинке»

Цель: учить находить на картинке предметы, напоминающие определенную геометрическую фигуру

Воспитатель называет любую геометрическую фигуру, а дети – находят предметы на картинке, которые имеют такую форму.

«Не ошибись».

Цель: развивать внимательность, память; закреплять изученные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на доске (круг, квадрат, треугольник) и предлагает поиграть. Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают. (Садятся на место).

Игры с палочками Кюизенера

Игра «Змейка»

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Вопросы

– Какого цвета палочки?

– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?

– Покажите пальчиком длину вашей змейки.

– Чья змейка длиннее? Чья короче?

Игра «Столбики»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.

Описание: Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).

Задания

– Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх.

– Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.

– С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?

Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).

Игра «Треугольники»

Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».

Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны.

Вопросы

– Сколько получилось треугольников?

– Расскажите, как расположены треугольники.

– Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.

– Который по счету красный треугольник? Голубой?

– Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.

Игра «Скворечник»

Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.

Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.

Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку:

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только есть одно окошко,

Не пролезет даже кошка.

Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить.

Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.

Вопросы

– Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?

– Какое число самое большое из них?

– Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка… (Короче.)

Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:

– В какое время года вывешивают скворечники?

– Какие птички в них живут?

– Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика?

– А чем похожи скворечник и домик?

Игра «Дорога к дому»

Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки.

Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.

«Это домики, в которых живут Ира и Оля, – говорит воспитатель. – Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу».

Вопросы

– По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.

– Как можно доказать, какая дорожка длиннее?

– Где находится дом Иры? А где дом Оли?

Работа парами

– Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее?

Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу а также с помощью измерения, взяв за основу мерку.

Игра: «У кого больше»

Цель: закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.

Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

Вопросы

– Какого цвета треугольники?

– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

– Какие треугольники по величине?

– Почему получились разные треугольники?

– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).

«Что, где находится?»

Цель: упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Воспитатель вызывает одного ребенка и спрашивает, что у него находится впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Игры с блоками Дьенеша.

Дидактическая игра «Найди»

Задачи:

-Знакомить с логическими блоками

-Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»

-Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша

Ход игры:

Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:

-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

Задачи:

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра «Найди не такую»

Задачи:

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

Дидактическая игра «4-й лишний»

Задачи:

Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры:

Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи:

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине

-Развивать мышление

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры:

Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра «Найди пару»

Задачи:

-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т. д.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

«Сравни полоски по длине и ширине»

Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине.

Предлагает две полоски одинаковой длины, но разной ширины сравнить. Дети делают вывод, что длина одинаковая (ее можно сравнить двумя способами: методом приложения или наложения, а ширину сравнивают методом наложения - выясняют, что одна полоска короче другая шире; или одна полоска шире, другая уже.

«Танграм»

Цель: развитие логического и пространственного мышления

Детям предлагают из геометрических фигур сложить определенную картинку.

«Сложи узор»

Цель: развивать логическое мышление.

Из геометрических фигур ребята выкладывают любой узор.

«Лабиринты»

Цель: развивать логическое и пространственное мышление.

Детям даются лабиринты, они должны их пройти.

«Сравни мальчиков по росту».

Цель: упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Ребенок раскладывает мальчиков по росту: высокий низкий либо низкий высокий.

«Сравни деревья по высоте»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Ребенок раскладывает деревья по высоте: высокой низкое либо низкое высокое.

«Найди свой домик»

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Воспитатель раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры. Задача детей - разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

«Собери в корзину»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

На полу или земле лежит природный материал. Дети делятся на две команды (по желанию). У каждой команды своя корзина. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберёт всё, ни разу не нарушив правила.

Правило игры: брать рукой только один предмет.

После того как будет окончен сбор однородных предметов, спросите у детей: в какой корзине больше однородных предметов? Нет ли там предметов другого вида? Предложите детям доказать правильность их ответов. Если нет природного материала, его можно заменить разнообразными игрушками.

«Где звенит колокольчик?»

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Ребенок подходит к воспитателю, закрывает глаза. Воспитатель звенит в колокольчик, а ребенок должен угадать, где он звенит: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.

Воспитатель говорит: «Длинный», детям говорят: «Короткий».

-короткий – длинный;

-широкий - узкий;

-высокий – низкий;

-узкий - широкий;

-низкий – высокий.

«Найди на картинке»

Цель: учить находить на картинке предметы, напоминающие определенную геометрическую фигуру.

Воспитатель показывает картинку и просит показать на ней определенную фигуру. Дети находят эту фигуру.

«Матрешки»

Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине, раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Ставим матрешек по росту: от самой маленькой к самой большой и т. д.

«Найди похожее»

Цель: упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, находить предметы определенной формы в окружающем.

«Колумбово яйцо»

Цель: развитие логического и пространственного мышления.

Из геометрических фигур сложить определенную картинку.

«Который по счету?»

Цель: закреплять навык порядкового счета в пределах 5.

Определить по картинке, который по счету предмет.

«Когда это бывает?»

Цель: закреплять представления о последовательности времен года: зима, весна, лето, осень. Упражнять в определении времен года и выкладывании карточек.

Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -… (ЗИМА)

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (ЛЕТОМ)

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)

«Вчера, сегодня, завтра».

Цель: знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, например: «Мы лепили …». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?».

Примеры фраз:

Мы пойдем гулять в парк… (сегодня)

Мы навещали бабушку … (вчера)

Мы будем читать книгу… (завтра)

«Счет на слух»

Цель: упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Воспитатель за ширму ставит металлофон и ударяет по нему определенное количество раз, дети должны посчитать количество раз и назвать число.

«Разложим фигуры по коробкам»

Цель: уточнять представление о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

У детей наборы геометрических фигур (синий шар, красный куб, желтый цилиндр). Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, определить их форму, цвет, показать, какие действия можно выполнить с ними. Затем воспитатель просит детей разложить фигуры по коробкам и пояснить свои действия.

«Три квадрата»

Цель: формировать умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами «большой», «маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький». Дети должны разложить коробки от самой большой до самой маленькой, большая и наоборот.

«Найди и назови»

Цель: закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера, цвета.

Из геометрических фигур дети должны выбрать быстро фигуру нужного цвета и размера

«Правильно пойдешь – секрет найдешь»

Цель: закрепить умение двигаться в заданном направлении.

Воспитатель заранее прячет игрушку, а ребенок должен ее найти правильно выполняя команды воспитателя и закрепляя стороны: лево, право, вперед, назад.

Например: три шага вперед, два шага влево, 4 шага вперед, 5 шагов направо и 1 шаг назад.

«Что сначала, что потом».

Цель: совершенствовать ориентировку во времени. Учить устанавливать последовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.

В игре могут принимать участие как один ребенок, так и подгруппа. Перед началом игры картинки раскладываются на столе перед каждым ребенком. Детям необходимо рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Далее ведущий предлагает разложить картинки в нужном порядке, что было сначала, что потом. Дети должны выложить карточки в определенной последовательности, объясняя свой выбор. Побеждает самый быстрый и внимательный игрок.

«Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Детям ведущий раздает карточки с набором цветных геометрических фигур. Все фигуры разного цвета без повтора. Дальше ведущий достает из конверта карточки с фигурой. Необходимо правильно и четко назвать фигуру и ее цвет. Игроки, в свою очередь, проверяют свои карточки с набором фигур и ищут ту, которую назвал ведущий. Тот игрок, у которого оказалась такая фигура, забирает карточку себе. Выигрывает тот игрок, у которого все карточки собраны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе ДОО

Картотека дидактических игр в средней группе по формированию элементарных математических представлений....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для средней возрастной дошкольной группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Дидактические игры по ФЭМП для детей средней группы, которое можно использовать в образовательном процессе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

quot;Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели". А. Маркушевич...

картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.и т.д....