Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе
материал по математике (подготовительная группа)
Картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_femp_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Д/и «Угадайка».
Цель: упражнять детей в счете.
Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".
Д/и «Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание.
Примеры графических диктантов (можно найти в интернете или придумать свои).
Карточка №1
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 2 клетки вправо, 2 вниз, 2 влево, 2 вверх.
Какую фигуру ты начертил?
Раскрась квадрат в жёлтый цвет
Карточка № 2
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 4 клетки вправо, 2 вниз, 4 влево, 2 вверх.
Какую фигуру ты начертил?
Раскрась ее зеленым цветом.
Карточка № 3
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру зеленым цветом.
Карточка № 4
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру синим цветом.
Карточка № 5
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру оранжевым (желтым) цветом.
Карточка № 6
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 4 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру оранжевым или красным цветом.
Карточка № 7
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,1 влево,
1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру оранжевым или желтым цветом.
Карточка № 8
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 2 клетки вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру серым, черным, желтым или коричневым цветом.
Карточка № 9
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 4 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру розовым или красным цветом.
Карточка № 10
Графический диктант.
Инструкция:
от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо, 2 вверх.
Придумай, на что похожа фигура?
Раскрась фигуру зеленым цветом.
Д/и «Сосчитай правильно».
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.
Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
Д/и «Угадай, какое число пропущено».
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
Дидактическая игра «Заселим в домики» (с блоками Дьенеша)
Задачи:
развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков
Ход игры:
Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Аналогично проводиться игра с таблицей № 2
Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал» (с блоками Дьенеша)
Задачи:
развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств
Ход игры:
Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок
Дидактическая игра «Цепочка» (с блоками Дьенеша)
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);
Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Дидактическая игра «Найди нужный блок» (с блоками Дьенеша).
Задачи: развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.
Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Дидактическая игра «Найди нужный блок 2» (с блоками Дьенеша).
Задачи: развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.
Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками
Д/и «В какой сетке больше мячей».
Цель: упражнять в сравнении чисел и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого, учить воспроизводить множество.
Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.
Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.
Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.
Д/и «На что похоже»
Цель: продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Назвать геометрическую фигуру, ее форму, назвать цвет. (По команде дети выполняют задание). Они одинаковые? Чем различаются? Какие фигуры лишние? На что похоже?
Д/и «Какие предметы лишние?»
Цель: упражнять в классификации предметов.
Все предметы классифицировать по определенному признаку, объединив их одним словом, а лишние предметы назвать.
Например, чайник, тарелка, миска, кошка, ложка. Здесь, чайник, тарелка, миска, ложка – это посуда. Кошка – лишняя, потому что это животное.
Д/и «Живые цифры».
Цель: упражнять в счете и отчете цифр в пределах 7.
Воспитатель раздаем карточки с цифрами, а дети выходят и строятся в шеренгу по порядку от 1 до 10.
Д/и «Считай, не ошибись».
Цель: упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.
Игровой материал: набор числовых карточек с числовыми фигурами от 1 до 10 в разном расположении, разной величины, цвета и формы
1-й вариант
Задание: сосчитать количество фигур на числовой карточке и назвать число (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть) на 1 больше.
2-й вариант
Задание: аналогично предыдущему, но необходимо уменьшить количество изображённых на карточке предметов на 1.
Д/и «Лодочки»
Цель: закреплять счет в пределах 10.
1-й вариант
Задание: счёт предметов, расположенных вертикально, считать сверху вниз и снизу вверх весь ряд предметов.
2-й вариант
Задание: считать парами сверху вниз и снизу вверх, как бы раскачиваясь на лодке. Например: 1-2, 2-1; 3-4, 4-3; и т. д. до 10
Д/и «Где твой хвостик?»
Цель: Совершенствовать вычислительные навыки.
Каждый ребенок получает карточку с примером на сложение или на вычитание без ответа (без «хвостика»). В разных местах группы размещены карточки с цифрами («хвостики»). Дети решают примеры и отыскивают ответы.
Д/и «Назови число».
Цель: упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.
Воспитатель показывает числовую фигуру, и предлагает детям сосчитать кружки и назвать число на 1 меньше или больше.
Д/и «В какой руке сколько?»
Цель: формировать представление о составе чисел 3 и 4.
У меня камешки. Сколько их у меня в руке? Пересчитайте. (Дети должны отгадать, сколько у меня камешков в одной руке, сколько в другой и сколько камешков всего).
Воспитатель: «Кто отгадает правильно, тот и будет ведущим. Но давайте договоримся, что сначала будем говорит, сколько камешков в левой руке, сколько в правой, сколько всего. Например, 4 и 1, всего 5».
Д/и «Живая неделя».
Цель: закреплять названия дней недели.
Цифры перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз от 1 до 7. Играющие в игру выбирают себе любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, которая у них в руках. Игроки превратились в дни недели. Первый игрок делает шаг вперёд и говорит:
- "Я - понедельник. Какой будет следующий день?"
Второй игрок продолжает:
- "Я - вторник. Какой следующий день?" и так далее. Игроки называют своё месторасположение. Например "вторник" говорит: "Я стою слева от понедельника». Четверг: "А я стою между средой и пятницей"
Ребята, которые не являются участниками игры, дают задания "дням недели":
- назови по порядку дни недели;
- назови первый день недели, второй и так далее;
- назови выходные дни недели;
- назови дни недели, в которые трудятся взрослые;
Д/и «Разложи скорее».
Цель: закрепить раскладывать число до 10 на два меньших
Воспитатель: Ребята, Красная Шапочка прислала вам пирожки, давайте посчитаем сколько их. Ответы детей. Давайте обсудим, как можно разложить число 10 на 2 меньших числа. Дети перекладывают на вторую тарелку 1 кружок и считают, сколько их осталось на первой тарелке. Делаем вывод, что число 10 – это 1 и 9. Воспитатель записывает это в таблицу на доске. Дальше перекладываем на вторую тарелку ещё круг, дети считают, и приходят к выводу, что 10 – это 2 и 8. Таким образом выполняются все возможные варианты.
Игра «Хвойный бор» с палочками Кюизенера
Цель. Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей, развитие воображения.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку:
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Вопросы и задания
– Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета?
– Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.)
– Выложите под первым треугольником такой же треугольник. Что получилось? (Елка.) Чего у нее не хватает? (Ствола.) Сделайте ствол елки.
– Найдите две самые длинные палочки. Какое число они обозначают? (Число десять.) Возьмите желтую палочку и сделайте из этих трех палочек треугольник. Получилась крона елки. Чего у нее не хватает? (Ствола.) Возьмите две розовые палочки и сделайте из них ствол.
– Можно ли определить возраст больших елок? Как это сделать? (По толщине ствола. У этих елок разные по толщине стволы. Значит, правая елка старше первой.)
Затем воспитатель предлагает детям выложить еще две елки, выше и ниже выложенных ранее (рис. 10, цв. вкл.).
– Что за лес у вас получился? (Хвойный бор или лесные посадки елок.)
– Чем похожи все елки? Чем отличаются?
Игра «Выложи по цифрам» с палочками Кюизенера
Цель. Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 голубая, 1 красная, 1 бордовая, 1 оранжевая; 2 желтые, 2 черные, 2 фиолетовые; картинка с изображением дерева; карточка.
Описание: Детям предлагается рассмотреть рисунок на картинке, подобрать палочки в соответствии с рисунком и разложить их по цвету, а затем выложить дерево, следуя цифровому обозначению.
Вопросы
– Какой породы получилось дерево?
– Назовите части дерева.
– Сколько палочек пошло на крону? Ствол?
– Чему равна высота ствола?
– Из скольких палочек сделана крона?
– Какой цифрой обозначена верхушка?
– Как узнать высоту дерева? (Посчитать палочки сверху вниз; снизу вверх; измерить высоту и сравнить.)
Игра «Ходим по лестнице» с палочками Кюизенера
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже); составлять число из единиц в пределах 5; различать порядковый и количественный счет; отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по счету?»
Материал. Два набора цветных счетных палочек в пределах 6; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям сделать лесенку из 5 ступенек, начиная с розовой ступеньки. Дети могут сделать как лежащую, так и стоящую лесенку. Педагог должен им пояснить, что задание может быть выполнено по разному.
Вопросы и задания
– Какого цвета ступеньки?
– Сколько палочек пошло на лесенку?
– Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?
– Сколько всего ступенек?
– По этим ступенькам можно подняться по лесенке. Пристройте к этой лесенке еще лестницу, по которой можно спускаться.
– Положите белый кубик на самом верху лесенки, а еще один белый кубик положите справа от лесенки.
– Представьте, что белые кубики – это девочки. Наверху лесенки находится их квартира. Одна девочка идет гулять, а другая возвращается домой.
– По какой лесенке будет подниматься девочка, а по какой спускаться? Слева или справа?
– Скажите, какая девочка сделает больше шагов, если ступенька – это один шаг? Объясни свой ответ.
Д/и «Задачи на сообразительность».
Цель: развитие логического мышления.
• Курочка стоит на одной ноге. Ее вес на одной ноге 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)
• В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)
• В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)
• Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)
• Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)
• Один молодой человек сказал, что он предскажет счет баскетбольного мачта до того, как он начнется с вероятностью 100%. Как ему это удастся? (До начала любого матча счет 0:0)
• Ваня забрёл в комнату, в которой есть свечка, газовая плита и керосиновая лампочка. Что зажечь Васе в первую очередь? (Спичку)
• Антон разломил ветку на три части. Сколько надломов сделал мальчик? (Два)
• Куда невозможно запрыгнуть на ходу, а спрыгнуть можно? (В самолет)
• Катя зажгла пять свечей, а позже две затушила. Сколько свечей осталось? (Две, остальные сгорели)
• Бабушка дала детям плетёнку с грушами. Всего в плетёнке было 5 груш – детей тоже пятеро. Как разделить груши между детьми так, чтобы одна груша осталась в плетёнке? (Отдать ребенку одну грушу вместе с корзинкой)
• Кого нельзя поднять с пола за хвостик? (Клубок ниток)
• Женя завязала на нитке пять узлов. Сколько отрезков стало на нитке? (Шесть)
• Какое слово каждый человек пишет неправильно? (Слово «неправильно»)
Д/и «Где твой хвостик?»
Цель: упражнять в решении примеров на сложении и вычитание.
Перед детьми лежат карточки с примерами на сложение и вычитание, а ответы «хвостики» находятся в группе. Детям необходимо решить примеры, а ответы «хвостики» найти в группе.
Д/и «Назови число».
Цель: закрепление цифр и чисел в пределах 20.
Воспитатель показывает количество предметов, дети должны посчитать сколько предметов и назвать число, а затем показать цифру, которое обозначает это число.
Д/и «Установи время».
Цель: продолжать устанавливать время на макете часов.
На макете часов дети устанавливают время с точностью до часа.
Д/и «Числовые домики».
Цель: закреплять состав числа.
Разные дома с числами от 2 до 10. В домике окошки, некоторые окошки закрыты: надо разложить число от 2 до 10 на два меньших. Например, число 8: это 1 и 7, 2 и 5, 3 и 4 и т. д.
Д/и «Бывает – не бывает».
Цель: развивать логическое мышление
Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.
-Бывает круг с углами
-Бывает весна после зимы
-Бывает петух с 4 ногами
-Бывает у собаки 4 лапы
-Бывает после понедельника суббота
-Бывает ночь после утра
-Бывает у человека 3 глаза
-Бывает число два больше трех
-Бывает трава зеленого цвета
-Бывает число пять идет после семи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе
В этой статье я разместила игры и рекомендации для детей подготовительной группы...
Картотека дидактических игр по ОБЖ в подготовительной к школе группы
Картотека дидактических игр по ОБЖв подготовительнойк школе группы ...
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группы
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группы...
Картотека дидактических игр по ПДД в подготовительной к школе группы
Картотека дидактических игр по ПДДв подготовительнойк школе группы ...
Картотека дидактических игр по математике в подготовительной к школе группе
Картотека дидактических игр...
Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной к школе группе.
Картотека дидактических игр по экологиив подготовительной к школе группе....
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе...