Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе
материал по математике (подготовительная группа)

Сартакова Лилия Владимировна

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Д/и «Угадайка».

Цель: упражнять детей в счете.

Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

Д/и «Графический диктант».

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание.

Примеры графических диктантов (можно найти в интернете или придумать свои).

Карточка №1

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 2 клетки вправо, 2 вниз, 2 влево, 2 вверх.

Какую фигуру ты начертил?

Раскрась квадрат в жёлтый цвет

Карточка № 2

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 4 клетки вправо, 2 вниз, 4 влево, 2 вверх.

Какую фигуру ты начертил?

Раскрась ее зеленым цветом.

Карточка № 3

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру зеленым цветом.

Карточка № 4

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру синим цветом.

Карточка № 5

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру оранжевым (желтым) цветом.

Карточка № 6

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 4 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру оранжевым или красным цветом.

Карточка № 7

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,1 влево,

1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру оранжевым или желтым цветом.

Карточка № 8

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 2 клетки вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру серым, черным, желтым или коричневым цветом.

Карточка № 9

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 4 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру розовым или красным цветом.

Карточка № 10

Графический диктант.

Инструкция:

от заданной точки проведи 1 клетку вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо, 2 вверх.

Придумай, на что похожа фигура?

Раскрась фигуру зеленым цветом.

Д/и «Сосчитай правильно».

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Д/и «Угадай, какое число пропущено».

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

Дидактическая игра «Заселим в домики» (с блоками Дьенеша)

Задачи:

развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры:

Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Аналогично проводиться игра с таблицей № 2

Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал» (с блоками Дьенеша)

Задачи:

развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств

Ход игры:

Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок

Дидактическая игра «Цепочка» (с блоками Дьенеша)

Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);

Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Найди нужный блок» (с блоками Дьенеша).

Задачи: развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра «Найди нужный блок 2» (с блоками Дьенеша).

Задачи: развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками

Д/и «В какой сетке больше мячей».

Цель: упражнять в сравнении чисел и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого, учить воспроизводить множество.

Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.

Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.

Д/и «На что похоже»

Цель: продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Назвать геометрическую фигуру, ее форму, назвать цвет. (По команде дети выполняют задание). Они одинаковые? Чем различаются? Какие фигуры лишние? На что похоже?

Д/и «Какие предметы лишние?»

Цель: упражнять в классификации предметов.

Все предметы классифицировать по определенному признаку, объединив их одним словом, а лишние предметы назвать.

Например, чайник, тарелка, миска, кошка, ложка. Здесь, чайник, тарелка, миска, ложка – это посуда. Кошка – лишняя, потому что это животное.

Д/и «Живые цифры».

Цель: упражнять в счете и отчете цифр в пределах 7.

Воспитатель раздаем карточки с цифрами, а дети выходят и строятся в шеренгу по порядку от 1 до 10.

Д/и «Считай, не ошибись».

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.

Игровой материал: набор числовых карточек с числовыми фигурами от 1 до 10 в разном расположении, разной величины, цвета и формы

1-й вариант

Задание: сосчитать количество фигур на числовой карточке и назвать число (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть) на 1 больше.

2-й вариант

Задание: аналогично предыдущему, но необходимо уменьшить количество изображённых на карточке предметов на 1.

Д/и «Лодочки»

Цель: закреплять счет в пределах 10.

1-й вариант

Задание: счёт предметов, расположенных вертикально, считать сверху вниз и снизу вверх весь ряд предметов.

2-й вариант

Задание: считать парами сверху вниз и снизу вверх, как бы раскачиваясь на лодке. Например: 1-2, 2-1; 3-4, 4-3; и т. д. до 10

Д/и «Где твой хвостик?»

Цель: Совершенствовать вычислительные навыки.

Каждый ребенок получает карточку с примером на сложение или на вычитание без ответа (без «хвостика»). В разных местах группы размещены карточки с цифрами («хвостики»). Дети решают примеры и отыскивают ответы.

Д/и «Назови число».

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.

Воспитатель показывает числовую фигуру, и предлагает детям сосчитать кружки и назвать число на 1 меньше или больше.

Д/и «В какой руке сколько?»

Цель: формировать представление о составе чисел 3 и 4.

У меня камешки. Сколько их у меня в руке? Пересчитайте. (Дети должны отгадать, сколько у меня камешков в одной руке, сколько в другой и сколько камешков всего).

Воспитатель: «Кто отгадает правильно, тот и будет ведущим. Но давайте договоримся, что сначала будем говорит, сколько камешков в левой руке, сколько в правой, сколько всего. Например, 4 и 1, всего 5».

Д/и «Живая неделя».

Цель: закреплять названия дней недели.

Цифры перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз от 1 до 7. Играющие в игру выбирают себе любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, которая у них в руках. Игроки превратились в дни недели. Первый игрок делает шаг вперёд и говорит:

- "Я - понедельник. Какой будет следующий день?"

Второй игрок продолжает:

- "Я - вторник. Какой следующий день?" и так далее. Игроки называют своё месторасположение. Например "вторник" говорит: "Я стою слева от понедельника». Четверг: "А я стою между средой и пятницей"

Ребята, которые не являются участниками игры, дают задания "дням недели":

- назови по порядку дни недели;

- назови первый день недели, второй и так далее;

- назови выходные дни недели;

- назови дни недели, в которые трудятся взрослые;

Д/и «Разложи скорее».

Цель: закрепить раскладывать число до 10 на два меньших

Воспитатель: Ребята, Красная Шапочка прислала вам пирожки, давайте посчитаем сколько их. Ответы детей. Давайте обсудим, как можно разложить число 10 на 2 меньших числа. Дети перекладывают на вторую тарелку 1 кружок и считают, сколько их осталось на первой тарелке. Делаем вывод, что число 10 – это 1 и 9. Воспитатель записывает это в таблицу на доске. Дальше перекладываем на вторую тарелку ещё круг, дети считают, и приходят к выводу, что 10 – это 2 и 8. Таким образом выполняются все возможные варианты.

Игра «Хвойный бор» с палочками Кюизенера

Цель. Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей, развитие воображения.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Описание: Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку:

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Вопросы и задания

– Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета?

– Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.)

– Выложите под первым треугольником такой же треугольник. Что получилось? (Елка.) Чего у нее не хватает? (Ствола.) Сделайте ствол елки.

– Найдите две самые длинные палочки. Какое число они обозначают? (Число десять.) Возьмите желтую палочку и сделайте из этих трех палочек треугольник. Получилась крона елки. Чего у нее не хватает? (Ствола.) Возьмите две розовые палочки и сделайте из них ствол.

– Можно ли определить возраст больших елок? Как это сделать? (По толщине ствола. У этих елок разные по толщине стволы. Значит, правая елка старше первой.)

Затем воспитатель предлагает детям выложить еще две елки, выше и ниже выложенных ранее (рис. 10, цв. вкл.).

– Что за лес у вас получился? (Хвойный бор или лесные посадки елок.)

– Чем похожи все елки? Чем отличаются?

Игра «Выложи по цифрам» с палочками Кюизенера

Цель. Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.

Материал. Цветные счетные палочки: 1 голубая, 1 красная, 1 бордовая, 1 оранжевая; 2 желтые, 2 черные, 2 фиолетовые; картинка с изображением дерева; карточка.

Описание: Детям предлагается рассмотреть рисунок на картинке, подобрать палочки в соответствии с рисунком и разложить их по цвету, а затем выложить дерево, следуя цифровому обозначению.

Вопросы

– Какой породы получилось дерево?

– Назовите части дерева.

– Сколько палочек пошло на крону? Ствол?

– Чему равна высота ствола?

– Из скольких палочек сделана крона?

– Какой цифрой обозначена верхушка?

– Как узнать высоту дерева? (Посчитать палочки сверху вниз; снизу вверх; измерить высоту и сравнить.)

Игра «Ходим по лестнице» с палочками Кюизенера

Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже); составлять число из единиц в пределах 5; различать порядковый и количественный счет; отвечать на вопросы: «Сколько? Которая по счету?»

Материал. Два набора цветных счетных палочек в пределах 6; карточка.

Описание: Педагог предлагает детям сделать лесенку из 5 ступенек, начиная с розовой ступеньки. Дети могут сделать как лежащую, так и стоящую лесенку. Педагог должен им пояснить, что задание может быть выполнено по разному.

Вопросы и задания

– Какого цвета ступеньки?

– Сколько палочек пошло на лесенку?

– Которая по счету голубая ступенька? Желтая? Красная?

– Сколько всего ступенек?

– По этим ступенькам можно подняться по лесенке. Пристройте к этой лесенке еще лестницу, по которой можно спускаться.

– Положите белый кубик на самом верху лесенки, а еще один белый кубик положите справа от лесенки.

– Представьте, что белые кубики – это девочки. Наверху лесенки находится их квартира. Одна девочка идет гулять, а другая возвращается домой.

– По какой лесенке будет подниматься девочка, а по какой спускаться? Слева или справа?

– Скажите, какая девочка сделает больше шагов, если ступенька – это один шаг? Объясни свой ответ.

Д/и «Задачи на сообразительность».

Цель: развитие логического мышления.

• Курочка стоит на одной ноге. Ее вес на одной ноге 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)

• В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)

• В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)

• Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)

• Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)

• Один молодой человек сказал, что он предскажет счет баскетбольного мачта до того, как он начнется с вероятностью 100%. Как ему это удастся? (До начала любого матча счет 0:0)

• Ваня забрёл в комнату, в которой есть свечка, газовая плита и керосиновая лампочка. Что зажечь Васе в первую очередь? (Спичку)

• Антон разломил ветку на три части. Сколько надломов сделал мальчик? (Два)

• Куда невозможно запрыгнуть на ходу, а спрыгнуть можно? (В самолет)

• Катя зажгла пять свечей, а позже две затушила. Сколько свечей осталось? (Две, остальные сгорели)

• Бабушка дала детям плетёнку с грушами. Всего в плетёнке было 5 груш – детей тоже пятеро. Как разделить груши между детьми так, чтобы одна груша осталась в плетёнке? (Отдать ребенку одну грушу вместе с корзинкой)

• Кого нельзя поднять с пола за хвостик? (Клубок ниток)

• Женя завязала на нитке пять узлов. Сколько отрезков стало на нитке? (Шесть)

• Какое слово каждый человек пишет неправильно? (Слово «неправильно»)

Д/и «Где твой хвостик?»

Цель: упражнять в решении примеров на сложении и вычитание.

Перед детьми лежат карточки с примерами на сложение и вычитание, а ответы «хвостики» находятся в группе. Детям необходимо решить примеры, а ответы «хвостики» найти в группе.

Д/и «Назови число».

Цель: закрепление цифр и чисел в пределах 20.

Воспитатель показывает количество предметов, дети должны посчитать сколько предметов и назвать число, а затем показать цифру, которое обозначает это число.

Д/и «Установи время».

Цель: продолжать устанавливать время на макете часов.

На макете часов дети устанавливают время с точностью до часа.

Д/и «Числовые домики».

Цель: закреплять состав числа.

Разные дома с числами от 2 до 10. В домике окошки, некоторые окошки закрыты: надо разложить число от 2 до 10 на два меньших. Например, число 8: это 1 и 7, 2 и 5, 3 и 4 и т. д.

Д/и «Бывает – не бывает».

Цель: развивать логическое мышление

Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

-Бывает круг с углами

-Бывает весна после зимы

-Бывает петух с 4 ногами

-Бывает у собаки 4 лапы

-Бывает после понедельника суббота

-Бывает ночь после утра

-Бывает у человека 3 глаза

-Бывает число два больше трех

-Бывает трава зеленого цвета

-Бывает число пять идет после семи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе

В этой статье я разместила игры и рекомендации для детей подготовительной группы...

Картотека дидактических игр по ОБЖ в подготовительной к школе группы

Картотека дидактических игр по ОБЖв подготовительнойк школе группы ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группы...

Картотека дидактических игр по ПДД в подготовительной к школе группы

Картотека дидактических игр по ПДДв подготовительнойк школе группы ...

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной к школе группе.

Картотека дидактических игр по экологиив подготовительной к школе группе....

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе...