Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Алексеева Наталья Юрьевна

Дошкольный возраст – это благоприятное время для формирования у детей умения ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений

у детей дошкольного возраста

Алексеева Наталья Юрьевна

Дошкольный возраст – это благоприятное время для формирования у детей умения ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение ориентироваться во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, терпение, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о временных явлениях окружающего мира (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.).

Проблеме формирования временных представлений посвящены работы как зарубежных исследователей Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане, Н.И. Фрейлах и др., так и отечественных педагогов К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроник, Е.А. Головахи, Рихтерман Т.Д., Элькина Д.Г. Л.С. Метлиной, Е.И. Щербаковой и др., однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Исследование Т.Д. Рихтерман, К.В. Назаренко, Т.А. Мусейибовой, О.А. Фунтиковой свидетельствуют о некоторых возрастных и индивидуальных особенностях знаний детей о времени и временных отношениях. Изучение уровня знаний о времени у детей старшего дошкольного возраста показало, что значительные затруднения дети испытывают при определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения [13; 67].

 А.М.Леушина, отмечая низкий уровень знаний о времени, пишет, что это происходит потому, что эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом, носят часто формальный характер: они не формируют основных понятий о времени – о его текучести [10; 34].

 Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечает Т.Д.Рихтерман, являются: объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятия времени как основной признак как бы противоречит объективности существования времени; восприятие времени самой природой.

 К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми [18; 72].

 Т.Д.Рихтерман перечислил факторы, на основе которых формируется чувство времени:

  1. Значение временных эталонов. Для того чтобы ребенок мог понять, о

какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

  1. Переживание – чувствование детьми длительности временных

интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

  1.  Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов,

на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке ориентировки во времени [18; 64].

Т.Д.Рихтерман пришел к выводу, что дети старшего дошкольного возраста уже могут установить последовательность, в основе которой лежат и более глубокие связи и отношения: развитие явления, изменение предмета или логические и причинно-следственные связи. Они способны проанализировать взаимосвязь уже 5—8 звеньев, а затем практически установить порядок их следования и объяснить данную последовательность.

Таким образом, время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

В.В.Гербова перечислила основные задачи по выработке временных представлений:

 - формирование первичной практической ориентировки во времени;

 - формирование чувства времени;

 - ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

 - формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность)[3; 59].

В «Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы (2014 год) для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени:

В младшей группе:

Помогать ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер [16; 144].

В средней группе:

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь).

Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра [16; 146].

В старшей группе:

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

 Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом),  определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра  [16; 148].

 В подготовительной к школе группе:

Дать детям элементарные представления о некоторых свойствах времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времени года.

Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже (позднее), в одно и то же время.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Учить определять время по часам с точностью до 1 часа [16; 150].

Ознакомление детей с частями суток в старшей группе проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (2006 год) под редакцией Н.Е.Вераксы.

В старшей группе воспитатель уточняет полученные в средней группе представления детей о частях суток, их временной последовательности, знакомит с новым понятием сутки. Новые сведения даются с учетом того, что дети уже знают о таких отрезках времени, как утро, день, вечер и ночь. Материал программы усваивается в повседневной жизни по явлениям природы (солнце свети ярко – день, стемнело – вечер и пр.).

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

Закрепить представления детей о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети и взрослые, занятые различными видами деятельности в разное время дня; дидактические игры: «Наш день», «Продолжай!», «Наоборот», словесные дидактические игры, в которых дети придумывают предложения, рассказы со словами, обозначающими время, отгадывают загадки («Когда это бывает?», «Какое это время года?»), слушают чтение литературных произведений, характеризующих деятельность людей в определенное время суток (Э.Мошковская «Добежали до вечера» и др.).

Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки, но чаще, имея в виду сутки, люди употребляют слово день: один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название. Названия дней недели ребенку легче запомнить, если связать их с какой-то конкретной деятельностью или событием (по вторникам -  занятия математикой и физкультурой, по четвергам – музыкальные занятия и т.д.).

В повседневной жизни воспитатель приучает детей выполнять распорядок дня, формирует представление о выходных днях и рабочих, учит понимать закономерность в их чередовании.

Когда дети освоят порядковый счет, воспитатель помогает им осознать связь в названии каждого дня недели с его порядковым номером (первый день недели – понедельник, второй – вторник и т.д.).

Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что они делают сегодня, что делали вчера, какое событие (например, праздник) будет завтра.

Используются также задания на воспроизведение последовательности событий, упорядоченных во времени, например, предлагается разложить картинки, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом, раньше (позднее (позже)), и  составить по ним небольшой рассказ [12; 208].

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Владос, 2009.
  2. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. - М.: Владос, 2010. - 160 с.
  3. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 2010.
  5. Ерофеева, Т. Дошкольник изучает математику. Как и где?. - М.: Академия, 2009.
  6. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.
  7. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  8. Звонова,  Е.В.  Формирование  представлений  о  времени  у  детей  дошкольного  возраста.  Вестник  Российского  нового  университета.  - 2011. - №  1.
  9. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2009 г.
  10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
  11. Метлина, Л.С. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -  66 с.
  12. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  13. Мусейибова, Т.А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2009.
  14. Непомнящая, Р.Л. Развитие общих способностей. СПб.: Детство - Пресс, 2011. - 60 с.
  15. Новикова, В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий (5-6 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 308 с.
  17. Помораева, И.А., Позина, В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
  18. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.  – М.: Владос, 2009.
  19. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Владос, 2010.
  20. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Владос, 2011.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства Образовния и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
  22. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. - М.: Владос, 2006.
  23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  24. Щербакова, И.Е. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

Формирование временных представлений детей дошкольного  возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО...

Использование пособий В.В.Воскобовича при формировании временных представлений детей дошкольного возраста

в статье описан опыт использования игрового пособия "Коврограф" дляформирования временных представлений детей дошкольного возраста....

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста

laquo;Мудрое распределение времени есть основа                                        ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...