Материал по ФЭМП
проект по математике (старшая группа)
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Путешествие во времени" | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средней школы №9» Дошкольное отделение
Проект по ФЭМП
в старшей группе «Солнышко»
на тему «Путешествие во времени»
Подготовили: Куренкова С.А.
2018-2019 учебный год
Тип проекта:
информационно-творческий;
групповой;
среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Область «Познание».
Актуальность проекта
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о времени.
Предмет проекта: сформированные временные представления старших дошкольников.
Цель проекта: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Задачи проекта:
обучающие:
научить ориентироваться во времени;
научить устанавливать временные отношения между предметами;
развивающие:
Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
воспитывающие:
воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.
воспитывать познавательный интерес к математике.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Необходимые материалы:
Детская художественная литература;
Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;
Модели часов различных временных промежутков;
Дидактические игры на развитие ориентировки во времени.
Предполагаемые результаты:
формирование временных представлений;
повышение познавательной активности воспитанников, интереса к дальнейшему обучению математики.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление модели «Машины времени», презентация о реализации проекта.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта | Содержание этапов проекта |
Подготовительный этап | – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.); |
Основной этап | – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию; - работа с родителя (разработка консультаций); - проведение занятий; - изготовление поделки «Машина времени». |
Заключительный этап | - проведение итогового мероприятия; - рисование с детьми на тему «Часы»; - создание и презентация. – анализ результатов проекта. |
План реализации проекта
Месяц | Название мероприятия | Цели и задачи | Форма и содержание |
Подготовительный этап | |||
сентябрь | Организационные мероприятия | Постановка целей; определение актуальности и значимости проекта. | Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.); подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед; разработка консультаций для родителей старшей группы. |
Основной этап | |||
Октябрь 1-2 неделя | «В мире времени» | уточнить представления детей о частях суток и временах года; способствовать накоплению опыта при изучении времени; вызвать интерес к изучению времени; развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. | Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»; заучивание стихов о частях суток; дидактические игры : «Времена года», «Части суток»; изготовление поделки «Машина времени». |
Октябрь 3-я неделя | «Часовая мастерская» | познакомить детей с историей часов; расширить знания детей о многообразии часов, их строении; воспитывать уважение к людям профессий, связанных с часами. | Просмотр видео «Часы»; рассматривание иллюстраций различных видов часов; дидактический материал об истории часов. |
Октябрь 4-я неделя | «Дни недели» | познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели; закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. | Рассматривание картинок с изображением дней недели; заучивание стихотворения «Дни недели»; изготовление дидактической игры «Дни недели», «Паровозик» (дни недели), иллюстрации поезда «Неделька». |
Заключительный этап | |||
Ноябрь 1-я неделя | «Ориентировка во времени» | Закреплять умение определять время на часах; учить решать логические задачи о времени. | Дидактическая игра «Часы»; рисование с детьми на тему «Часы». |
Ноябрь 2-я неделя | НОД «Путешествие во времени» | Закреплять умение детей ориентироваться во времени. | Занятие. |
Ноябрь 3-я неделя | Подготовка и создание презентации по деятельности проекта. | Создать и подготовить презентацию. | Презентация. |
Ноябрь 4-я неделя | Выступление на педагогическом совете по теме проекта. | Анализ результатов проекта. | Выступление. |
Ключевые понятия
Обучение — совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.
Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.
Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.
Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.
Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.
Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.
Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.
Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:
Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.
Методическое обеспечение проекта:
• Материалы для проведения бесед;
• Дидактические игры по теме проекта;
• Консультация родителям: «Ориентировка во времени»
Список литературы:
1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.
4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по ФЭМП - математичекие игры
В разделе представлены дидактические игры и упражнения по ФЭМП...
Конспект итогового образовательного материала по ФЭМП "В поисках золотого ключика"
Закрепление знаний по математике, полученных в течении года....
полезные игры(практический материал по ФЭМП)
полезные игры ( по формированию элементарных математических представлений) помогут малышам усвоить название и порядок следования первых пяти чисел....
Дидактический материал по ФЭМП в средней группе.
Данный материал предназначен для работы как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми среднего возраста. Привлекательность демонстрационного материала имеет большое значение – с красивыми ...
Раздаточный материал по ФЭМП
Раздаточный материал по ФЭМП...
Использование наглядного материала в ФЭМП
Роль и разнообразие наглядного материала в ФЭМП...
Занимательный материал по ФЭМП для детей старшей группы
Математические дидактические игры...