Материал по ФЭМП
проект по математике (старшая группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Путешествие во времени"156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средней школы №9» Дошкольное отделение

Проект  по ФЭМП

в старшей группе «Солнышко»

на тему «Путешествие во времени»

Подготовили: Куренкова С.А.

                                   

  2018-2019 учебный год

Тип проекта:

информационно-творческий;

групповой;

среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Область «Познание».

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о времени.

Предмет проекта: сформированные временные представления старших дошкольников.

Цель проекта: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

обучающие:

научить ориентироваться во времени;

научить устанавливать временные отношения между предметами;

развивающие:

Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

воспитывающие:

воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.

воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Необходимые материалы:

Детская художественная литература;

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Модели часов различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени.

Предполагаемые результаты:

формирование временных представлений;

повышение познавательной активности воспитанников, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности: 

Изготовление модели «Машины времени», презентация о реализации проекта.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

              Содержание этапов  проекта

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

Основной этап

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

- работа с родителя (разработка консультаций);

- проведение занятий;

- изготовление поделки  «Машина времени».

Заключительный этап

- проведение итогового мероприятия;

- рисование с детьми на тему «Часы»;

- создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Месяц

Название мероприятия

Цели и задачи

Форма и содержание

                                             Подготовительный этап

сентябрь

Организационные мероприятия

Постановка целей; определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед;

разработка консультаций для родителей старшей группы.

Основной этап

Октябрь 1-2 неделя

«В мире времени»

уточнить представления детей о частях суток и временах года;

способствовать накоплению опыта при изучении времени;

вызвать интерес к изучению времени;

развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

заучивание стихов  о частях суток;

дидактические игры : «Времена года», «Части суток»;

изготовление поделки  «Машина времени».

Октябрь 3-я неделя

«Часовая мастерская»

познакомить детей с историей часов;

расширить знания детей о многообразии часов, их строении;

воспитывать уважение к людям профессий, связанных с часами.

Просмотр видео «Часы»;

рассматривание иллюстраций различных видов часов;

дидактический материал об истории часов.

Октябрь 4-я неделя

«Дни недели»

познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели;

закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели;

учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей.

Рассматривание картинок с изображением дней недели;

заучивание стихотворения «Дни недели»;

изготовление дидактической игры «Дни недели», «Паровозик» (дни недели), иллюстрации поезда «Неделька».

                                               Заключительный этап

Ноябрь 1-я неделя

«Ориентировка во времени»

Закреплять умение определять время на часах;  учить решать логические задачи  о времени.

Дидактическая игра «Часы»;

рисование с детьми на тему «Часы».

Ноябрь 2-я неделя

НОД «Путешествие во времени»

Закреплять умение детей ориентироваться во времени.

Занятие.

Ноябрь 3-я неделя

Подготовка и создание презентации по деятельности проекта.

Создать  и подготовить презентацию.

Презентация.

Ноябрь 4-я неделя

Выступление на педагогическом совете по теме проекта.

Анализ результатов проекта.

Выступление.

                                                 

                                                 Ключевые понятия

Обучение — совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

                                         

                                        Методическое обеспечение проекта:

• Материалы для проведения бесед;

• Дидактические игры по теме проекта;

• Консультация  родителям: «Ориентировка во времени»

Список литературы:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.

4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по ФЭМП - математичекие игры

В разделе представлены дидактические игры и упражнения  по ФЭМП...

Конспект итогового образовательного материала по ФЭМП "В поисках золотого ключика"

Закрепление знаний по математике, полученных в течении года....

полезные игры(практический материал по ФЭМП)

полезные игры ( по формированию элементарных математических представлений) помогут малышам усвоить название и порядок следования первых пяти чисел....

Дидактический материал по ФЭМП в средней группе.

Данный материал предназначен для работы как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми среднего возраста. Привлекательность демонстрационного материала имеет большое значение – с красивыми ...

Раздаточный материал по ФЭМП

Раздаточный материал по ФЭМП...

Использование наглядного материала в ФЭМП

Роль и разнообразие наглядного материала в ФЭМП...