Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике

Молоствова Елена Владимировна

Знакомство с геометрическими фигурами, счётными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_ruki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

 

   С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.  В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.  Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности.  Использование “чисел в цвете” позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения.  С помощью цветных палочек, детей также легко подвести к осознанию отношений больше – меньше на …, познакомить с тазитивностью, как свойствами отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава числа из единиц и подойти вплотную к сложению, вычитанию чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети усваивают такие понятия, как “левое”, “длинное”, “между”, “каждый”, “одна из”, “какой нибудь”, “быть одного и того же цвета”, “иметь одинаковую длину” и т.д. Палочки, как дидактическое средство, соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Программа по развитию математических представлений.

  • Закреплять представление о величине ( длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой - маленький).
  • Развивать умения группировать предметы по цвету и величине.
  • Освоение способов измерения с помощью условной мерки.
  • Развитие количественных представлений ( образование чисел, способность различать количественный и порядковый счёт), устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
  • Развитие умений различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
  • Знакомство с пространственными отношениями ( справа, слева, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).
  • Развивать умение отвечать на вопросы: “какой?”, “который?”, “сколько?”

Игры и занятия с цветными палочками.

Змейка.

Цель.  Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много».  Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал.  Цветные счётные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Разноцветные вагончики.

Цель.  Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учит работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

Материал.  Цветные счётные палочки: 5 голубых, 5 жёлтых, 1 розовая( на каждого ребёнка).

Описание.

Дети сидят напротив друг друга.

У каждого ребёнка набор палочек: 5 голубых, 5 жёлтых, 1 розовая.

Вопросы и задания.

  • Сколько всего палочек на подносе?
  • Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а жёлтого в другую.
  • Сколько палочек каждого цвета?

Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд). Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой- жёлтый и так до конца. По окончании работы педагог уточняет:

  • Чей поезд длиннее?
  • Назовите по порядку цвет каждого вагона.
  • Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
  • Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

Столбики.

Цель.  Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

Материал.  Цветные счётные палочки: красные и голубые, карточка.

Педагог предлагает каждому ребёнку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте ( палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).

Задания.

  • Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх.
  • Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.
  • С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?

Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать , как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).

Описание.

Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребёнка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые.

Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой ( таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

                   

Вопросы

  • Какого цвета палочки?
  • Сколько розовых палочек? Сколько голубых?
  • Покажите пальчиком длину вашей змейки.
  • Чья змейка длиннее? Чья короче?

У кого больше?

Цель.  Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

Материал.  Цветные счётные палочки: для половины детей по 3 жёлтые, для остальных по 3 красные.

Описание.

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

Вопросы

  • Какого цвета треугольники?
  • У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
  • Какие треугольники по величине?
  • Почему получились разные треугольники?
  • Посмотрите на свои фигуры и скажите, что ещё может быть такой формы (косынка, колпак, ёлка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук....

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...