«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ» (Самообразование)
материал по математике (средняя группа)
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных сними логических операций. Одна из важных задач воспитателей и родителей – привить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку.
Форма самообразования: индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020-2021gg.docx | 24.23 КБ |
samoobrazovanie._otchet.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2020 – 2021 учебный год.
Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна, высшая квалификационная категория.
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ»
Цель: внедрение адаптированных методов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Актуальность. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных сними логических операций. Одна из важных задач воспитателей и родителей – привить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку.
Форма самообразования: индивидуальная.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Изучение методической литературы | Сентябрь | - Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. М., 2000. - Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. Познание. Рига, 1993. - Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000. - Шаехова Р. К. Играя, Размышляем. Казань, 2004 - Интернет ресурсы https://azbyka.ru/deti/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov | |
Методическая работа | Сентябрь – октябрь | - Изучение и анализ методической литературы по проблеме формирования математических способностей детей 4-5 лет. - Выявление возможностей использования ТРИЗ с целью повышения уровня формирования математических представлений, раскрытия творческого потенциала детей. - Подбор материала для введения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей). - Разработка и реализация модели применения инструментария ТРИЗ в ОО «Познавательное развитие». - Подбор материала по работе с родителями. | План работы с детьми План работы с родителями. |
Взаимодействие с родителями | Октябрь - май | - Консультация: «Как привить интерес к математике?» - Помощь родителей в оснащении РППС:
- Участие в творческом проекте: «Геометрические фигуры вокруг нас». - Организовать мастер – класс по формированию математических представлений у детей 4-5 лет посредством технологии ТРИЗ. - Наглядная агитация:
| Памятка Центр «УМКА» (ТРИЗ) Выставка совместного творчества Мастер – класс " Развитие творческого потенциала детей в решении познавательных задач» Папка – передвижка |
Работа с детьми | Октябрь – май | - Игровая деятельность с использованием математических заданий в процессе образовательной деятельности и режимных моментах. - Математика в изобразительной деятельности. - Реализация проекта «Геометрические фигуры вокруг нас» (совместно с родителями) Методы и приемы ТРИЗ: - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) - Метод нахождения и разрешения противоречий - Метод ассоциаций - Системный оператор - Мозговой штурм | Картотека игр и упражнений «Занимательная математика» Выставка творческих работ Выставка совместного творчества Квест-игра «Я считаю до 5» |
Самореализация | Октябрь – май Апрель - май | - Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования. - Систематизировать методический материал по теме самообразования. - Анализ работы по внедрению мнемотехники в образовательный процесс. Самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
| Оснащение РППС. Презентация центра «Умка» на ГМО. Пополнение методической копилки на странице «ТРИЗ в детском саду» (сайт педагога) Открытый просмотр СОД «Геометрические фигуры - трансформеры» Публикация опыта работы в сети Интернет. |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ»
Воспитатель: Смирнова А. Л.
В 2020-2021 учебном году мною была изучена тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ», цель которой: внедрение адаптированных методов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Форма самообразования: индивидуальная.
Убедившись в том, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС, а игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника, мною были изучены и апробированы игры и игровые приемы с применением технологии ТРИЗ.
Одна из важных задач воспитателей и родителей – привить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умения находить нестандартные решения, смекалку.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2020-2021 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | - Изучение и анализ методической литературы по проблеме формирования математических представлений детей 4-5 лет. - Выявление возможностей использования ТРИЗ с целью повышения уровня формирования математических представлений, раскрытия творческого потенциала детей. - Подбор материала для введения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей). - Разработка и реализация модели применения инструментария ТРИЗ в ОО «Познавательное развитие». - Подбор материала по работе с родителями. - Обогащение РППС согласно теме. |
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: - изучение методической литературы; - взаимодействие с родителями; - работа с детьми; - самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | - Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. М., 2000. - Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. Познание. Рига, 1993. - Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ.ред. ТА. Сидорчук. Челябинск, 2000. - Шаехова Р. К. Играя, Размышляем. Казань, 2004 - Интернет ресурсы https://azbyka.ru/deti/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov |
4. Практическая деятельность. | - Разработан и реализован план работы по использованию инструментария ТРИЗ в образовательной (ФЭМП) и совместной деятельности. - Совместно с родителями в группе создан и оснащен Центр «Развивай – ка».
«Сухой бассейн», «Цветные мякиши», «Шнурок - путешественник», «Прищепки-фантазерки».
математические наборы (с геометрическими фигурами), мозаика 3D, мягкий конструктор «Замок» (из геометрических фигур)
- в пополнении копилки «Играем в друдлы»; - в организации творческой недели «Геометрические фигуры вокруг нас» (оформлена выставка творческих работ «Геометрические фигуры – трансформеры») - Систематизирован методический и дидактический материал по теме самообразования, пополнена методическая копилка по ОО «Познавательное развитие». - Материал по теме самообразования опубликован на сайте педагога в группе (сообществе) «Самообразование педагога ДОУ». - Подобран материал для наглядной агитации родителей на тему «Развиваемся, играя!». - Создана картотека игр и упражнения по формирование элементарных математических представлений у дошкольников «Занимательная математика». - Анализ работы по теме самообразования и самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. |
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования: - система работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников посредством технологии ТРИЗ позволила улучшить показатели развития познавательной активности и изобретательской смекалки. - повысился уровень компетентности родителей в вопросе привития интереса у детей к математике с использованием разнообразных форм и приемов; - обогащена РППС. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...
План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
План работы по самообразованию педагога по теме:«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Средняя группа
Формирование элементарных математических представлений у дошкольиков посредством дидактических игр...
План работы по самообразованию по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
рзработала план по самообразованию в старшей группе№1...
- Мне нравится (1)