Развиваем логику
статья по математике (старшая, подготовительная группа)
Предложеная система работы поможет усвоить логические операции детям дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_logiku.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ
(из опыта работы)
Воспитатель Панышева Т.М.
Любая основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. Предлагаемый опыт работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволяет развить у детей такие интегративные качества как любознательность, активность, общительность и др.
Цели педагогической деятельности
- Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проводить классификацию объектов по заданному принципу;
- Развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
- Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
- Развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- Развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
- Развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
Дидактическая игра как средство обучения математики.
Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Игровые действия позволяют реализовать дидактическую задачу через игровую. Результаты игры завершение игрового действия или выигрыш. В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
- геометрические формы (обручи, геометрические блоки и др.);
- разнообразные схемы.
Логические упражнения на занятиях математики.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.
Сюжетно-ролевая игра в процессе обучения математики.
Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. Следует помнить, что игра не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики.
Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план.
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Необходимо познакомить детей с правилами, помогающими решать ребусы, их всего 9.
Головоломки - задачи, для решения которых, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Разгадывание головоломок является одним из любимых занятий большинства ценителей интеллектуального досуга.
Организация работы
Необходимо предусмотреть следующее:
- Тематическое планирование – так детьми легче усваивается операция классификации.
- Интеграция усилий всех специалистов детского сада: психолога, инструктора о физкультуре, музыкального руководителя.
- Использование игр с логическим содержанием во всех режимных моментах и во всех видах детской деятельности: продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественной и др.
- Подбор заданий одного типа, но разной степени сложности
- Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;
- Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
- Совместная деятельность проводить фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.
- Использовать состязательный характер игр.
Результативность работы
Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий.
Некоторые из детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).
Дети научились соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, стали более организованными, самостоятельными. Они проявляют высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем логику ребенка
Рекомендации родителям о развитии логики у детей, логические задачи, игры...
Развиваем логику у детей
В данном материале представлены рекомендации для родителей - как можно развить логическое мышление у дошкольников....
Беседа с родителями детей старшего дошкольного возраста "Математика вокруг нас. Развиваем логику мышления".
В содержании данного материала родители могут найти рекомендации по математическому воспитанию дошкольников....
РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ
Занимательные задачки на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста...
"Развиваем логику дома, на прогулке".
Развивать мышление ребенка можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными в...
Развиваем логику.
Материал на развитие логического мышления дошкольников....
Консультация "Развиваем логику"
Содержит полезные сведения для родителей по использованию развивающих логику игр в образовательном процессе,рассказывает, как и какие игры применяются в детском саду, побуждает родителей и дома органи...