картотека игр по математике
картотека по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Составь геометрическую фигуру Цель игры: уточнение и закрепление знаний о формах, развитие воображение и логического мышления. Ход игры: педагог предлагает из счетных палочек составить фигуры:
| Составь геометрическую фигуру Цель игры: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Ход игры: педагог предлагает из счетных палочек составить фигуры:
|
Помоги Чебурашке найти и справить ошибку. Цель игры: развивать умение различать предметы по цвету и форме. Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресуется Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная. | Только одно свойство Цель игры: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй, должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино. |
Найди и назови Цель игры: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры: на столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. | Назови число Цель игры: развитие внимания, скорости реакции, закрепление знания числового ряда. Ход игры: играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 5. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 4 и 6 (сначала меньшее) |
Сложи квадрат Цель игры: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Ход игры: для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне). Задания к игре:
| Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста) Цель игры: Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду. Ход игры: играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд. |
Найди и назови Цель игры. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования. Ход игры. На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей. | Составление геометрических фигур Цель игры: Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них". Дает задания: 1. Составить квадрат и треугольник маленького размера. Вопросы для анализа: "Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур". 2. Составить маленький и большой квадраты. Вопросы для анализа: "Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?" Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника. Анализ выполнения задания проводится аналогично. 3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая -2. После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения задания. 4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники. Маленькие фигуры составляются из нитки, сложенной вдвое. Анализ фигур проводится по схеме: "Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно". Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут способствовать усвоению детьми способов решения головоломок первой группы. Их предлагают детям в определенной последовательности: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого). Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой). Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками). Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего достаточно 2, 3 палочек. |
Составление фигур из треугольников и квадратов Цель игры: Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Ход игры: 1. Воспитатель предлагает отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это сделать, и составляйте". После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением "пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки". 2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата. Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?" | Составление фигур из треугольников и квадратов. Вариант 2 Цель игры: Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: "пристроил к одной фигуре другую", обдумывать практические действия. Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься - учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания: 1. Отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 равных треугольника. 2. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно сделать, рассказать, затем выполнять задание. Вопросы для анализа: "Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и сколько?" |
Составление фигур из треугольников и квадратов. Вариант 3 Цель игры: Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы: "Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата? (из 8 и 7). Как будете составлять 2 квадрата из 7 палочек?" 1. Отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата. Подумать, как надо составлять, и рассказать. 2. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала рассказать, а затем составлять. | Составление фигур из треугольников и квадратов. Вар. 4 Цель игры: Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться. Ход игры: 1. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Подумать и сказать, как надо составлять. Вопросы для анализа: "Какие фигуры получились? Сколько треугольников, квадратов, четырехугольников? Как составляли? Как удобнее, быстрее составлять?" 2. Из 10 палочек составить 2 квадрата – мал. и большой. 3. Из 9 палочек составить 5 треугольников. 4. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник. 5. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата. 6. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок. 7. В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3, равных треугольника. 8. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата. 9. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата. 10. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата. 11. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы остались 3 квадрата. 12. В фигуре из 4 квадратов переложить 2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов. 13. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата. 14. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре. |
Угадайка Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Цель игры: тренировка мышления при выполнении логических операций и действий, развитие воображения и внимания. 1. 2 сына и 2 отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1) 2. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8) 3. 2 колхозника шли из деревни в город, а навстречу им ещё 5 колхозников. Сколько колхозников шли из деревни в город? (2) 4. На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 т в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось? (5) 5. Две лошади пробежли 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20) 6. Что было завтра, а будет вчера? (сегодня) 7. Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (8) 8. Чтобы сварить 1 кг мяса требуется один час. Сколько времени потребуется для варки ½ кг мяса? (1 час). 9. Сколько концов у двух с половиной палок? (6). 10. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (стая). 11. Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? (на дубе яблоки не растут). 12. На грядке сидели 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (1. Остальные улетели). 13. У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух? (неизвестно). 14. Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (не одного). 15. На груше росло 50 груш, а на иве – на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (на иве груши не растут). 16. Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково). 17. Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг.). 18. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа). 19. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (одного купили вместе с клеткой). |
Закончи раскрашивать орнамент, сохраняя ритм
Продолжи раскрашивать шарфик
Закончи раскрашивать орнамент, сохраняя ритм
Выбери правильный вариант
Раскрась рисунок так, чтобы получился ритм.
Найди ошибку и продолжи ряд.
Раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с зеленым.
Раскрась нижне кольцо первой пирамидки красным карандашом, второе снизу кольцо пирамидки - синим, третье кольцо третьей пирамидки - зеленым, четвертое снизу кольцо четвертой - коричневым. Раскрасьте остальные кольца так, чтобы пирамидки получились одинаковыми.
Раскрасьте квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два -разными.
Самую короткую полоску раскрасьте в зеленый цвет, а самый длинный карандаш - в оранжевый.
Цель игры: В игре формируются навыки счета, умение видеть равенство групп предметов, расположенных по - разному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по математике для детей дошкольного возраста.
Чудесный квадрат (Если ребенку 5 лет) Эта игра из Франции.Справа, слева, вверх и вниз. (Если ребенку 5 лет).Игрушка - путешественник (Если ребенку от 3 до 5 лет).По совету Марии Монтессори(Еслиребенку...
Картотека игр по математике
Картотека игр по математике...
Картотека стихов по математике.
Стихи по математике....
картотека игр по математике
картотека игр по математике...
Картотека игр по математике.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...
Картотека игр по математике
Математика...
"Картотека игр по математике"
Дидактические игры по развитию количественных представлений...