Консультация для родителей по ФЭМП «Такие разные задачи»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей подготовительной группы по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsia_po_femp.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей
по ФЭМП
«Такие разные задачи».
Подготовительная к школе группа.
В детском саду в подготовительной к школе группе по разделу
«Формирование количественных представлений» дети должны знать:
- состав чисел от 2 до 10 из двух меньших;
- структуру арифметической задачи;
- значение и место в арифметическом примере знаков +, - , = .
должны уметь:
- выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах первого десятка с опорой на состав числа и, используя приёмы пересчитывания, присчитывания, отсчитывания;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы/ остатка и на увеличение/ уменьшение на несколько единиц.
Выделяются также и требования к развитию речи детей по усвоению этих задач, дети должны понимать значение слов:
- прибавить, сложить, плюс, минус, отнять, вычесть, равно, состав числа,
состоит из…
- использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту.
Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значения слов, устанавливать связи между ними, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарный запас, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространённые предложения, способствует развитию связнойречи. Работа начинается с изучения детьми состава чисел из двух меньших. Хочется отметить, что во избежание механического запоминания состава числа необходимо выполнять операции с множествами, составляя единое множество из отдельных частей, а так же выполнять операции по объединению и разъединению множеств. Подобные упражнения непосредственно связаны с арифметическими действиями сложения и вычитания. Поэтому на занятиях не только рассматривается состав числа, но и выполняются арифметические действия, опираясь на изученный состав, кроме того, решаются арифметические задачи, позволяющие создать практическую ситуацию, в которой требуется применение изученного.
Существуют простые арифметические задачи, выполняющиеся одним арифметическим действием, и составные, решение которых состоит из нескольких арифметических действий.
В дошкольном учреждении изучаются простые арифметические задачи 2 типов:
1 тип: Задачи на нахождение суммы или остатка. Например:
У Олега было 2 яблока и 3 груши. Сколько фруктов было у Олега? или
На тарелке лежало 5 конфет. 2 конфеты съели. Сколько конфет осталось на тарелке?
2 тип: Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Например:
У Феди 4 карандаша, а у Димы на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у Димы? или
У кошки 3 белых котёнка, а серых на 2 меньше. Сколько серых котят у кошки?
По структуре любая задача состоит из условия (то, о чём говорится в задаче), вопроса (то, о чём спрашивается в задаче), решения и ответа.
Наиболее важной является работа по разбору условия задачи. Оно может быть преподнесено детям в виде драматизации, на картинках и иллюстрациях. Удобнее всего подвести детей к усвоению структуры задачи на задачах – драматизациях, т.к. они предполагают непосредственное участие детей. Например: воспитатель сообщает , что задаёт задачу и, показывая на детей, говорит: «Юра сделал 4 гриба из бумаги, а Дима -3 гриба» (у мальчиков в руках указанное количество грибов). Вопрос: «Сколько грибов сделали мальчики вместе?»
Проговаривание взрослым условия задачи должно быть медленным и чётким. Затем нужно предложить ребёнку, детям пересказать условие задачи. Важно правильно провести анализ содержания, для этого возможно использование наводящих вопросов:
- О ком говорится в задаче?
- Какое действие происходит в задаче? Что делали мальчики?
- Что нужно посчитать?
- Сколько грибов у Юры?
- Сколько грибов у Димы?
- Что показывает число четыре?
- Что показывает число три?
- Количество грибов увеличивается или уменьшается?
- Что нужно узнать?
- Что спрашивается в задаче?
- Каков вопрос задачи?
После такого подробного обсуждения условия необходимо определить, как решать задачу, с помощью какого арифметического действия, что именно складывать. Важно также учить детей формулировать арифметическое действие: «К четырём прибавить три – получится семь».
После того, как задача решена, даётся полный ответ, который звучит так же, как и вопрос задачи: « Семь грибов мальчики сделали вместе».
Должна проводиться работа по обучению детей составлению задачи. Сначала используются наводящие вопросы:
- Сколько карандашей у Лены?
- Сколько карандашей у Оли?
- Сколько карандашей у обеих девочек вместе?
Начинать обучение надо с задач на сложение и лишь после них переходить к задачам на вычитание. В задачах на сложение детей знакомим со знаком арифметического действия + (плюс), показывающего, что по условию задачи количество предметов увеличилось. Знак «плюс» ставится, когда надо увеличить, прибавить. В задаче об этом говорится словами: «купили», «подарили», «дали» и т.д.
В задачах на вычитание детей знакомим со знаком - (минус), показывающим, что по условию задачи количество предметов уменьшилось. Знак «минус» ставится, когда надо уменьшить, отнять. В задаче об этом говорится словами: «улетели», «съели», «потеряли», «продали».
Чтобы у детей постепенно накапливались представления о взаимосвязи двух арифметических действий – сложения и вычитания, в задачах на вычитание следует использовать те же числовые данные, что и в задачах на сложение.
Например: Мама поставила в вазу 4 цветка, а потом ещё 1 цветок. Сколько цветов стало в вазе? И наоборот:
В вазе стояло 5 цветов, 1 цветок мама переставила в другую вазу. Сколько цветов осталось в первой вазе?
Задачи решаются с опорой на наглядный материал. Так, например, материал для сюжета и числовые данные задачи могут давать картинки. Прежде, чем составить арифметическую задачу, необходимо рассмотреть картинку, понять, что на ней изображено, и определить, численность каких предметов требуется сопоставить.
Задачи – картинки облегчают построение условия задачи, т.к. словарный запас у детей ограничен и им трудно без опоры на наглядность подобрать нужные слова.
Постепенно, когда дети научатся ориентироваться в условии задачи, можно перейти к использованию задач – иллюстраций. Они направлены на создание разнообразных сюжетов при помощи игрушек, что позволяет развивать у детей воображение и учить передавать свой замысел в связной речи. Опора на наглядность, самостоятельное составление модели задачи помогают детям выбрать правильный ход решения.
Можно предложить детям задачи, требующие более тщательного обдумывания.
Это задачи с недостающими или лишними числовыми данными. Например:
В гараже стоят грузовые и легковые машины. Грузовых машин на две больше, чем легковых. Сколько грузовых машин стоит в гараже?
Решение задачи невозможно без указания числа легковых машин. Или:
У Марины две груши, у Жоры одна груша, у Вити три груши. Сколько всего груш у мальчиков?
Сложнее всего научить детей составлять и решать обратные задачи, т.к. они требуют от детей умения представлять, что было сначала, например:
В гараже стояли машины. Когда из гаража выехало 3 машины, то в нём осталось 2 машины. Сколько машин стояло в гараже сначала?
Кроме того, необходимо научить детей отличать задачу от загадки, в содержании которой есть числовые данные. Например:
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
В отличие от задачи, загадка не требует выполнения арифметических действий.
Очень нравится детям решать стихотворные задачи, т.к. они образные. Например: Пять ворон на крышу сели, две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело. Сколько всех их прилетело?
Необходимо также учить детей решать и разгадывать логические задачи, ведь они развивают у детей мышление, внимание, логику. Например: Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? Сколько рогов двух коров?
Если мы с вами вместе: воспитатели в детском саду и родители дома, будем едины, последовательны, систематичны в своих требованиях к детям, то им гораздо легче будет даваться усвоение задач по формированию математических представлений.
Используемая литература: А.В.Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» ( Айрис пресс, Москва 2005)
В.В.Волина «Праздник числа» ( Знание, Москва 1993)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изучению дорожного движения в старшей группе «Транспорт» Программнные задачи: закрепить представления о транспорте разного вида. Закреплять элементарные знания о дорожном движении, знакомить детей со знаками.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3841931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] ...
Задачи и формы работы по ПДД в разных возрастных группах
Задачи и формы работы МЛАДШАЯ ГРУППАЗадачи:— познакомить детей с работой светофора;— формировать представления об улице;— учить различать виды наземного транспорта.Формы:♦ расс...
Анкета для родителейпо УМК
Анкета для родителей...
Конспект мастер-класса родителейпо теме: «Развитие творческого потенциала детей.
Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» Цели и задачи:Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ;Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;Познакомить с м...
Памятка для родителейпо трудовому воспитанию детей в семье.
Памятка для родителейпо трудовому воспитанию детей в семье....
Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....
Консультация для родителейпо математике
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Математика – это весело и интересно!» Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического м...