«ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПОМОЩНИКИ НЕЗНАЙКИ»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: "Помощники незнайки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_po_femp_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx387.03 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПОМОЩНИКИ НЕЗНАЙКИ»

«Интегрированный подход к образовательному процессу

в ДОУ»

  Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

  До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

  Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.

   Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

 2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

 5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

 6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

 

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки» 

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRxPzIK3RBdynIGBtDU1AdNDjZL01A8njMHe38miEGWiw8eUozWAg

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел»

Программное содержание.

1.Обучающие задачи:

  • упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
  • закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
  • продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
  • записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
  • совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;
  • упражнять в счете в пределах 20;
  • закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки ;
  • продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • развивать смекалку, воображение;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

  • игровой (использование сюрпризных моментов);
  • наглядный (использование иллюстрации);
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «», «

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

Ход учебного занятия.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

Воспитатель: Поможем Незнайке?

Дети: Да!

(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Игра «Круглый год».

  • Какое сейчас время года? (Весна)
  • Назови соседей весны. (Зима, лето)
  • Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)
  • Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь)
  • Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)
  • Назови соседей зимы. (Осень, весна)
  • Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
  • Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
  • Назови соседей лета. (Весна, осень).
  • Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).
  • Назови все месяцы по порядку: сентябрь...(Дети передают мяч друг другу).
  • Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
  • А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
  • Сколько всего месяцев в году? (12)
  • Сколько всего времён года? (4)
  • Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

  • Сколько взяли зайчиков? (5)
  • Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)
  • Что любят кушать зайчики? (Морковку).
  • Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).
  • Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).
  • Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).
  • Как получили число 10?

Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.

Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.

(5+5=10)

  • Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.

Воспитатель: - Молодцы.

  • Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.
  • Обратите внимание на дом.
  • Скажите, как он называется? (многоэтажный).
  • Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.
  • Назовите № дома. (№10).
  • Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.
  • Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)
  • На каждом этаже сколько квартир? (Две).
  • Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу-вверх.
  • Заселите цифры в квартиры на первый этаж. (1 и 9, а вместе 10).

(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

1 и 9, а вместе 10

2 и 8, а вместе 10

3 и 7, а вместе 10

4 и 6, а вместе 10

5 и 5, а вместе 10

  • Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).
  • Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав Десять из него!

  • Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
  2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
  3. Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

  • Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

(На доске появляется таблица).

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

  • А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
  • Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).
  • Обратите внимание на картинку.

                C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\oMXC0AaNWIk.jpg

  • Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

  • Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).
  • Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
  • Нужно записать решение задачи.
  • …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе.

(8+2= )

  • Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
  • …, сколько надо взять палочек? (8)
  • …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)
  • Сколько стало палочек? (10)
  • Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(8+2=10)

  • Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

  • Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

                                   C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\-TKa1Gnw2e8.jpg

                           

Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

  • Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).
  • Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
  • Нужно записать решение задачи, выложите решение у себя на столе.

(9-1= )

  • Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
  • Сколько надо взять палочек? (9)
  • Сколько надо отложить палочек от 9? (1)
  • Сколько осталось палочек? (8)
  • Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(9-1=8)

  • Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).
  • Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

Работа со вторым десятком.

(Дети встают перед фланелеграфом полукругом).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

  • Выложите цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.
  • Посчитайте обратно от 20 до 11.
  • Найдите число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).
  • Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).
  • Найдите число 20 и расскажи про него.

(2 десятка и 0 единиц)

  • 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).
  • Молодцы.
  • А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».
  • Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).

Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.

  • Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.

(Дети выполняют задание).

(По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске).

17=17

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

  • А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.
  • Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

1 – вправо

3 – вниз

2 – вправо

2 – вниз

1 – влево

2 – вниз

3 – вправо

3 – вниз

1 – влево

1 – вверх

1 – влево

2 – вниз

1 – вправо

2 – вниз

2 – вправо

1 – вниз

6 – влево

1 – вверх

1 – влево

1 – вверх

1 – вправо

12 – вверх

  • Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)
  • Дорисуйте зайчику глазик.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат).

Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной.

  • К нам сегодня в детский сад

Прискакали зайчики.

Полюбили очень их

Девочки и мальчики.

Пригласили их плясать,

Дружно ножки выставлять,

Присядь вправо, присядь влево,

А затем кружись ты смело.

И ладошки у ребят

Словно листики шуршат.

Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

  • Что же мы сегодня нового узнали?
  • Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)
  • Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

                                     http://www.playcast.ru/uploads/2017/03/13/21989384.png

  • А сейчас покажите, какое у вас настроение.
  • У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!


Памятка по обучению дошкольников математике

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее:

  1. Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
  2. Знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
  3. Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.
  4. Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж.Ж. Руссо писал: «... чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
  5. Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
  6. Обучая детей математике, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимание необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).
  7. Использование средств наглядности должно иметь границы, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, этапу усвоения материала.
  8. Обучение дошкольников началам математике должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения детьми проблемных задач.
  9. Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумать, догадаться.
  10. В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.
  11. Математика - наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Памятка по обучению дошкольников математике

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее:

  1. Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
  2. Знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
  3. Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.
  4. Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж.Ж. Руссо писал: «... чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
  5. Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
  6. Обучая детей математике, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимание необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).
  7. Использование средств наглядности должно иметь границы, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, этапу усвоения материала.
  8. Обучение дошкольников началам математике должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения детьми проблемных задач.
  9. Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумать, догадаться.
  10. В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.
  11. Математика - наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».

Интегрированное занятие по ФЭМПв подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки»....

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».

Интегрированное занятие по ФЭМПв подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».   Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические з...

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».

laquo;Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел»....

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».

Интегрированное занятие по ФЭМПв подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки»....

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».

Интегрированное занятие по ФЭМПв подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки»....

Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Помощники Незнайки».

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел....