Конспект занятия по ФЭМП "Математический калейдоскоп"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лобанова Елена Александровна

Интересное игровое занятие по обучениюФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП

 «Математический калейдоскоп»

 (для детей старшей группы)

                                                                                   

                                                                                                                               

                                                                                 

                                                                                     

Задачи с интеграцией образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать дружеские отношения;

- воспитывать у детей культуру поведения; умение свободно общаться друг с другом.

        Познавательное развитие:

- развивать мышление детей;

- закреплять знания детей о днях недели;

- закреплять знания о последовательности смены месяцев в году;

- развивать пространственную ориентировку на плоскости (понятия: левый верхний/нижний угол; правый верхний/нижний угол; середина; между; слева; справа);

- развивать умение устанавливать причинно-следственную связь между событиями; взаимосвязь между знаками и символами.

        Речевое развитие:

- развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; не перебивать товарищей, строить полные предложения;

-расширять словарный запас детей.

        Художественно-эстетическое развитие:

- закреплять навыки рисования восковыми мелками;

- закреплять устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

- развивать чувство цвета и композиции.

        Физическое развитие:

- развивать и совершенствовать двигательные навыки детей;

- обеспечивать двигательно-эмоциональную разгрузку.

        

Материал:

- коллаж «Дни недели»;

- модель «Дни недели»;

- плоскостное изображение модели года

- картинка с изображением домика из геометрических фигур;

- плоскостные изображения зайчика, лисички, гнома, вазы с ромашками, рыбок, водорослей;

- набор геометрических фигур;

- набор карточек с цифрами;

- фланелеграф;

- рабочие листы для раскрашивания (рыбки в аквариуме).

Ход организованной образовательной деятельности.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо от зайчика. Он прислал свою фотографию (грустный зайчик). Как вы думаете, почему он грустный?

(Ответы детей).

        Воспитатель: Давайте почитаем письмо и узнаем, что у него случилось.

Письмо:

Дорогие ребята! Я очень люблю цветы! У меня всегда в вазе стоят красивые большие ромашки. Но налетел озорной ветерок и разбросал мои ромашки и я не могу их никак собрать. У меня их было пять штук. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Поможем зайчику? А вот и план нашего пути. Под номером один – модель «Дни недели». Ребята, давайте с вами определим, в какой день недели пришло письмо. А пришло оно в четвертый день недели. Как он называется?

Дети: Четверг.

Воспитатель: А какой день будет следующим после четверга, то есть завтра?

Дети: Пятница.

Воспитатель: А какой день был перед четвергом, то есть вчера?

Дети: Среда.

Воспитатель: Сколько всего дней в неделе? Сколько рабочих дней, выходных?

Дети: Семь дней в неделе: пять дней рабочих и два дня выходных.

Воспитатель: Как называется первый день недели?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: назовите «соседей» вторника… пятницы… воскресенья…

Ответы детей.

Далее проводится игра «Какого дня недели не стало».

        Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете дни недели. А вот и первая ромашка зайчика. Поставьте ее, пожалуйста, в вазу.

        Воспитатель: Под номером два у нас геометрические фигуры. Посмотрите, какой интересный домик из геометрических фигур. Из каких геометрических фигур состоит дом?

        Ответы детей: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал.

        Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете геометрические фигуры. Догадайтесь, кто в домике живет?

        Ответы детей: Лиса-краса.

        Воспитатель: Молодцы, догадались. У лисы были бусы, но они рассыпались, и она не может их собрать. Давайте поможем лисе собрать бусы. Бусинки обозначены числами. Первая цифра обозначает геометрическую фигуру, вторая – цвет.

36

47

58

26

19

37

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

        Воспитатель: Молодцы, ребята! Смогли справиться с таким сложным заданием. Красивые получились бусы. Посмотрите, вот и второй цветок. Какого он цвета? Давайте поставим его в вазу.

        Воспитатель: Под номером три у нас большое дерево. Ребята, а кто это сидит под деревом? Как вы думаете?

        Ответы детей: Гном.

        Воспитатель: Здесь живет грустный гном. Почему он грустный? Да потому, что у него нет домика. И он решил построить себе красивый дом. Долго трудился гном: сентябрь, октябрь, ноябрь и всю зиму. Покажите это время года на модели года.

        

          Отсчет времени на модели года можно начинать от любой точки.

          Воспитатель: В какое время года трудился гном?

          Ответы детей: Осенью и зимой.

          Воспитатель: Сколько всего месяцев трудился гном?

          Ответы детей: Шесть месяцев.

           Воспитатель: Почему?

           Ответы детей: три плюс три.

          Воспитатель: Да, у каждого месяца года по три месяца. А за зимой какое время года идет?

           Ответы детей: Весна.

          Воспитатель: Расставьте весенние и летние месяцы на модели года.

           Дети выполняют.

          Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете все времена года.

          Дети находят третий цветок.

         Воспитатель: Какого цвета этот цветок?

         Ответы детей.

          Воспитатель: Поставьте его в вазу, пожалуйста.

Физкультминутка.

         Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.

         Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Один – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть (два раза).

           Воспитатель: Отдохнули. Но мы еще не все собрали ромашки, нам пора отправляться дальше.

            Воспитатель: Под номером 4 загадки. Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Махну пером - и не летаю,

Открою рот – не говорю.

Я серебром в воде блистаю.

Гостить на суше не люблю.

        (Рыба)

Колюч, да не еж,

Кто же это?

        (Ёрш)

Что это у Галочки:

Ниточка на палочке.

Палочка в руке.

Ниточка в реке.

        (Удочка)

- Где живут рыбы? (В воде)

- Чем питаются?

- Какие водоемы вы знаете? (Река, озеро, пруд, море, океан, аквариум)

- Каких вы знаете рыб?

- Какая рыба самая опасная и хищная? (Акула)

- Как называется детеныш рыбы? (Малек)

- Из чего они выводятся? (Из икринок)

- Чем покрыта кожа рыбы? (Чешуей)

- Какие звери и птицы питаются рыбой? (Медведи, лисы, кошки, чайки, пеликаны, пингвины и т.д.)

- Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов)

- Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, сачком)

         Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

        (Аквариум)

           Воспитатель: Как ухаживают за аквариумными рыбками?

           Ответы детей: Кормят, чистят аквариум, меняют воду.

           Воспитатель: Рыбы, живущие в аквариуме какие?

           Ответы детей: Аквариумные.

           Воспитатель: А в море какие?

           Ответы детей.

           Воспитатель: А в реке какие?

           Ответы детей.

           Воспитатель: А в озере какие?

           Ответы детей.

           Воспитатель: Посмотрите. Вот стоит пустой аквариум.

           На фланелеграфе прикреплено изображение контура аквариума.

           Воспитатель: Давайте поселим в него рыбок.

           Далее идет работа по развитию ориентировки в пространстве (на плоскости).

           Воспитатель: Посели, Маша, большую красную рыбку в правый верхний угол… Ваня, посели маленькую желтую рыбку в нижний левый угол… Полина, посели большую желтую рыбку в левый верхний угол… Николь, посели маленькую красную рыбку в правый нижний угол. В середину аквариума, Демьян, посели две большие желтые рыбки так, чтобы они смотрели друг на друга. Артемий, посади высокие водоросли на дне аквариума между красной и желтой маленькими рыбками. Саша, низкие водоросли посади справа и слева между рыбками. Какой красивый получился у нас аквариум!

              Дети находят четвертый цветок.

             Воспитатель: Поставьте его в вазу. Сколько еще ромашек нам надо найти?

             Дети: Одну.

             Воспитатель: Под номером пять у нас раскраски. Что на них изображено?

            Дети: Рыбки в аквариуме.

            Воспитатель: Какие по форме бывают аквариумы?

            Дети: Круглые, квадратные, прямоугольные.

            Воспитатель: Давайте «нальем» воду в аквариум и раскрасим рыбок. Рыбки бывают разные: одни полосатые, другие – в пятнышках, точках. Ребята, раскрасьте рыбок так, как вы хотите, по-разному. Выберите аквариум, какой вам больше понравился.

             Дети выбирают аквариум, количество рыбок.

             Воспитатель: Молодцы, очень красиво раскрасили рыбок в аквариуме.

             Дети находят пятый цветок.

             Воспитатель: Поставьте его в вазу. Как вы думаете, мы собрали все ромашки?

             Ответы детей.

             Воспитатель: Сколько их было в вазе?

             Дети: Пять.

             Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь зайчик не будет грустить. Ведь все ромашки стоят в вазе! Кому мы сегодня помогали? Что мы узнали нового? Что было сложным? Кому мы расскажем о нашей прогулке?