Конспект занятия по ФЭМП "Математический калейдоскоп"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП
«Математический калейдоскоп»
(для детей старшей группы)
Задачи с интеграцией образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать дружеские отношения;
- воспитывать у детей культуру поведения; умение свободно общаться друг с другом.
Познавательное развитие:
- развивать мышление детей;
- закреплять знания детей о днях недели;
- закреплять знания о последовательности смены месяцев в году;
- развивать пространственную ориентировку на плоскости (понятия: левый верхний/нижний угол; правый верхний/нижний угол; середина; между; слева; справа);
- развивать умение устанавливать причинно-следственную связь между событиями; взаимосвязь между знаками и символами.
Речевое развитие:
- развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; не перебивать товарищей, строить полные предложения;
-расширять словарный запас детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- закреплять навыки рисования восковыми мелками;
- закреплять устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- развивать чувство цвета и композиции.
Физическое развитие:
- развивать и совершенствовать двигательные навыки детей;
- обеспечивать двигательно-эмоциональную разгрузку.
Материал:
- коллаж «Дни недели»;
- модель «Дни недели»;
- плоскостное изображение модели года
- картинка с изображением домика из геометрических фигур;
- плоскостные изображения зайчика, лисички, гнома, вазы с ромашками, рыбок, водорослей;
- набор геометрических фигур;
- набор карточек с цифрами;
- фланелеграф;
- рабочие листы для раскрашивания (рыбки в аквариуме).
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо от зайчика. Он прислал свою фотографию (грустный зайчик). Как вы думаете, почему он грустный?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте почитаем письмо и узнаем, что у него случилось.
Письмо:
Дорогие ребята! Я очень люблю цветы! У меня всегда в вазе стоят красивые большие ромашки. Но налетел озорной ветерок и разбросал мои ромашки и я не могу их никак собрать. У меня их было пять штук. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Поможем зайчику? А вот и план нашего пути. Под номером один – модель «Дни недели». Ребята, давайте с вами определим, в какой день недели пришло письмо. А пришло оно в четвертый день недели. Как он называется?
Дети: Четверг.
Воспитатель: А какой день будет следующим после четверга, то есть завтра?
Дети: Пятница.
Воспитатель: А какой день был перед четвергом, то есть вчера?
Дети: Среда.
Воспитатель: Сколько всего дней в неделе? Сколько рабочих дней, выходных?
Дети: Семь дней в неделе: пять дней рабочих и два дня выходных.
Воспитатель: Как называется первый день недели?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: назовите «соседей» вторника… пятницы… воскресенья…
Ответы детей.
Далее проводится игра «Какого дня недели не стало».
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете дни недели. А вот и первая ромашка зайчика. Поставьте ее, пожалуйста, в вазу.
Воспитатель: Под номером два у нас геометрические фигуры. Посмотрите, какой интересный домик из геометрических фигур. Из каких геометрических фигур состоит дом?
Ответы детей: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете геометрические фигуры. Догадайтесь, кто в домике живет?
Ответы детей: Лиса-краса.
Воспитатель: Молодцы, догадались. У лисы были бусы, но они рассыпались, и она не может их собрать. Давайте поможем лисе собрать бусы. Бусинки обозначены числами. Первая цифра обозначает геометрическую фигуру, вторая – цвет.
36 47 58 26 19 37 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Смогли справиться с таким сложным заданием. Красивые получились бусы. Посмотрите, вот и второй цветок. Какого он цвета? Давайте поставим его в вазу.
Воспитатель: Под номером три у нас большое дерево. Ребята, а кто это сидит под деревом? Как вы думаете?
Ответы детей: Гном.
Воспитатель: Здесь живет грустный гном. Почему он грустный? Да потому, что у него нет домика. И он решил построить себе красивый дом. Долго трудился гном: сентябрь, октябрь, ноябрь и всю зиму. Покажите это время года на модели года.
Отсчет времени на модели года можно начинать от любой точки.
Воспитатель: В какое время года трудился гном?
Ответы детей: Осенью и зимой.
Воспитатель: Сколько всего месяцев трудился гном?
Ответы детей: Шесть месяцев.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: три плюс три.
Воспитатель: Да, у каждого месяца года по три месяца. А за зимой какое время года идет?
Ответы детей: Весна.
Воспитатель: Расставьте весенние и летние месяцы на модели года.
Дети выполняют.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете все времена года.
Дети находят третий цветок.
Воспитатель: Какого цвета этот цветок?
Ответы детей.
Воспитатель: Поставьте его в вазу, пожалуйста.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Один – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть (два раза).
Воспитатель: Отдохнули. Но мы еще не все собрали ромашки, нам пора отправляться дальше.
Воспитатель: Под номером 4 загадки. Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Махну пером - и не летаю,
Открою рот – не говорю.
Я серебром в воде блистаю.
Гостить на суше не люблю.
(Рыба)
Колюч, да не еж,
Кто же это?
(Ёрш)
Что это у Галочки:
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
(Удочка)
- Где живут рыбы? (В воде)
- Чем питаются?
- Какие водоемы вы знаете? (Река, озеро, пруд, море, океан, аквариум)
- Каких вы знаете рыб?
- Какая рыба самая опасная и хищная? (Акула)
- Как называется детеныш рыбы? (Малек)
- Из чего они выводятся? (Из икринок)
- Чем покрыта кожа рыбы? (Чешуей)
- Какие звери и птицы питаются рыбой? (Медведи, лисы, кошки, чайки, пеликаны, пингвины и т.д.)
- Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов)
- Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, сачком)
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
Воспитатель: Как ухаживают за аквариумными рыбками?
Ответы детей: Кормят, чистят аквариум, меняют воду.
Воспитатель: Рыбы, живущие в аквариуме какие?
Ответы детей: Аквариумные.
Воспитатель: А в море какие?
Ответы детей.
Воспитатель: А в реке какие?
Ответы детей.
Воспитатель: А в озере какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите. Вот стоит пустой аквариум.
На фланелеграфе прикреплено изображение контура аквариума.
Воспитатель: Давайте поселим в него рыбок.
Далее идет работа по развитию ориентировки в пространстве (на плоскости).
Воспитатель: Посели, Маша, большую красную рыбку в правый верхний угол… Ваня, посели маленькую желтую рыбку в нижний левый угол… Полина, посели большую желтую рыбку в левый верхний угол… Николь, посели маленькую красную рыбку в правый нижний угол. В середину аквариума, Демьян, посели две большие желтые рыбки так, чтобы они смотрели друг на друга. Артемий, посади высокие водоросли на дне аквариума между красной и желтой маленькими рыбками. Саша, низкие водоросли посади справа и слева между рыбками. Какой красивый получился у нас аквариум!
Дети находят четвертый цветок.
Воспитатель: Поставьте его в вазу. Сколько еще ромашек нам надо найти?
Дети: Одну.
Воспитатель: Под номером пять у нас раскраски. Что на них изображено?
Дети: Рыбки в аквариуме.
Воспитатель: Какие по форме бывают аквариумы?
Дети: Круглые, квадратные, прямоугольные.
Воспитатель: Давайте «нальем» воду в аквариум и раскрасим рыбок. Рыбки бывают разные: одни полосатые, другие – в пятнышках, точках. Ребята, раскрасьте рыбок так, как вы хотите, по-разному. Выберите аквариум, какой вам больше понравился.
Дети выбирают аквариум, количество рыбок.
Воспитатель: Молодцы, очень красиво раскрасили рыбок в аквариуме.
Дети находят пятый цветок.
Воспитатель: Поставьте его в вазу. Как вы думаете, мы собрали все ромашки?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько их было в вазе?
Дети: Пять.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь зайчик не будет грустить. Ведь все ромашки стоят в вазе! Кому мы сегодня помогали? Что мы узнали нового? Что было сложным? Кому мы расскажем о нашей прогулке?