Авторская программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей - подготовительной группы «Решаем, думаем, играем»
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа по Формированию элементарных матеематических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gubanova_a.v_programma.docx | 75.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты Мансийского района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты - Мансийского района «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
Авторская программа
по формированию элементарных математических представлений у детей
старшей - подготовительной группы
«Решаем, думаем, играем»
Автор:
Губанова Анастасия Вячеславовна
Горноправдинск,2019
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ……………………………………....3 |
1.1. направленность дополнительной программы | ………………………………………3 |
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | ………………………………………3 |
1.3. Цели и задачи программы | ………………………………………4 |
1.4 Отличительные особенности программы | ………………………………………5 |
1.5 Возраст детей | ………………………………………5 |
1.6 Сроки реализации программы | ………………………………………5 |
1.7 Формы и режим занятий | ………………………………………5 |
1.8 Ожидаемые результаты | ………………………………………5 |
II. УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ………………………………………8 |
2.1 Перспективное планирование для старшей группы | ………………………………………8 |
Перспективное планирование для подготовительной группы | ………………………………………10 |
2.2 Содержание учебного материала | ………………………………………14 |
1 год (старшая группа) | ………………………………………14 |
2 год(подготовительная группа) | ………………………………………14 |
2.3. Направления работы | ………………………………………15 |
2.4. Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности | ………………………………………15 |
2.5. Интеграция образовательных областей | ………………………………………15 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | |
3.1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ………………………………………16 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | ……………………………………… |
3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | ………………………………………17 |
ЛИТЕРАТУРА | ………………………………………18 |
I.Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — школе.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
1.1Направленность Программы
Образовательная программа по дополнительному образованию «Решаем, думаем, играем» имеет познавательную направленность.
1.2 Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Актуальность
Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к уровню организации познавательного развития дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений (далее ФЭМП). В связи с этим возникла проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Принято считать, что математика – наука серьёзная, сухая, скучная, поэтому многие педагоги стараются «выдержать тон», организованная деятельность с детьми по ФЭМП обычно носит примитивный характер. Передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике.
Работая в группе комбинированной направленности, отметила у детей с ОВЗ недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе воспитателя.
В поисках решения данной проблемы познакомилась с методическими разработками Е.М.Кац и Н.В.Финогеновой, в которых современные авторы предлагают учить дошкольников чему-то новому, интересному и осваивать разные математические представления между делом, играя. Авторы уверены, что маленькие дети лучше думают на ходу, на бегу, на скаку. Как совместить игры, прыжки и беготню с серьёзными занятиями? Удастся ли нам показать детям, что узнавать что-то новое может быть интересно и увлекательно? В поисках ответов на эти вопросы пришла к выводу, что дети любят учиться сами и поэтому важно включать в образовательный процесс «живые игры», дать возможность освоить и закрепить знания в движении и через создание игрового
математического пространства.
Новизна
Дополнительная образовательная программа «Решаем, думаем, играем»:
– предполагает решение проблем интеллектуальных способностей на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математика, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи программы:
– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
— развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления, и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях по дополнительному образованию активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
1.4 Отличительные особенности Программы
Программа дополнительного образования «Решаем, думаем, играем» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.
Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа ориентирована на детей от 5 до 7-и лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
1.6 Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1.7 Формы и режим занятий
Программа по дополнительному образованию «Решаем, думаем, играем» работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- К концу обучения по программе «Веселая математика» у детей должны быть развиты:
- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью.
К концу старшей группы дети должны уметь:
- – составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
- – определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
- – составлять различные формы из палочек по образцу;
- – сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
- – выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
- – осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
- – выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
- – «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
- – создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:
- – понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
- – устанавливать смысловые связи между предметами;
- – выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
- – создавать постройки по рисунку, чертежу;
- – осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
- – делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
- – преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
- – составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
- – определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
- – анализировать предметы по отдельным признакам;
- – сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- – раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- – решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- – сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
- – составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
- – создавать образ на основе рисунка-схемы;
- – составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
- – располагать предметы в заданной последовательности.
- – понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- – проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Способы определения результативности
- Объектами контроля являются:
- – математические умения;
- – степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
- Виды контроля
- Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:
- Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
- Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
- Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.
- Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого…);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Заполнение диагностической карты.
1.9 Формы подведения итогов
Реализации Программы:
Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: итоговое занятие
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1 Перспективное планирование для старшей группы
Месяц | № недели | Вид деятельности | Задачи |
Сентябрь | 1 | Дидактическая игра «Составим узор» | Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. |
2 | Игра – аппликация: «Красивые флажки» | Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук. | |
3 | Декоративная аппликация «Счёт, порядковые числительные» | Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. | |
4 | Музыкально-дидактическая игра «Весёлые человечки» | Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | |
Октябрь | 1 | «Найди(назови) предмет такой же формы» (Стихи) | Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. |
2 | Игра «Фигурки спрятались» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета. | |
3 | «Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки» | Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. | |
4 | Д.и«Подбери по форме» (Загадки) | Закрепить свойства предметов. | |
Ноябрь | 1 | Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» (Стихи) | Определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. |
2 | Д.И«Сосчитай предметы» «Собери цветок», ( Стихи) | Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. | |
3 | Д.и«Составим число», «Считай дальше», «Найди пропущенное число» | Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10. | |
4 | Д.и«Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую» | Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер. | |
Декабрь | 1 | Интеллектуальная игра «Близкие по значению» | Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. |
2 | Д.и.«Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы» | Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела. | |
3 | Д.и.«Узнай фигуру по описанию и покажи её», «Узнай на ощупь» | Развивать мышление, внимание, комбинаторные способности. | |
4 | Д.и. «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» | Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. | |
Январь | 2 | «Задачки на смекалку» | Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого. Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. |
3 | Игра «Волшебный мешочек» Игра «В гостях у Петрушки» (знакомство с конусом) | Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Развивать умение составлять группы предметов по общему свойству. | |
4 | Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, ориентироваться в пространстве. Закреплять понятия: который по счету. Развивать глазомер. | |
Февраль | 1 | «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта» | Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги. |
2 | Игра «Рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» | Закреплять понятия : первый, последний. Познакомить с арифметическими действиями : сложение, вычитание. Развивать наблюдательность и счет в пределах десяти. | |
3 | Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. Развивать аналитическое мышление умение выделять общие признаки в фигурах путём сравнения. | |
4 | Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Учить составлять число из двух меньших, оперировать числовыми значениями цветных полосок. Закреплять понятия: больше, меньше, со знаками <, >. Развивать умения осмысливать отношения между рядом стоящими числами. | |
Март | 1 | Игры – путешествие во времени. «Когда это бывает?» | Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели. |
2 | «Дни недели», «Расставь по порядку». | Формировать представления о последовательности дней недели. Развивать логическое мышление, учить устанавливать закономерность. | |
3 | Игра: «Что сначала, что потом». ( Стихи) | Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов: потому что, из-за того что, поэтому. | |
4 | Игра «Что мы делаем?», (Стихи) | Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. | |
Апрель | 1 | «Распредели числа в домики», «Угадай-ка» | Закрепление состава числа первого десятка Развитие логического мышления, речи, внимания. Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр. |
2 | Игра «Чей домик» | Развивать внимательность, учить ориентироваться на листе, формировать четкое представление о вертикали-горизонтали, столбике-строчке. | |
3 | Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов | Закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук. | |
4 | Игра «Составим число», «Отгадай число» | Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10). Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10. | |
Май | 1 | Математический турнир «Поможем Незнайке» | Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов. |
2 | «Найди пару» | Формировать умение видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление. | |
3 | «Отгадывание загадок» | Развитие логичности мышления Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | |
4 | Олимпиада «Математика - царица наук» | Развивать у детей умение оперировать знаниями по математике. Объективно оценивать свои возможности. Развивать доказательную речь и речь-рассуждение. |
Перспективное планирование для подготовительной группы
Месяц | № недели | Вид деятельности | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Живая неделька» | Закрепить дни недели. |
2 | «Собери квадрат» | Упражнять в составлении квадратов из частей. Упражнять в составлении квадратов из частей. | |
3 | «Числовые домики» | Закрепить числа до 10 из двух меньших. | |
4 | «Чудесный мешочек» | Упражнять в счете с помощью различных анализаторов. | |
Октябрь | 1 | Д/и «Торопись, да не ошибись». | Развивать внимание детей при отгадывании задач-шуток. |
2 | Д/и «Кто быстрее назовет?» | Развивать мышление, сообразительность. | |
3 | Д/и «Какой цифры не стало?». | Развивать внимание, речь. | |
4 | Д/и «Назови соседей». | Закрепить знание числового ряда от 0 до 10. | |
Ноябрь | 1 | «Устный счет прямой и обратный» «Танграм» «Дорисуй узор» | Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию. |
2 | «Хлопки» «Рассели жильцов» «Кто получился? » «Помоги самолету пролететь через облака» | Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер Учить детей выполнять задания на развитие логического мышления. | |
3 | «День и ночь» (какая цифра исчезла) Интерактивная доска «Забавная арифметика» Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу» | Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10 Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания. Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику. | |
4 | «Веселый счет» «Распорядок дня» «Четвертый лишний» «Украсим полянку» | Закрепить умение по сигналу строиться по 2, 3 и 4 человека. Закрепить понятие о времени, режиме дня. Развивать умение классифицировать и обобщать. Развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги. | |
Декабрь | 1 | Игра «Вверх вниз по числовой лестнице». | Закреплять счёт в пределах 20. |
2 | Д/и «Трудные виражи». | Развивать точность движений при ориентировке на листе бумаги. | |
3 | Игра «Посели фигуру в свой дом». | Закрепить знания о величине, форме, свойствах геометрических фигур. | |
4 | Д/и «Кто знает, пусть дальше считает». | Совершенствовать навыки счёта в пределах 20. | |
Январь | 2 | Д/и «12 месяцев». | Упражнять в умении называть месяцы по порядку и по временам года. |
3 | «Считай не ошибись» «Веселый счет» «Что сначала, что потом? » «Сложи вместе» | Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление | |
4 | «Отгадай загадку» «Задачки от Мальвины» «Дорисуй узор» «Цветные числа» | Упражнять в отгадывании математических загадок на основе воспринимаемой информации. Упражнять в решении задач в стихотворной форме. Учить работать на листе в клетку. Закрепить счет в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, мышление. | |
Февраль | 1 | Д/и «Математический цветок». | Упражнять в умении решать примеры на «+» и «-», развивать внимание. |
2 | Д/и «Гномик-часовщик». | Упражнять в определении времени по модели часов. | |
3 | Д/и «Закончи рисунок». | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | Игра «Найди клад». | Развивать умение работать по инструкции. | |
Март | 1 | Эксперименты «В какомсосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? » Выводы | Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. |
2 | «Веселые цифры» «Разложи по клеточкам» «Что останется? » «Повтори рисунок» «Найди похожие предметы» | Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер. | |
3 | «Измени число» Интерактивная доска «Реши примеры» «Найди похожие кораблики» «Помоги щенку пройти к домику» | Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление | |
4 | «Не ошибись» Перфокарты «Неделька», «Времена года» «Соедини точки по порядку» «Число – головоломка» | Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20 Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление. Совершенствовать умение детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. | |
Апрель | 1 | Д/и «Перелёт птиц». | Упражнять в расположении предметов (справа, слева, выше, ниже, между). |
2 | Д/и «Кто больше увидит?». | Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету, форме, размеру). | |
3 | Д/и «Взлёт ракеты». | Закрепить обратный счёт. | |
4 | Д/и «Поставь цветы в вазы» | Развивать зрительное восприятие. | |
Май | 1 | Д/и «Весёлые задачи». | Закреплять умение выкладывать модели задачи, используя математические знаки, закрепить знание условия, вопроса задачи. |
2 | «Волшебная палочка» Решение задач «Исправь ошибку художника» «Дни недели» | Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели. | |
3 | «Подбери пару». Решение задач Решение примеров Задачи на смекалку Графический диктант | Закрепление пройденного материала | |
4 | «Молчанка» «Назови соседей» Интерактивная доска - «Учимся определять время по часам» «Геометрическая мозаика» | Закрепление пройденного материала |
2.2 Содержание учебного материала
1 год (старшая группа)
Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.
2 год (подготовительная группа)
Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.
Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.
2.3. Направления работы
Направление: «Социально – коммуникативное и познавательно-речевое развитие».
Области : познание, развитие речи, чтение художественной литературы.
2.4. Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности:
Словесные методы:
— описание
— рассказ
— беседа
Наглядные методы:
— показ
— имитация
— звуковые и зрительные ориентиры
— использование наглядных пособий.
Практические методы:
— игровые приемы
— конкретные задания
— поддержка и помощь.
Приемы:
— объяснение
— показ
— пояснение
— повторение
— подражание
— вопросы
2.5. Интеграция образовательных областей
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционольного интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживании, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности л своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих, видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
III. Организационный раздел
3.1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методическое сопровождение
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Консультация «Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта» Оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта. |
Октябрь | «Вечера вопросов и ответов» Как учим детей формированию элементарных математических представлений Расширить представления родителей по обучению математике, обмен семейным опытом. |
Ноябрь | Консультация «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. |
Декабрь | Выставка творческих работ родителей и детей «Ориентировка во времени» Расширить представления детей по ориентировки во время |
Январь | Беседа «Весёлые занятия дома» Развитие интереса к математике у дошкольников. |
Февраль | Консультация «Формирование элементарных математических представлений как средство интеллектуального развития дошкольников» Показать значимость влияния интеллектуального развития на формирование элементарных математических представлений |
Март | Тематическая консультация «Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве» Дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве |
Апрель | Кроссворд в уголке для родителей «Математические понятия» Закрепить математические понятия у родителей |
Дидактические материалы:
- Строительный набор (объемные тела);
- Кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо куб», «Занимательные кубики»;
- Игры Никитина «Сложи квадрат», «Дроби»;
- Цветные счетные палочки Кюизенера – «Число головоломка», «Составь число», «Подбери цифру», «Дополни», «Цветные коврики», «По порядку становись», «Что пропустили?», «Больше – меньше».
- Логические блоки Дьенеша – д/и «Логические кубики», «Найди пару», «Угощение для медвежат», «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр».
- Игровые наборы «Дары Фребеля»- «Доли», «Геометрические фигуры», «Цвет и форма»; «Счетные бусы для устного счета» - серии «от 1 до 10», «от 1 до 20», «от 1 до 100» для знакомства с числами, цифрами и арифметическими действиями; «Математическая пирамида»- сложение до 100, вычитание до 100, вычитание и сложение до 20; д/и - «Волшебный мешочек», «В мире фигур», «Капризная принцесса», «Большая стирка», «Туристический автобус», «Одного поля ягоды».
- Конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Лего»;
- Рамки вкладыши «Монтессори»;
- Арифметическое домино;
- Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
- Мозаика детская;
- Набор карточек с цифрами от 0 до 20;
- Счетная и ученическая линейка.
- Счетные палочки;
- Набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
- Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
- Набор игрушек;
- Набор плоскостных и объемных фигур;
- Интерактивная доска;
- Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели».
3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабушкина Т.М. Математика. Нестандартные занятия. М.: «Корифей», 2009
- Волина В. Праздник числа. М.: «Знание», 1994
- «Занимательная математика» Г.П.Попова; В.И.Усачева. Волгоград – 2007г.
- Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова. Москва ООО «Издательство «Варсон» 2014г, Самара ООО «ТД «Светоч» 2014г.
- «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая. Санкт – Петербург – 2004г.
- «Математика от 3 до 7» З.А.Михайлова; Н.С. Камышан; Т.В. Лагода».
- «Математика: числа второго десятка» Т.Н.Канашевич. Минск – 2008г.
- «Математика для детей дошкольного возраста» В.В.Зайцев. Москва – 2001г.
- Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и логическими играми. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»
- Метлина Л. С. Математика в детском саду. М.: «Просвещение»,1984
- Новикова В. П Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет.
- «Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г. Петерсон; Н.П.Холина. Москва – 2004г.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: «Просвещение», 1981
- Шорыгина Т. А.Формирование временных представлений. М.: «Просвещение»,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по Формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы группы По программе "От рождения до школы"
Перспективный план по математике...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы
Дидактические игры для детей подготовительной группы. которые помогут воспитателю формироватьэлементарные математические навыки....
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе.
Программа по формированию эелементарных математических представлений составлена в соответствии с лексическими темами....
Авторская программа по формированию элементарных математических представлений «Учимся со сказкой»
Авторская программа предназначена для формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки, выявления эффективности воздействия сказки на развитие интеллект...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы (картотека)
Картотека игр по ФЭМП у детей 6-7 лет...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы «Незнайка в гостях»
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы«Незнайка в гостях»Цель: учить видеть равное количество разных пре...