Весёлая математика дома
методическая разработка (старшая группа)

Улюшкина Ольга Владимировна

Данный материал предназначен для использования родителями в развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_matematika_doma.docx306.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Весёлая математика дома.

Из-за эпидемии коронавируса  закрыли на карантин школы и детские сады, миллионы родителей сейчас придумывают, чем занять детей в изоляции.

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию рекомендации по развитию математических способностей детей.

Для ребёнка-дошкольника математика – это особое «Тридевятое царство, тридесятое государство». Ребёнок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека.

Математика - это своего рода мир идей. Ребёнок хорошо умеет отличать мир математики от мира физических предметов. Так число пять может проявить себя в виде пяти яблок, монеты, пяти лет или отметки в дневнике. Но само число не сводимо к кучке яблок или пальцам руки. Формирование внимания ребёнка исключительно на количественной характеристике числа неправомерно и затрудняет впоследствии формирование абстрактной идеи числа.

Именно поэтому мы предлагаем говорить детям о математике как особом мире, который существует прежде всего в сознании людей. Взрослый при этом становится проводником в этот мир, рассказывает ребёнку о законах математики.

 Уважаемые мамы и папы! Математика – это точная наука. И чтобы ваши занятия по обучению ребёнка математике не превратились в школьные уроки, предлагаю вам отправиться в мир математики с помощи игры. В игровой форме родители могут привить ребёнку  знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развивать  память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное – это привить дошкольнику  интерес к познанию. Используйте в развитии ребёнка и занимательные вопросы, и математические игры, и головоломки, и логические концовки, и загадки, считалки, пословицы, поговорки, задачи в стихотворной форме.

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы ребёнок различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое.

Игровая деятельность по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Математических игр для занятий с детьми очень большое множество. Например:

  • Игра "Наоборот". Родитель называет величину, а ребёнок должен сказать её противоположность. Например, толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий и т.д..             
  • Игра «Сравни» заключается в определении без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения. Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
  • Игра "Назови соседей". Взрослый называет число, а ребенок - его соседей. Например, родитель  говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
  • Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
  • Игра "Найди пару". Перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы. Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
  • Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
  • Игра «Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для ребёнка - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
  • Игра «Найди предмет по форме». Родители выбирают геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, треугольник, овал). Задача ребёнка найти в окружающем пространстве предметы такой же формы, которую вы выбрали.
  • Игра «Сложи фигуру». Вы будете  превращать обычные палочки в разные фигуры. Например, возьмите 4 палочки и выложите из них квадрат. Теперь возьмите ещё одну палочку и положите её в середину квадрата так, чтобы у вас получилось два треугольника. Или, возьмите 6 палочек и выложите из них прямоугольник. Снова возьмите ещё одну палочку и положите её так, чтобы у вас получилось два квадрата, и т.д.
  • Игра «НАЙДИ И НАЗОВИ». Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Родитель  просит показать различные геометрические фигуры, например: - большой круг, - маленький синий квадрат и т.д.

  • Игра с мячом « Отвечай быстро». Родитель бросает мяч ребёнку и задаёт ему вопрос (например, сколько пальцев у человека?- Сколько углов у прямоугольника?

- Сколько углов у треугольника?- Сколько углов у круга?- Сколько огней у светофора?

- Сколько ушей у зайца?- Сколько у тигра лап?- Сколько лапок у птицы?. Ребёнок возвращает мяч родителю, отвечая на вопрос.

  • Игра: «Угадай, сколько в какой руке». Родитель берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет ребёнку, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит ребёнка угадать, сколько предметов в какой руке.

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены  простейшие математические отношения.

1. « Что за птицы пролетают

     По семёрке в каждой стае

     Вереницею летят

     Не воротятся назад»

     (Дни недели)

2. Назовите мне три дня подряд, не пользуясь числами и названиями   дней недели (вчера, сегодня, завтра)

3.Сколько всего дней недели и назовите их по порядку.

4. Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня … (квадрат).

5. Встали цифры, как отряд,

В дружный числовой свой ряд.

Первой по порядку роль

Нам сыграет цифра…

Ответ: ноль

6. Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою…

Ответ: четыре

7.Сколько раз в дверь нужно постучать?

   Сколько будет двойка плюс один?

   Поскорее нужно это отгадать,

   Эта цифра с буквой З — один в один.

   Ответ: три

Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросы в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математику. Например:

1.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? /Двое/

2.Сколько концов у палки? /Два/

3.У какой фигуры нет ни начала, ни конца?/Круг/

4. На ветке сидело несколько птичек. Потом четыре улетели, и осталось только 2 птички. Сколько их было вначале?/Шесть/

5. Саша и Митя рисуют красным и синим карандашом. Саша рисует не синим.

Каким цветом рисует Митя?/Синим/

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».  Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребёнок не очень возбуждён и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное.

Дома обращайте внимание детей, на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Задавайте вопросы, например: “Здесь больше мальчиков или девочек?”, “Давай сосчитаем, сколько машин во дворе”, “Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое”, “Сколько этажей в этом доме?”, «Сколько стульев в комнате?».

Кухня – отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Испеките с ребенком обычное печенье и печенье в виде цифр. Пусть ребенок помогает вам лепить колбаски и складывать из них печенье – цифру. А после выпечки изучайте цифры и сортируйте печенье соответственно цифре, а также угощайте ими всех членов семьи. Также из печенья можно складывать длинные и короткие дорожки, высокие и низкие башни.

На кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки. Измерить условной меркой сыпучие продукты.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой – к моей левой. Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра.

Идя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния – какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Когда ребёнок рисует, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял  такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка).  Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Покажите ребёнку номер своего телефона и поинтересуйтесь, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

Дорогие родители, для развития математических способностей детей дома вы также можете воспользоваться наглядным материалом. Их очень большое количество, ниже представлены ряд примеров.

Математика в 5 лет, занятия по математике для детей в 5-6 лет             Развивающие игры в картинках для детей 5, 6 лет                Задания по математике в картинках для детей 5-6-7 лет распечатать ...   

Занимательная математика и счет для дошкольников        Иллюстрация 6 из 8 для Смекалочка. Занимательная математика ...           РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Занимательные Задания по математике

В заключении, хотелось бы отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Весёлая математика дома"

Оказать помощь в освоении детьми элементарных математических представлений....

"Весёлая математика дома"

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Но если взрослым  удаётся поддерживать интерес к данному предмету ещё в дошкольном возрасте детей, учи...

Консультация для родителей " Весёлая математика дома"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №25 Звёздочка»     Консультация для родителей «Веселая математика дома»...

Весёлая математика дома.

Подборка  игр и упражнений для обучения ребёнка элементарным математическим представлениям в кругу семьи....

Консультация для родителей "Весёлая математика дома"

Консультация "Весёлая математика дома"...

Консультация для родителей "Весёлая математика дома"

Консультация для роителей по математике...