Игротека по математике для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)

Золотарёва Надежда.

Цель игры:

Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, соотнесения количества предметов с цифрой, в составлении и  решении задач, в ориентировке в пространстве, в счете, в развитии мышления, зрительной памяти, внимания.

Формировать положительную учебную мотивацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_matemat_igr.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 «Колокольчик»

Игротека по математике

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Н.С.Золотарёва

воспитатель

г. Сургут, 2018 г.

Игра №1  «Весёлая логика»

Цель игры:

Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, соотнесения количества предметов с цифрой, в составлении и  решении задач, в ориентировке в пространстве, в счете, в развитии мышления, зрительной памяти, внимания.

Формировать положительную учебную мотивацию.

Методы и приемы игры:

Словесный метод:  вопросы к детям, объяснение.

Наглядно-практический метод: работа с карточками.

Игровой: Игра «Живая неделька»

Материал: индивидуальные карточки для составления и  решения задач, цифровые карточки от 3-10, числовые карточки, ручки, геометрические фигуры, стимулирующий оценочный материал «медали».

Ход игры.

Содержание задачи игры.

1. Организационный момент

Игра №2 «Живая неделька»

Нужно расставить правильно дни недели.

На столе лежат карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и выстройтесь по порядку.

Задание: «вторник» топни ногой три раза

Четвертый день недели назови своих «соседей»

Понедельник хлопни один раз

Третий день недели сделай шаг вперед

Пятница два шага назад.

Шестой день недели назови своих соседей

Седьмой день недели назови дни недели по порядку

II. Введение в тему

Игр №3 «Умники и умницы»

– Сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы».

За ответы я буду давать медали, но только тем, кто будет отвечать правильно, полным ответом.

Задание 2

– Какие времена года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)

– Какое время года сейчас? (Весна)

– Какой из названных месяцев зимний? (Май, декабрь, апрель).

– Какой из названных месяцев летний? (Сентябрь, июль, февраль)

– Какой из названных месяцев осенний? (Октябрь, март август).

– Какой из названных месяцев весенний? (Декабрь, май, июнь)

– Сколько месяцев в году? (12)

Задание 3

– Сравни количество предметов, впиши нужные знаки и цифры в пустые клеточки. (Приложение 1)

Задание 4

– Придумай по картинке задачу. Реши её и запиши решение. (Приложение 2)

Игра №4 «Найди пару»

На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 3 до 10(по одной на каждого игрока). На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.

Правила игры. По сигналу (звук бубна) играющие берут по одной карточке с цифрой, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть  отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место на ковре, «очерченное» толстым шнуром)

Задание 6

За морями, за горами,

За дремучими лесами.

На пригорке впереди

Что увидел ты, скажи?  

(Ответ: квадрат)

Слева

Справа

Позади

7. Итог

– Посчитайте сколько медалей у каждого?

– А сколько все вместе заработали?

– Дорогие ребята! я очень рада за вас.  Посмотрите, какими вы стали  умницами  и умниками.

– организация детей на занятие

– закрепление дней недели

– развитие мыслительной деятельности

Игра №5  «Путешествие по волшебной стране»

Цель игры:

Продолжать формирование мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификации).

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить лишний предмет.

Упражнять детей в счете в пределах 10; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; уравнивать неравное число предметов двумя  способами.

Сравнивать предметы по длине, развивать логическое мышление, сообразительность.

Уточнить представление детей о последовательности дней недели.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Воспитывать интерес к  математическим занятиям.

Воспитывать стремление оказать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы игры: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнение на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, пальчиковой гимнастики.

Материал: конверт с текстом письма от Буратино; картонные ключи (4 штуки); изображение ворот с замком; 2 больших и 3 маленьких синих квадрата, 2 больших  и 2 маленьких красных круга; карточки со схематичным изображением человечков и рожиц для игры «Найди лишнюю»; 5 полосок разной длины; карточки с разным количеством картинок; набор цифр на каждого ребенка; небольшие картонные ключики на каждого ребенка для подарка.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. А прислал его нам Буратино. Послушайте, что он пишет:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Очень хотел побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой «Волшебной стране», но мой самолет сломался, и я  не могу к вам прилететь. Да и в «Волшебной стране» случилась беда – её захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я  надеюсь, что вы не оставите их в беде, и  пройдя все  испытания, которые  встретятся вам на пути, сможете расколдовать «Волшебную страну» и освободить её жителей. Буратино.

Воспитатель. Ребята, а чтобы попасть в «Волшебную страну», нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку.  Но сначала давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали

И открыли…

Воспитатель. Вот из этих ключей  нужно подобрать ключ, который мог бы открыть замок.

– Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему? (Ответы детей)

Скважина замка и шляпки ключей имеют  определенную  геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик.

Воспитатель. Ключик  подобран правильно, ворота открыты и мы  оказываемся в «Волшебной стране»  посмотрим, что же еще необычного нас ждет впереди.

Игра №6 «Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель. Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи  друг на друга, но вот одна  из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы детей)

– Чем она отличается от остальных? (Ответы детей)

– Сколько всего забавных человечков? (Ответы детей)

– Которая по счету лишняя фигура? (Ответы детей)

Воспитатель. Злые волшебники, которые захватили «Волшебную страну», перепутали цифры с картинками.

– Ребята,  под каждой картинкой поставьте цифру соответственно количеству предметов на картинке.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель.  Дальше,  нам нужно идти по самой длинной дорожке. Как узнать где здесь самая длинная дорожка?

(Дети сравнивают и выбирают самую длинную дорожку)

– Вот мы и пришли к следующему испытанию

– Сколько мячей в левом прямоугольнике? (Восемь)

– Сколько в правом? (Семь)

– Что можно сказать об их количестве? (Мячей в левом прямоугольнике больше, чем в правом, на один)

– Что нужно сделать, чтобы мячей в левом и правом прямоугольнике стало поровну, по восемь, по семь. Ответы детей)

Игра №7  «Распредели фигуры»

Воспитатель.

– Какие  фигуры вы здесь видите? (Ответы детей)

– Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру)

(Дети группируют фигуры по форме, по цвету, по размеру)

Воспитатель.  Каждый день недели всегда шел за определенным днем, злые волшебники перепутали все дни недели. Помогите, пожалуйста, расставить их по порядку.

Таня, назови дни недели по порядку!

Паша, Какой сегодня день недели?

Влад, какой день недели будет завтра?

Полина, какой день недели был вчера?

– Сколько дней вы  ходите в детский сад? Назовите их.

– Сколько дней отдыхаем? Назовите их.

– Какой день недели между средой и пятницей?

Когда дети выполнят задание, входит Буратино. Он радуется встрече с ребятами. И говорит, что нисколько не сомневался, что дети откликнутся на его просьбу и помогут жителям «Волшебной страны».

БУРАТИНО. Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также  дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.

В знак благодарности дарит каждому ребенку на память «золотой» ключик.

Игра №8 По сказке  «Гуси-Лебеди»

Образовательные задачи игры.

Формирование количественного счета в пределах десяти с участием зрительного анализатора.

Закрепление в речи количественных числительных ответов на  вопрос «Сколько всего?»

Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

Формирование навыков пяти  предметов по длине на глаз; умение пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче).

Развивающие  задачи.

Развитие  мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи.

Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Печка, яблонька, речка, сковородки, пирожки, яблоки, доски разных размеров по длине, половик, геометрические фигуры.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-Лебеди»

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей,  появление героя, сюрпризный момент.

Ход игры:

I. Организационный момент

Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.

Аня! кто у тебя стоит справа?

Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т.д.

II.

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. А какие вы сказки знаете?

Дети. Называют сказки

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие  по сказке, послушайте, какие герои живут в этой сказке: Машенька, Иванушка, Баба Яга, печка, яблонька, гуси.

Дети. Это сказка  «Гуси-лебеди»

Воспитатель. Правильно. Кто её написал?

Дети. Народ, это русская народная сказка.

Воспитатель. Вправо, влево повернитесь на полянке очутитесь. Что первое повстречалось Машеньке на пути?

Дети. Печка

Воспитатель. Что стоит на печке?

Дети. На печке стоят сковородки

Воспитатель.  Печка приготовила нам задание. Посчитать сколько пирожков в каждой сковородке.

Воспитатель. Возьмите каждый по сковородке, подойдите к столу,  сосчитайте и подберите  соответствующую цифру к количеству пирожков.

Дети выполняют задание

Воспитатель.  С этим заданием мы справились, молодцы!  Что дальше встретилось Машеньки на пути?

Дети. Яблонька.

Воспитатель. Яблонька тоже приготовила нам задание. Нужно сосчитать, сколько  яблок на яблоне? Полина, сосчитай, сколько всего яблок на яблоне?

Дети. На яблоне всего  семь яблок.

Воспитатель. Артем, сколько красных яблок?

Дети. На яблоне три красных яблока.

Воспитатель. Даша, сколько зеленых  яблок?

Дети. На яблоне четыре  зеленых яблока.

Воспитатель. Каких яблок больше и на сколько?

Дети. Зеленых яблок больше на одно.

Воспитатель. На какую форму похоже яблоко?

Дети. Яблоко похоже на шар.

Воспитатель. Молодцы и с этим задание мы справились, а что же дальше повстречалось на пути Машеньке?

Дети. Дальше Машенька повстречала речку.

Воспитатель. Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?

ответы детей

Воспитатель. На какую форму похожи доски?

Дети. Доски похожи на прямоугольник.

Воспитатель. Ребята? чтобы построить мостик нужно разложить доски от самой короткой до самой длинной

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Первая доска, какой длины?

Дети. Самая короткая, затем чуть-чуть длиннее, еще длиннее, еще длиннее и самая длинная.

Воспитатель. И с эти заданием мы справились Молодцы! Идем дальше. Гуси-лебеди, нас не пропускают,  давайте послушаем, что они хотят нам сказать. «Назовите геометрические формы»

Дети выполняют задание. Появляется Баба-яга.  Нюхает.

Баба Яга. Детским духом пахнет, ой, сколько вас много, А как вы до меня добрались? кого на пути встречали? (Ответы детей)

Воспитатель: Баба Яга, а что у тебя в кувшине?

Баба Яга. Приготовила волшебный напиток, а  из чего не помню. Старая  я стала, глаза мои плохо видят, да и руки уже не те стали помогите мне, узнать из каких ягод я приготовила напиток? А для этого нужно собрать картинку.

Дети выполняют задание.

Баба Яга. Спасибо вам помогли,  я вас угощу волшебным напитком,  чтобы вы могли вернуться обратно в группу.

Воспитатель. Мы с вами  в группе.

Игротека №9 «Путешествие в страну Кукляндию»

Образовательные задачи игры:

Совершенствовать умение детей в составлении и решении арифметических задач на сложение и вычитание.

Закреплять навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.

Закреплять с детьми значение знаков - больше >, меньше <, равно =

Закрепить умение детей выделять и называть цифры

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Способствовать развитию речи, наблюдательности, мыслительной активности , умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Активизировать развитие зрительного и слухового внимания . памяти, логического мышления.

Развивать мелкую моторику рук . координацию движений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать объяснение, поднимать руку , если готов ответить на поставленный вопрос.

Стимулировать проявление нравственно-волевых усилий в преодолении трудностей в ходе решения.

Уметь доводить начатое дело до конца, поиск ответа для получения правильного результата.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1.Игровая ситуация , игровой прием

2.Вопросы к детям

3.Хоровые и индивидуальные ответы

4.Показ способов действия

-5.Пальчиковая гимнастика

6.Физкультминутка

7.Объяснения

ПРОПЕДЕВДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Создание игротеки «Любимые игры у нас в гостях» - обмен домашними играми детей.

«Игра напрокат» - домашнее задания по математике по закреплению пройденной темы на основе групповых дидактических игр.

Организация сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием «Магазин», «Почта», «Детский сад», «Театр», «Семья».

Чтение стихов С.Маршака «Веселый счет» ,М.Мышковской «Математика в стихах и картинках».

Чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик»

Экскурсия в магазин, на почту - знакомство с трудом продавца и работника почты

Индивидуальная работа

Проконтролировать правильное выполнение задачи с помощью цифр и знаков.

Развивать навыки самоконтроля у детей.

Напомнить о том, что цифры нужно брать правой рукой и выкладывать слева направо.

Дифференцированный подход

Детям с высоким уровнем – предложить составить за дачи на вычитание в пределах 10

Детям со средним уровнем развития – предложить составить задачи на сложение в переделах 10.

Детям с низким уровнем задачам – составление и решение задач на сложение в пределах 5

Материал, оборудование игры:

Набор математических знаков, набор цифр, карточки для составления арифметических задач, магнитофон (музыкальное сопровождение)

Демонстрационный материал:

Конверт с письмом и заданием (большой), плоскостное изображение ворот с замком, карточки – коды для замка с цифрами,  «Числовая дорожка», плоскостное изображение театра кукол, модель золотого ключика, игрушка- кукла Буратино.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу почтальон принес необычное письмо. Адресовано оно нам , но от кого не понятно. На нем нет ни обратного адреса, ни подписи от кого оно пришло. Хотя посмотрите, на обратной стороне какой-то рисунок. Если мы соединим точки на этом рисунке, то узнаем от кого пришло это письмо.

(Дети слушают)

В: - Пожалуйста, Вика начинай соединять точки. Ты соединишь только три точки, а дальше продолжит кто-то другой. С какой цифры ты начнешь?

Вика: Я начну с цифры 1. (соединяет 1,2,3)

В:-Дальше  продолжит  Ксюша, пожалуйста. С какой цифры ты продолжишь соединять точки, какая цифра будет следующей?

Ксюша: Я продолжу с цифры 3, и соединю 4,5,6.

В: Правильно молодец. А теперь Даша продолжай дальше.

Даша: Я продолжу с цифры 6, и соединю цифры 7,8,9.

В: Молодец Даша, продолжает Катя.

Катя: Я буду продолжать от цифры 9, и соединю все оставшиеся цифры – 10, 11,12,13.

В: Умница. Ребята, вы узнали , кто изображен на конверте?

Дети:  Буратино!

В: - Послушайте, что он нам пишет?

«У меня произошла большая неприятность, я потерял свой золотой ключик. Я вас прошу, пожалуйста, приезжайте ко мне в гости, в страну «Кукляндию» и помогите мне его нейти. Я верю, что вы справитесь со всеми испытаниями, которые встретятся у вас на пути и поможете мне. Жду вас , ваш друг Буратино».

- Ну что ребята, поможем Буратино?

Дети: Да, поможем.

В: - Тогда сейчас все вместе отправляемся в волшебную страну «Кукляндию». Закрывайте глаза, я говорю волшебные слова (Крибле, крабле, бумс), и вот мы в стране нашего друга Буратино.

Задание 1.

В: - Посмотрите, нас встречают сказочные ворота страны «Куеляндии» . А вот и первое задание; на воротах висит кодовый замок. Посмотрите, подумайте какие цифры здесь зашифрованы, а помогут вам карточки с цифрами- кодами. Какая карточка подходит к нашему замку, и почему?

Дети: слушают, затем выполняют задание.

В: молодцы, код подобран правильно, ворота открыты и мы можем пройти в волшебную страну.

Задание 2.

В: перед нами числовая дорожка. Чтобы пройти по этой дорожке, вы должны сравнить числа и правильно поставить знаки (больше, меньше, равно).

(У детей по два знака, ребёнок выбирает правильный знак, и объясняет , почему поставлен именно этот знак)

В:- Саша, почему ты поставил знак равно? ( ответ ребёнка)

 - Даша, почему ты поставила знак больше? (ответ ребёнка)

 - Игнат, почему ты поставил знак меньше? (ответ ребёнка)

В: молодцы, и с этим заданием вы справились. Дорожка свободна, но нас ждет еще одно испытание. Готовы?

Дети: Да , готовы?

Задание 3.

В: - Посмотрите, это волшебная школа страны «Кукляндии» и нас ждет задание. (приглашаю детей сесть за столы, напоминаю о правильной посадке за столом и правильной осанке). Очень интересное и трудное задание придумала для нас хитрая Лиса-Алиса.

- Для каждого из вас приготовлена карточка. Внимательно посмотрите, подумайте и составьте задачу по своей карточке. (дети рассматривают карточки, выполняют задание).

В: - Катя,  расскажи свою задачу. На какое действие твоя задача? (ответ ребёнка).

Воспитатель спрашивает ещё двух ребят, и они отвечают.

- Молодцы, а теперь запишите решение своих задач с помощью цифр и знаков. (дети выполняют задание)

Воспитатель спрашивает троих детей о выложенных примерах из карточек.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием . А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка от Буратино:

     Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

     Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.

     Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

     Вправо, влево посмотреть, пошагать,

     И на место тихо сесть!

(дети выполняют движения согласно текста)

- Молодцы, хорошо отдохнули! А вот и следующее испытание.

Задание 4.

    - Наверняка это задание от Кота-Базилио, потому что будем считать с закрытыми глазами. (Задание проводится несколько раз)

- Разложите перед собой цифры от 1 до 10. Закройте глаза и внимательно посчитайте на слух, сколько раз я ударю  в бубен. Откройте глаза и поднимите соответствующую карточку с цифрой.

- Саша, карточку с какой цифрой ты поднял? Почему?

Саша: Я поднял карточку с цифрой 7, потому что вы ударили в бубен 7 раз.

Воспитатель спрашивает ещё двоих детей.

- Теперь я усложняю задание. Закройте глаза, и посчитайте сколько раз я ударю в бубен. Внимание – поднимите карточку с цифрой на один больше, чем я ударила в бубен. (дети слушают с закрытыми глазами и выполняют задание)

- Глеб, какую ты карточку  поднял, и почему?

Глеб: Я поднял карточку с цифрой пять, потому что вы ударили 4 раза.

- Теперь вы поднимите карточку цифрой на один меньше, чем я ударю количество раз в бубен.

- Маша, какую карточку ты подняла, и почему?

Маша: Я подняла карточку с цифрой 8, потому что вы ударили в бубен 9 раз.

- Молодцы, вы отлично справились. И вот совсем близок конец нашего путешествия.

Задание 5.

- Нас ждет последнее задание от Черепахи-Тортиллы. Ведь именно она знает, где  спрятан золотой ключик. Перед нами кукольный театр страны «Кукляндии». Именно в этом театре и надо искать золотой ключик. Если мы правильно выполним  задание, то обязательно найдём золотой ключик. Необходимо правильно открывать окна театра. Внимание:

- Глеб, открой седьмое окно по счету.

- Вика, открой пятое окно по счету.

- Катя, открой окно между седьмым и девятым. Какое окно по счету ты открыла? (ответ: 8)

- Даша, открой окно между четвертым и шестым. Какое по счету окно ты открыла? (ответ: 5)

- А вот и он – золотой ключик, который мы так долго искали.

Вносится игрушка – Буратино.

Буратино: - Ребята, какие же вы молодцы! Вот он мой золотой ключик, я так рад, что ывы мне помогли, большое спасибо! А что вам показалось самым сложным?

(ответы детей)

Буратино: - А за то, что вы справились со всеми заданиями я дарю вам интересную игру «Весёлое путешествие». До свидание!

Дети: До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"...

Конспект интегрированного занятия по математике "Королевство Математики" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие ориентировано на выявление знаний детей о геометрических фигурах, цифрах, порядковом и обратном счете...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...

Комплексное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Задачи:1. Продолжать учить применять знаки «больше», «меньше» при сравнении цифр.2. Закрепить знания детей о составе числа 5.3. Формировать умение реш...