Актуальность изучения с детьми финансовой грамотности
статья по математике (подготовительная группа)
В современном мире с каждым днём всё больше и больше информации. Человек теряется в предложениях банков, в изобилии рекламных предложений. Изучать финансовую грамотность можно и нужно с детьми в детском саду в форме бесед и игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям.
Однако, ребенок погружается в мир финансов ещё совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах.
В этой ситуации важно, чтобы именно мама и папа донесли до малыша основные принципы финансовой грамотности, создав крепкую базу для будущих познаний ребенка. К тому же небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша.
Так что же входит в понятие финансовой грамотности для ребенка:
Деньги берутся не просто так.
Доминантной основой финансовой грамотности для ребенка должно служить само понятие «денег», в качестве универсального обменного средства, что люди покупают на них необходимые товары/услуги, и (самое главное), что деньги эти не появляются вдруг «у папы/мамы из кармана», но оказываются в том «кармане» в обмен за его папы/мамы работу.
Важно познакомить ребенка с профессиями родителей, объяснить, почему за то что они делают, им платят эти самые деньги. Например: папа работает на заводе, делает микроволновые печки (что угодно иное), а мы в них разогреваем еду (и т. д.), или мама работает программистом, учит компьютер решать нужные задачи, и поэтому мы смотрим мультфильмы (и пр.). Главное следить, чтобы ребенок, с точки зрения его опыта, понимал эти объяснения.
Деньги — не самое важное.
Не менее важно объяснить ребенку, что деньги не являются единственным мерилом отношений, что гораздо важнее дружба, любовь. В этот момент важно помочь малышу усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых отношений, что мама и папа занимаются им (ребенком) не потому что им платят,, а потому что они его любят, и решили заботится о нем.
В этом свете очень спорным является решение выдавать ребенку «зарплату» за уборку по дому, хорошие отметки и пр., перед применением такого воспитательного манёвра следует обдумать моральную сторону вопроса.
Не стесняйтесь говорить с детьми на сложные темы, обсуждайте , что можно и что нельзя купить за деньги, как можно и как нельзя их зарабатывать. Моральные ориентиры человека всегда имеют корни в семье, помните, что именно сейчас вы устанавливаете моральные ориентиры своим детям.
Что же такое — ДЕНЬГИ?
Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.
Представление о стоимости вещей.
Замечательным развивающим занятием для малыша станет предложение сравнить стоимость его любимых лакомств/развлечений (например: шоколадка стоит два банана, покататься на лошадке или три раза на карусельке).
Первые представления о планировании бюджета.
С определенного возраста (4-5 лет) малыша следует познакомить с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок (важно, что бы он понимал, что эти деньги мама/папа доверяют ему, потому что он лучше сможет ими распорядится). Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи-купи» истерики, пусть малыш начинает составлять список желаемого, исходя из «доверенной» ему суммы, неплохой идеей станет и приобретение первых копилок.
Что поможет ребенку освоить азы финансовой грамотности?
Включайте активности, связанные с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности. Как то:
Игры с монетами.
Монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю.
Например, для игры «Найди одинаковые» разложите на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет пара двухрублёвых, рублёвая монета, несколько пятирублёвых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. Попросите малыша найти одинаковые монеты, спросите, на какие признаки опирался ребенок: размер, цвет, элементы дизайна.Для игры «Что изменилось?» выложите в ряд 3-4 монеты разного номинала. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. Уберите из ряда одну монету или поменяйте две из них местами, а затем попросите малыша рассказать, что изменилось.
Для развития внимания и мышления ребенка, получив сдачу в магазине, позвольте малышу разложить монеты по номиналу, а деток чуть постарше можно попросить посчитать, какую сумму вы получили от продавца.
Игра в магазин.
Детки с удовольствием участвуют в сюжетно — ролевых играх, игра в продавцов и покупателей не исключение. Уже буквально с полутора-двух лет можно устраивать игру в «Магазин», постепенно наращивая сложность. Сначала задачей малыша может стать просто наблюдение за процессом перемещения игрушек, например, за мишкой, который пошёл в продуктовый магазин за мёдом. Вашей же задачей будет проигрывание действий и комментирование ситуаций. Со временем уже сам ребенок захочет примерить роль покупателя и продавца, а старшие дошкольники включат в свою игру прейскурант цен и с удовольствием нарисуют игровые банкноты, а также изобретут свои скидки и акции на некоторые товары.
Сюжетно-ролевые игры могут помочь малышу разобраться, из каких шагов состоит поход в магазин, ведь иногда в настоящих супермаркетах бывает слишком много отвлекающих элементов, к тому же сюжетно-ролевые игры прекрасно развивают речь ребенка, его мышление, воображение и внимание.
Включайте ребенка в обсуждение семейного бюджета.
Малышу очень важно почувствовать свою «нужность», поэтому смело подключайте самых маленьких членов семьи к обсуждению покупки машины, поездки в отпуск, выбора подарков и пр.
Разумеется, трёхлетний ребенок не сможет по-настоящему помочь в решении «взрослых» проблем, но небольшие задания станут существенным вкладом в развитие навыков планирования и целеполагания, а также познавательных процессов ребенка.
Собираетесь завести питомца? Попросите малыша назвать необходимые вещи для его содержания: поводок, миска, корм, лежанка. Ребенок, знакомый со счётом, может попробовать посчитать ежемесячные расходы и вместе с родителями проверить цены на необходимые предметы в ближайшем зоомагазине.
Пришло время приобрести машину? Предложите малышу нарисовать знакомые ему виды транспорта и обсудите их эффективность. В зависимости от возраста малыша можно также добавить оценку стоимости и скорости каждого вида. Пусть малыш сделает выводы о целесообразности покупки машины и преимуществах личного и общественного транспорта.
Включение ребенка в процесс обсуждения текущих финансовых вопросов семьи помогает малышу почувствовать себя её частью и способствует сплочению детей и родителей. Небольшие «ответственные поручения» позволяют развивать навыки целеполагания и планирования, знакомят ребенка с принципами реализации проектов, а также становятся существенным вкладом в развитие познавательных процессов.
Не потакайте импульсивным желаниям.
Многие родители выбирают крайние меры, когда речь заходит о походах в магазин с ребенком: одни никогда не берут детей с собой, чтобы избежать лишней нервотрёпки, другие быстро соглашаются на их требования с той же целью. На самом же деле «Хочу-хочу» истерики в магазине не повод для приобретения очередной понравившейся вещи, но прекрасная возможность преподать жизненный урок малышу.
Зеведите ребенку «тетрадь желаний»: пусть ребенок сам нарисует желаемые игрушки (по возможности подпишет их). Каждые две недели предлагайте ребенку ещё раз перелистать все свои желания и выбрать что-то одно. Более старшим детям можно предлагать также денежный лимит и научить копить деньги. С помощью такого упражнения малыш научится расставлять приоритеты и сравнивать предметы, выбирая то, что лучше всего отвечает его текущим потребностям.
Следует, однако же, заметить, чтобы этот метод не вызывал сопротивления у ребенка, взрослые также не должны позволять себе импульсивных решений, заранее составляйте список покупок (желательно с участием ребенка) и старайтесь придерживаться его при походе в магазин.
Научите ребенка накопить на любимую игрушку.
Уже в дошкольном возрасте можно знакомить ребенка с карманными деньгами: пусть сперва это будет совсем небольшая сумма, ведь малыш может потерять их или потратить сразу в ближайшем ларьке. Первое время так и будет происходить, так как ребенок ещё слишком мал, чтобы самостоятельно прийти к идее о накоплении. В этой ситуации невероятно ценным станут ненавязчивые советы родителей.
Представим, что вы даёте ребенку 200 рублей в неделю, а он очень любит игрушечных лошадок. Покажите, что одна фигурка лошадки стоит 200 рублей, лошадка с седлом и наездником 400 рублей, а целый набор «Конюшня» 800 рублей. Спросите, хочет ли малыш накопить на большой набор. Если хочет, покажите, что у него есть выбор: одна лошадка сейчас, лошадка со всадником через 2 недели или целый набор через месяц. Если в итоге ребенок принимает решение копить, следует максимально визуализировать процесс. Посчитайте, за сколько шагов малыш сможет накопить нужную сумму, если будет откладывать все деньги или только часть. Нарисуйте путь накоплений и промежуточные отметки, например, 200, 400 и 600 рублей. Позвольте ребенку закрашивать клеточки каждый раз, когда он добавляет деньги в прозрачную банку-копилку, или используйте небольшие файлики для хранения купюр. Здесь подойдут любые креативные идеи, главное, чтобы малыш понимал смысл происходящего, видел пройденный путь и сколько осталось до желаемого результата.
Ни в коем случае не используйте карманные деньги в качестве рычага давления, помните это не его «зарплата», а семейные деньги, которыми ему доверили распорядиться.
И в заключение.
Умение распоряжаться финансами — очень важный навык современного человека, и развивать его стоит, как говориться «с молодых ногтей». Все эти действия смогут сформировать у ребенка адекватное и бережное отношение к деньгам, что несомненно позволит ему стать успешнее в более взрослом возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-1139773-1556044007.jpg)
«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886281-1485796807.jpg)
Презентация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ»
В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экон...
Актуальность финансовой грамотность в ДОУ.
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005440-1517508443.jpg)
Эссе Актуальность проблем формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться. Оноре де Бальзак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/18/picture-1047150-1531906540.jpg)
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Актуальность.
Консультация для педагогов«Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Актуальность. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1274872-1601897188.jpg)
Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/09/picture-1161462-1568046695.jpg)
Презентация к выступлению "По ступенькам финансовой грамотности" (окружное совещание «Актуальные вопросы формирования финансовой грамотности»)
Представлен опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников...