Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
di_po_matematike_alena.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
№8 «Родничок» городского округа «город Якутск»»
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
для детей старшей группы
Специальность 44. 02.01. Дошкольное образование
Выполнила: Владимирова Алена Ильинична
Якутск, 2017
- Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура»
Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фигурах и форме предметов.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Посылка с карточками | Сюрпризный момент, вопросы к детям | - Тук, тук, тук, к вам пришла посылка (приносят коробку) - Ой, ребята, посмотрите, нам отправили посылку. - Ребята, а коробка маленькая или большая - Давайте же откроем и посмотрим что в нем. (воспитатель открывает коробку и находит письмо) - А тут письмо, давайте я вам прочитаю это письмо «Здравствуйте ребята, я слышал, вы очень выросли и умеете делать все, справляетесь со всеми заданиями. Я вот не смог справиться с одним заданием, поэтому я решил отправить вам эту игру с карточками, я уверен, что вы справитесь с этой игрой. Растите еще большими, будьте здоровыми и послушайтесь своих воспитателей, не балуйтесь. С пожеланиями Незнайка» - Посмотрите, Незнайка нам отправил игру «На что похожа геометрическая фигура». |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Указание | - Давайте поиграем в игру который отправил нам Незнайка. - подберите к геометрическим фигурам предметы такой же формы | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | Карточки и геометрические фигуры | Вопросы к детям | - Какие предметы вы подобрали фигуре овальной формы? (кабачок, огурец, дыня, зеркало и т.д.) - Почему вы к фигуре овальной формы, подобрали эти предметы? - Какой формы огурец? (дыня, кабачок) - Какой формы все эти предметы? - А какие предметы вы подобрали для фигуры круглой формы? (апельсин, мяч, яблоко) - А какой формы Яблоко? - А какие предметы вы подобрали для квадрата? (кубики) - А какие предметы вы подобрали для прямоугольной формы? |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | Вопросы к детям, положительная педагогическая оценка | - Ребята, что мы сегодня делали? - К каким геометрическим фигурам, какие предметы подобрали? - Справились мы с игрой Незнайки? - Молодцы! |
2. Дидактическая игры «Божья коровка»
Цель игры: формировать умение детей правильно соотносить цифру с количеством предметов; счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке; умение узнавать цифры подряд и вразбивку; количественные (один, два, три) и порядковые (первый, второй, третий.) ; числительные от одного до десяти; активизация в речи детей понятий «больше», «меньше», «одинаковое количество», «равно».
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы приемы | Методические указания |
1.мотивация | Божья коровка | Демонстрационный материал | -дети, кто это? -Какого цвета божьи коровки? -что есть у божьих коровок? (цифры) -сколько всего божьих коровок? -что нужно сделать, чтобы узнать, сколько божьих коровок? -сколько всего божьих коровок? |
2.совместная постановка цели (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ) | Кружочки божьей коровки | Объяснение правила игры | -чего не хватает у божьих коровок? -дети, видите на божьих коровок написаны цифры, а на розеточке лежат черные кружочки божьих коровок. -вы должны внимательно посмотреть на цифру, и нужно поставить столько же кружочков сколько нарисовано божьих коровках |
3. Действия (управление деятельность детей) | Логическая система вопросов репродуктивного и продуктивного характера | -дети, получается? -Игорь, сколько ты кружочков положил на божьих коровках? -почему ты положил 5 кружочков? -правильно! Потому что, на божьих коровках нарисовано цифра 5. -и.т.д. с другими детьми. | |
4. результат (итог, рефлексия) | Божьи коровки и кружочки | Вопросы к детям. | -дети, чем мы сегодня занимались? -Какую игру мы играли? -Кто правильно сделал все задания? -вам понравилась игра? - Следующий раз будем играть? молодцы! |
3. Дидактическая игра «Где фигура»
Цель: Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. Воспитывать интерес к математическим играм. Развивать умение определять словом положение предмета по отношению к другому. Размещать предметы в таблице с рядами и столбцами. Узнавать и называть фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник), указывать характерные признаки и элементы фигур.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Мягкая игрушка Зайка | Сюрпризный момент | - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Зайка. Зайка: «Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть всех вас. Мне сказали, что вы очень дружелюбны. Но у меня случилось беда! Никто не хочет со мной поиграть». - Итак дети, поможем Зайке? Поиграем вместе с ней? |
II.Совместная постановка цели (План действий) | - Дети, давайте развеселим Зайчика, она так расстроена. Будем играть с ней в дидактическую игру «Где фигура». | ||
III.Действия (управление деятельностью детей) | Объяснение правила игры | - Но чтобы, приступить в игру, сначала слушаем правила игры. - Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. - Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызываю 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. - Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось. - А теперь начинаем играть. | |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | - Ребята, во что мы сегодня поиграли? - Зайка, понравилось тебе играть с нами? (Да) - Дети, зайке очень понравилось играть с вами, будете ли вы играть с Зайкой в следующий раз? - А теперь Зайке пора домой. Попрощаемся с зайкой (Прощание с Зайкой). |
4. Дидактическая игра «Найди место в ряду»
Цель: Закрепление знаний количественного и порядкового счёта. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Развивать мыслительные операции, внимание; Воспитывать внимательность.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Картина с изображение домика. | Художественное слово: Загадка | - Ребята посмотрите, что это? (Домик). Как вы думаете, кто живёт в этом домике? Отгадайте мою загадку, и вы узнаете кто же живет в этом домике. Хорошо? Проживают умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Карточки с цифрами от 0 до 10. | - Правильно, в этом доме живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Давайте подойдём к своим столам и поможем цифрам найти своё место. Давайте с вами поиграем в игру «Найди место в ряду». | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | Карточки с цифрами от 0 до 10. | Объяснение. Указания. Числовой ряд. Система вопросов продуктивного и репродуктивного характера. | - Перед вами на столе перемешанный набор цифр от 0 до 10. Вы должны разложить цифры по порядку слева направо по моим указаниям. Хорошо? Всем понятны правила игры? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте правильно. - Так, хорошо, назовите все числа от 0 до 10. - Хорошо, а сейчас назовите наоборот все числа от 10 до 0; - Как называется такой счет? (обратный); - Назовите цифры обратно от 8. - А назовите числа после 4. - Назовите соседей числа 3, 7, 10. - Назовите число, следующее за 9, 7, 5. - Назовите предыдущее числу 10, 6, 4, 9. - Назовите число на один меньше чем 3, 9, 18, 10. - Назовите число на один больше чем 6, 5, 7, 4. - Молодцы, справились с заданием. Теперь каждое число нашло свое место в домике. |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | Вопросы к детям. Положительная пед-кая оценка. | - Вам понравилось игра? - Как она называлась? - Кто мне расскажет правила игры? - Какие числа вы находили и разложили по порядку на стол? - Кто все разложил правильно? Поднимите руки. - Молодцы все очень постарались. Умницы. |
5. Дидактическая игра «Задачки в стихах»
Цель: воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Посылка с карточками | Вопросы к детям | - Ребята, а вы знаете, что такое задача? - Любите решать задачи? |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Указание | - Сейчас мы с вами решим несколько задач. Внимательно слушайте! | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | Карточки с задачами | ЧХЛ | - Четыре гусенка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей, Сколько всего в воде малышей? (шесть) - Семь веселых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться – Сколько свинок у корытца? (Пять) - С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Три кричат вослед за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярки звезд пропало, С неба звездного? (Четыре) - Пять цветочков у Наташи И еще два дал ей Саша. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет два и пять? (семь) - Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки: Три сынка, а сколько дочек? (Три) |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | - Ребята, вам понравились задачки? - Кто сколько задач решил? - Хотите в следующий раз еще будем решать задачи? |
6. Дидактическая игра «По порядку становись»
Цель: счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширить пространственные представления, совершенствовать двигательные навыки.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы приемы | Методические указания |
1.мотивация | Карточки с цифрами. | Наглядный материал Музыкальное сопровождение | -Ребята, отгадайте загадку, и догадывайтесь в какую игру играть будем. Проживают в умной книжке -дети, мы сейчас будем играть в игру «По порядку становись» |
2.совместная постановка цели (план действий) | -Дети, берите отсюда каждый по одной карточки. -у всех досталось карточка? -покажите мне свои карточки, поднимите на вверх. | ||
3. Действия (управление деятельность детей) | Карточки | Логическая система вопросов репродуктивного и продуктивного характера | -У тебя на карточке какое число? -а у тебя на карточке какое число? -хорошо, а сейчас будет играть музыка, а вы должны танцевать пока не остановится музыка. Когда музыка остановится, вы должны встать по порядку от одного до 10. (Музыка играет, дети танцуют) (музыка останавливается) - смотрим, друг другу все правильно встали? -какая ты цифра по счету? (4) -назови своих соседей (3,5) -а ты, на каком месте стоишь по счету? -назови соседа, которого стоит перед тобой. -назови соседа, которого стоит после тебя. -хлопай столько раз, на каком месте стоишь по счету (7) -сделай прыжок столько раз, на каком месте стоишь по счету. -а теперь поменялись карточками. ( играет музыка) -а теперь встаем наоборот от 10 до 1. -посмотрите друг на друга, все правильно встали? -и.т.д. и с другими детьми |
4. результат (итог, рефлексия) | Вопросы к детям. | -дети, вам понравилась игра? -В какую игру мы играли? -кто правильно ответил на все вопросы? -Кто каким числом были? |
7. Дидактическая игра «Найди свою пару»
Цель: совершенствовать умение узнавать и называть цифры в пределах 10-ти. Закрепить навыки счёта от 1 до 10, закреплять понятие «пара», формировать умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие между количеством картинок на карточке и отрезком натурального ряда, закреплять умение ориентироваться в движении. Развивать мышление, память, речь, внимание, вырабатывать у детей смелость, любознательность, аккуратность, доброжелательность, желание помогать друг другу. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Художественное слово загадка, положительная педагогическая оценка. | - Дети, отгадайте-ка загадку: У меня есть две игрушки, Завтра дам одну Ванюшке. День рождения у Вани, Отнесу ему коня. Сколько же игрушек станет Завтра дома у меня? - Молодцы, это число один. | |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Объяснение | -Дети, сейчас мы с вами будем играть в игру. Она называется «Найди свою пару». Подойдите все к столу. | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | цифровые, числовые сюжетные и бессюжетные карточки (карточки Лая), бубен, стол. | Логическая система вопросов продуктивного и репродуктивного характера, объяснение, указание | (показываю карточки с цифрами) - Что это? – Цифры. – Какие эти цифры? Назовите-ка. - 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10. (показываю карточки с точками) - А это числовые фигуры. Вы должны найти пару, чтобы цифра соответствовала числовой фигуре, то есть, количеству кругов или картинок на карточке. Сейчас я буду звонить бубном, а вы будете бегать по группе, но как только бубен замолчит, вы сразу ищете свою пару и берёте её за руку. Затем мы все вместе проверим, какие пары у нас получились. Все поняли? Звенит бубен, дети свободно бегают по группе. Как только бубен смолкает, дети объединяются в пары. Затем вместе с детьми проверяю получившиеся пары и помогаю тем, кто ошибся: – Лиза, почему ты встала в паре с Андреем? Лиза – Потому, что у меня на карточке четыре картинки и у Андрея на карточке нарисована цифра 4. – Правильно, Лиза. Вика, какая у тебя цифра на карточке? Вика – у меня на карточке цифра 8. – А кто с тобой в паре? Вика – Дима. – Почему с тобой в паре Дима? Вика – Потому что у Димы на карточке 8 кружочков. – Дима, а ты почему встал с Викой? Дима – Потому, что у меня 2 кружка, а у Вики цифра 2. Игра проводится 3-4 раза |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | Вопросы к детям, положительная педагогическая оценка. | - Итак, ребята, сегодня мы с вами играли в игру … Д. – Найди свою пару! - Мы составляли пары из карточек с цифрами и точками, где цифра показывала количество точек на карточке. Почему мы смогли поиграть в эту игру? Д. – Потому, что мы умеем считать. Дима – Мы знаем цифры. - Вы молодцы, ребята, хорошо играли, все пары были составлены верно. В следующий раз мы с вами ещё поиграем в такую игру, уже с другими карточками. Вариант: карточки с точками можно заменить на карточки с геометрическими фигурами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представления для детей старшей группы.
Цель:-Учить детей делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть- Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначить число цифрами, развивать представление о...
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Воспитатель : Адамова А.В.
Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура» Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фи...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_...
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы...
Презентация дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Сегодня, а тем более, завтра, математика необходима огромному числу людей различных профессий. Для умственного развития детей, существенное значение имеет приобретение математических представлений, ко...