Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
№8 «Родничок» городского округа «город Якутск»»
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
для детей старшей группы
Специальность 44. 02.01. Дошкольное образование
Выполнила: Владимирова Алена Ильинична
Якутск, 2017
- Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура»
Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фигурах и форме предметов.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Посылка с карточками | Сюрпризный момент, вопросы к детям | - Тук, тук, тук, к вам пришла посылка (приносят коробку) - Ой, ребята, посмотрите, нам отправили посылку. - Ребята, а коробка маленькая или большая - Давайте же откроем и посмотрим что в нем. (воспитатель открывает коробку и находит письмо) - А тут письмо, давайте я вам прочитаю это письмо «Здравствуйте ребята, я слышал, вы очень выросли и умеете делать все, справляетесь со всеми заданиями. Я вот не смог справиться с одним заданием, поэтому я решил отправить вам эту игру с карточками, я уверен, что вы справитесь с этой игрой. Растите еще большими, будьте здоровыми и послушайтесь своих воспитателей, не балуйтесь. С пожеланиями Незнайка» - Посмотрите, Незнайка нам отправил игру «На что похожа геометрическая фигура». |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Указание | - Давайте поиграем в игру который отправил нам Незнайка. - подберите к геометрическим фигурам предметы такой же формы | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | Карточки и геометрические фигуры | Вопросы к детям | - Какие предметы вы подобрали фигуре овальной формы? (кабачок, огурец, дыня, зеркало и т.д.) - Почему вы к фигуре овальной формы, подобрали эти предметы? - Какой формы огурец? (дыня, кабачок) - Какой формы все эти предметы? - А какие предметы вы подобрали для фигуры круглой формы? (апельсин, мяч, яблоко) - А какой формы Яблоко? - А какие предметы вы подобрали для квадрата? (кубики) - А какие предметы вы подобрали для прямоугольной формы? |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | Вопросы к детям, положительная педагогическая оценка | - Ребята, что мы сегодня делали? - К каким геометрическим фигурам, какие предметы подобрали? - Справились мы с игрой Незнайки? - Молодцы! |
2. Дидактическая игры «Божья коровка»
Цель игры: формировать умение детей правильно соотносить цифру с количеством предметов; счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке; умение узнавать цифры подряд и вразбивку; количественные (один, два, три) и порядковые (первый, второй, третий.) ; числительные от одного до десяти; активизация в речи детей понятий «больше», «меньше», «одинаковое количество», «равно».
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы приемы | Методические указания |
1.мотивация | Божья коровка | Демонстрационный материал | -дети, кто это? -Какого цвета божьи коровки? -что есть у божьих коровок? (цифры) -сколько всего божьих коровок? -что нужно сделать, чтобы узнать, сколько божьих коровок? -сколько всего божьих коровок? |
2.совместная постановка цели (ПЛАН ДЕЙСТВИЙ) | Кружочки божьей коровки | Объяснение правила игры | -чего не хватает у божьих коровок? -дети, видите на божьих коровок написаны цифры, а на розеточке лежат черные кружочки божьих коровок. -вы должны внимательно посмотреть на цифру, и нужно поставить столько же кружочков сколько нарисовано божьих коровках |
3. Действия (управление деятельность детей) | Логическая система вопросов репродуктивного и продуктивного характера | -дети, получается? -Игорь, сколько ты кружочков положил на божьих коровках? -почему ты положил 5 кружочков? -правильно! Потому что, на божьих коровках нарисовано цифра 5. -и.т.д. с другими детьми. | |
4. результат (итог, рефлексия) | Божьи коровки и кружочки | Вопросы к детям. | -дети, чем мы сегодня занимались? -Какую игру мы играли? -Кто правильно сделал все задания? -вам понравилась игра? - Следующий раз будем играть? молодцы! |
3. Дидактическая игра «Где фигура»
Цель: Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. Воспитывать интерес к математическим играм. Развивать умение определять словом положение предмета по отношению к другому. Размещать предметы в таблице с рядами и столбцами. Узнавать и называть фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник), указывать характерные признаки и элементы фигур.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Мягкая игрушка Зайка | Сюрпризный момент | - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Зайка. Зайка: «Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть всех вас. Мне сказали, что вы очень дружелюбны. Но у меня случилось беда! Никто не хочет со мной поиграть». - Итак дети, поможем Зайке? Поиграем вместе с ней? |
II.Совместная постановка цели (План действий) | - Дети, давайте развеселим Зайчика, она так расстроена. Будем играть с ней в дидактическую игру «Где фигура». | ||
III.Действия (управление деятельностью детей) | Объяснение правила игры | - Но чтобы, приступить в игру, сначала слушаем правила игры. - Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. - Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызываю 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. - Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось. - А теперь начинаем играть. | |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | - Ребята, во что мы сегодня поиграли? - Зайка, понравилось тебе играть с нами? (Да) - Дети, зайке очень понравилось играть с вами, будете ли вы играть с Зайкой в следующий раз? - А теперь Зайке пора домой. Попрощаемся с зайкой (Прощание с Зайкой). |
4. Дидактическая игра «Найди место в ряду»
Цель: Закрепление знаний количественного и порядкового счёта. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Развивать мыслительные операции, внимание; Воспитывать внимательность.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Картина с изображение домика. | Художественное слово: Загадка | - Ребята посмотрите, что это? (Домик). Как вы думаете, кто живёт в этом домике? Отгадайте мою загадку, и вы узнаете кто же живет в этом домике. Хорошо? Проживают умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Карточки с цифрами от 0 до 10. | - Правильно, в этом доме живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Давайте подойдём к своим столам и поможем цифрам найти своё место. Давайте с вами поиграем в игру «Найди место в ряду». | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | Карточки с цифрами от 0 до 10. | Объяснение. Указания. Числовой ряд. Система вопросов продуктивного и репродуктивного характера. | - Перед вами на столе перемешанный набор цифр от 0 до 10. Вы должны разложить цифры по порядку слева направо по моим указаниям. Хорошо? Всем понятны правила игры? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте правильно. - Так, хорошо, назовите все числа от 0 до 10. - Хорошо, а сейчас назовите наоборот все числа от 10 до 0; - Как называется такой счет? (обратный); - Назовите цифры обратно от 8. - А назовите числа после 4. - Назовите соседей числа 3, 7, 10. - Назовите число, следующее за 9, 7, 5. - Назовите предыдущее числу 10, 6, 4, 9. - Назовите число на один меньше чем 3, 9, 18, 10. - Назовите число на один больше чем 6, 5, 7, 4. - Молодцы, справились с заданием. Теперь каждое число нашло свое место в домике. |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | Вопросы к детям. Положительная пед-кая оценка. | - Вам понравилось игра? - Как она называлась? - Кто мне расскажет правила игры? - Какие числа вы находили и разложили по порядку на стол? - Кто все разложил правильно? Поднимите руки. - Молодцы все очень постарались. Умницы. |
5. Дидактическая игра «Задачки в стихах»
Цель: воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Посылка с карточками | Вопросы к детям | - Ребята, а вы знаете, что такое задача? - Любите решать задачи? |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Указание | - Сейчас мы с вами решим несколько задач. Внимательно слушайте! | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | Карточки с задачами | ЧХЛ | - Четыре гусенка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей, Сколько всего в воде малышей? (шесть) - Семь веселых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться – Сколько свинок у корытца? (Пять) - С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Три кричат вослед за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярки звезд пропало, С неба звездного? (Четыре) - Пять цветочков у Наташи И еще два дал ей Саша. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет два и пять? (семь) - Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки: Три сынка, а сколько дочек? (Три) |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | - Ребята, вам понравились задачки? - Кто сколько задач решил? - Хотите в следующий раз еще будем решать задачи? |
6. Дидактическая игра «По порядку становись»
Цель: счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширить пространственные представления, совершенствовать двигательные навыки.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы приемы | Методические указания |
1.мотивация | Карточки с цифрами. | Наглядный материал Музыкальное сопровождение | -Ребята, отгадайте загадку, и догадывайтесь в какую игру играть будем. Проживают в умной книжке -дети, мы сейчас будем играть в игру «По порядку становись» |
2.совместная постановка цели (план действий) | -Дети, берите отсюда каждый по одной карточки. -у всех досталось карточка? -покажите мне свои карточки, поднимите на вверх. | ||
3. Действия (управление деятельность детей) | Карточки | Логическая система вопросов репродуктивного и продуктивного характера | -У тебя на карточке какое число? -а у тебя на карточке какое число? -хорошо, а сейчас будет играть музыка, а вы должны танцевать пока не остановится музыка. Когда музыка остановится, вы должны встать по порядку от одного до 10. (Музыка играет, дети танцуют) (музыка останавливается) - смотрим, друг другу все правильно встали? -какая ты цифра по счету? (4) -назови своих соседей (3,5) -а ты, на каком месте стоишь по счету? -назови соседа, которого стоит перед тобой. -назови соседа, которого стоит после тебя. -хлопай столько раз, на каком месте стоишь по счету (7) -сделай прыжок столько раз, на каком месте стоишь по счету. -а теперь поменялись карточками. ( играет музыка) -а теперь встаем наоборот от 10 до 1. -посмотрите друг на друга, все правильно встали? -и.т.д. и с другими детьми |
4. результат (итог, рефлексия) | Вопросы к детям. | -дети, вам понравилась игра? -В какую игру мы играли? -кто правильно ответил на все вопросы? -Кто каким числом были? |
7. Дидактическая игра «Найди свою пару»
Цель: совершенствовать умение узнавать и называть цифры в пределах 10-ти. Закрепить навыки счёта от 1 до 10, закреплять понятие «пара», формировать умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие между количеством картинок на карточке и отрезком натурального ряда, закреплять умение ориентироваться в движении. Развивать мышление, память, речь, внимание, вырабатывать у детей смелость, любознательность, аккуратность, доброжелательность, желание помогать друг другу. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Структура деятельности | Материалы, игровой центр | Методы | Методические указания |
I.Мотивация | Художественное слово загадка, положительная педагогическая оценка. | - Дети, отгадайте-ка загадку: У меня есть две игрушки, Завтра дам одну Ванюшке. День рождения у Вани, Отнесу ему коня. Сколько же игрушек станет Завтра дома у меня? - Молодцы, это число один. | |
II.Совместная постановка цели (План действий) | Объяснение | -Дети, сейчас мы с вами будем играть в игру. Она называется «Найди свою пару». Подойдите все к столу. | |
III.Действия (управление деятельностью детей) | цифровые, числовые сюжетные и бессюжетные карточки (карточки Лая), бубен, стол. | Логическая система вопросов продуктивного и репродуктивного характера, объяснение, указание | (показываю карточки с цифрами) - Что это? – Цифры. – Какие эти цифры? Назовите-ка. - 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10. (показываю карточки с точками) - А это числовые фигуры. Вы должны найти пару, чтобы цифра соответствовала числовой фигуре, то есть, количеству кругов или картинок на карточке. Сейчас я буду звонить бубном, а вы будете бегать по группе, но как только бубен замолчит, вы сразу ищете свою пару и берёте её за руку. Затем мы все вместе проверим, какие пары у нас получились. Все поняли? Звенит бубен, дети свободно бегают по группе. Как только бубен смолкает, дети объединяются в пары. Затем вместе с детьми проверяю получившиеся пары и помогаю тем, кто ошибся: – Лиза, почему ты встала в паре с Андреем? Лиза – Потому, что у меня на карточке четыре картинки и у Андрея на карточке нарисована цифра 4. – Правильно, Лиза. Вика, какая у тебя цифра на карточке? Вика – у меня на карточке цифра 8. – А кто с тобой в паре? Вика – Дима. – Почему с тобой в паре Дима? Вика – Потому что у Димы на карточке 8 кружочков. – Дима, а ты почему встал с Викой? Дима – Потому, что у меня 2 кружка, а у Вики цифра 2. Игра проводится 3-4 раза |
IV.Результат (Итог, рефлексия) | Вопросы к детям, положительная педагогическая оценка. | - Итак, ребята, сегодня мы с вами играли в игру … Д. – Найди свою пару! - Мы составляли пары из карточек с цифрами и точками, где цифра показывала количество точек на карточке. Почему мы смогли поиграть в эту игру? Д. – Потому, что мы умеем считать. Дима – Мы знаем цифры. - Вы молодцы, ребята, хорошо играли, все пары были составлены верно. В следующий раз мы с вами ещё поиграем в такую игру, уже с другими карточками. Вариант: карточки с точками можно заменить на карточки с геометрическими фигурами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-542558-1417459258.jpg)
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представления для детей старшей группы.
Цель:-Учить детей делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть- Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначить число цифрами, развивать представление о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1119664-1551280009.jpg)
Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Воспитатель : Адамова А.В.
Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура» Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/05/picture-1167089-1693904521.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1386057-1644517930.jpg)
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-949113-1507327302.jpg)
Презентация дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы
Сегодня, а тем более, завтра, математика необходима огромному числу людей различных профессий. Для умственного развития детей, существенное значение имеет приобретение математических представлений, ко...