ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ
статья по математике
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_obucheniya_doshkolnikov_matematike.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Доказано, что у дошкольников с ЗПР можно формировать достаточно высокую познавательную активность, самостоятельность мышления.
В частности, в работах отечественных психологов и педагогов показана ведущая роль обучения в формировании мышления. Такой подход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся нашим психологом Выготским, который утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивая гипотезу о «зоне ближайшего развития», он утверждал, что развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность детей, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудничестве со взрослым.
На протяжении многих десятков лет велись поиски соответствующего содержания и методов обучения детей дошкольного возраста с ЗПР.
Так, было выдвинуто важное положение о двух категориях знаний. К первой относятся более простые, которыми дети должны овладеть в повседневном общении со взрослыми, в ходе игр, наблюдений. При этом отводится особое место в умственном развитии детей: при правильном руководстве играми дети могут овладевать целым рядом знаний и умений, необходимых для умственного развития детей.
Ко второй категории знаний относятся знания и умения более сложные, которые могут быть усвоены в процессе обучения. Эти знания должны быть построены в виде четкой системы, в которой должны найти отражение простые и доступные детям закономерности и зависимости между различными явлениями действительности.
Коррекционно-образовательная работа в детском саду учитывает закономерность развития детей, исходит из требований дошкольной педагогики и дидактики. Первоисточником знаний детей о действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения не дают необходимый материал для представлений и понятий. Характер этих представлений, их полнота и точность зависят от степени развития сенсорных процессов у детей.
Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.
Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов. Первостепенное значение имеет наглядность в обучении дошкольников математике. Наглядность отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком в процессе учения.
В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности в обучении дошкольников математике помогает дидактический материал, используемый на занятиях. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с ним совпадали, были связаны с деятельностью познания. Коррекционно-развивающее воздействие обеспечивает такой дидактический материал, где четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина, количество, форма, пространственное расположение).
Обучение обследовательским действиям должно соединяться со словесным обозначением способов работы с дидактическим материалом. Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, что восприятие и действие с ним способствует овладению детьми знаниями, ради которых и используются эти средства наглядности.
Формирование элементарных математических представлений является той областью, где при условии систематического обучения возможно не только дать определенную сумму знаний, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.
Знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентировками начинается у ребенка очень рано, еще с младенческого возраста и является одной из сторон чувственного познания. Начиная с раннего возраста вся жизнь ребенка связана с учетом этого. Малыш может долго не сталкиваться с необходимостью счета, а с необходимостью учета величины предметов, формы предметов, с необходимостью правильно ориентироваться в пространстве он сталкивается постоянно. Например, малышу нужно взять в руки предмет. Если предмет очень большой, а ребенок берет его одной рукой, предмет выскальзывает из рук, падает. Еще один пример. Ребенок пускает в озерце кораблик. Кораблик уплыл на середину озерца, и малыш с помощью палки пытается достать его. Кораблик далеко, а палка явно коротка, но ребенок все равно старается дотянуться и, в результате, падает в воду. Подобных примеров можно привести множество.
Научить ребенка правильно воспринимать величину, форму предметов, дать простейшие пространственные ориентировки – значит, во-первых, обеспечить ориентировку в окружающем предметном мире, во-вторых, сформировать элементарные математические представления.
Гудкова Т.Н., учитель-дефектолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы "Особенности обучения дошкольников риторике"
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ Выполнил:...
Особенности обучения дошкольника игре на гитаре
Шестиструнная гитара в нашей стране завоёвывает всё большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительн...
Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников технике оригами в ДОУ»
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов....
Особенности обучения дошкольников искусству оригами
В статье говорится об особенностях обучения дошкольников искусству оригами. Значение техники в развитии детей. Главный принцип обучения. Сформулированы правила для педагогов и детей для работы с техни...
ШПО Тема :Особенности обучения дошкольников началом математике
Может быть полезен воспитателям ДОУ...
Особенности обучения дошкольников с зпр началам математики
Особенности обучения дошкольников с зпр началам математики...
Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников началам математики».
Консультация для воспитателей«Особенности обучения дошкольников началам математики»....