Статья "Использование в работе с детьми Логических блоков Дьенеша"
статья по математике

Зайкова Елена Анатольевна

В статье описана методика использование в работе с детьми Логических блоков Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в работе с детьми Логических блоков Дьенеша

Материал подготовила

воспитатель ГБДОУ детского сада № 41

комбинированного вида Кировского района

 Санкт-Петербурга

Зайкова Елена Анатольевна

      Блоки Дьенеша -это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.  Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам.

       Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:

  • Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • Трех цветов (красный, желтый, синий);
  • Двух размеров (большой и маленький);
  • Двух видов толщины (толстый и тонкий).

       Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

      Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами.

       Для работы с детьми на протяжении всего дошкольного детства, помимо объемных наборов, потребуются несколько плоских наборов логических фигур.

(Отличительная черта плоского набора- одинаковая толщина). Желательно, чтобы размеры плоских фигур соответствовали набору объемных блоков.  (Показать набор).

       Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.  (Показать карточки). понадобятся также карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, можно описать блок по всем свойствам. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Карточки- свойства помогут детям перейти от наглядно- образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно- логическому мышлению.

      Также можно изготовить пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющие кодовые карточки. (Рассказать о способе изготовления пособия)

      Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал- игрушки- персонажи, обручи, веревочки и пр.

      В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую- то часть. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм- геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

       Большая часть игр, за исключением логических задач, не адресуются конкретному возрасту.  (Все зависит от уровня интеллектуального развития конкретной группы). Поэтому, если вы только начинаете работу с блоками, необходимо идти по пути от простого к сложному.

      Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т.е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «Фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

       1 этап. Знакомство

       Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами. Отметить, что их много, они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними. (! использование альбома «Блоки Дьенеша»).

Проводятся игры:

  1. Найди такие же фигуры, как эта по цвету. (форме, размеру,);
  2. Найди все синие фигуры (красные, желтые);
  3. Найди большие фигуры.
  4. Найди две одинаковые фигуры.

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

      2 этап.

       Учим ребят оперировать и классифицировать по одному признаку(свойству).

  1. Игра «Воздушные шары»;
  2. Игра «Разложи по цвету» (круги трех цветов);
  3. Игра «Цветок» (подбираются только круги –большой и маленькие);
  4. Игра «Фабрика» (преобразование фигур);
  5. Игра «Дорожки», «Найди фигурам домики»;
  6. Игра «Веселые обручи» (в один обруч положить все синие фигуры, в другой- все красные);
  7. Знакомство с карточками. Игры с карточками. (Загадки – нахождение блока по карточке).
  8. Игра «Подарим кукле бусы».

       3 этап.

       Учим ребят оперировать и классифицировать по двум признакам:

  1. Пособие «Дружат- не дружат» (сходство- отличие). Дети открывают для себя, что одни и те же фигуры «дружат» и «не дружат» одновременно.
  2. Игры «Домики», «дорожки»
  3. Игры «фабрика», «Подарим кукле бусы».
  4. Игра «Веселые обручи»
  5. Игра «Выложи узор»;

4 этап.

       Классификация по трем и четырем признакам. Используются те же игры, но с усложнением.

Формы работы с блоками Дьенеша.

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.  
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно- печатные игры, подвижные, сюжетно- ролевые игры). В подвижных играх- предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек. В сюжетно- ролевых играх- Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта- адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес на домиках обозначается кодовыми карточками.
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (изо- деятельность, аппликация, предметные ориентиры).

      Особенности структуры игр и упражнений позволяют по- разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения.  Каждую игру можно использовать в любом возрасте (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

      Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша позволяют педагогу решить задачу чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами. Важно, чтобы педагог осуществлял творческий подход к работе.

       Рекомендуемая литература:

  1. «Логика и математика для дошкольников», Е.А. Носова
  2. «Математика до школы» Р.Л. Непомнящая
  3. «Дидактические игры- занятия в ДОУ» Е.Н.Панова
  4. «Математика от трех до семи» З.А. Михайлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Методические материалы по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи....

Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в средней группе (возраст 4-5 лет).

Игры с логическими блоками Дьенеша, повторение игр, освоенных во второй младшей группе. Разбиение блоков по признакам - величине, цвету, форме. знания дети получают, не решая многочисленные задан...

Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в старшей группе (возраст 5-6 лет).

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. ...

Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в младшей группе (возраст 3-4лет).

Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша....