«Развитие логического мышления дошкольников при решении задач геометрического характера»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Новизна педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и комплексов упражнений геометрического характера, направленных на формирование умственных способностей дошкольников непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста путём комбинации нестандартных развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika_sama.docx | 52.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема: «Развитие логического мышления дошкольников при решении задач геометрического характера»
Опыт возник и создавался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «детского сада №22 комбинированного вида»
Автор проекта: Н. В.Саранкина,
воспитатель высшей квалификационной категории
города Саранска
Анкетирование родителей показало, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности).
Поэтому меня заинтересовала проблема успешности развития логического мышления при решении задач геометрического характера у детей дошкольного возраста с помощью логических игр.
Актуальность и перспективность опыта
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако, учителя начальной школы отмечают, что дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения, редко правильно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, плохо усваивают программный материал, неправильно выполняют сложные задания.
Особую трудность вызывают задания на нахождение закономерностей, логические задачи. Поэтому формирование логического мышления детей должно начинаться в детском саду и продолжиться в школе. Учитывая, что детям 4-6 лет присуще наглядно-образное мышление, то для формирования логической компоненты их мышления целесообразно использовать задачи наглядного содержания, коими являются задания с геометрическими фигурами. Вышесказанное подтверждает актуальность предлагаемого проекта.
Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
Тема педагогического опыта «Развитие логического мышления дошкольников при решении задач геометрического характера у детей старшего дошкольного возраста».
Концептуальность: Повышение интереса к математике через включение в обучение дошкольников игровых приемов, развитие логического мышления дошкольников посредством решения задач с геометрическим содержанием.
Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта - повышение уровня логического мышления с использованием игровых приемов при решении задач геометрического характера, мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.
Задачи опыта:
- Создание комплекса упражнений геометрического характера для детей старшего дошкольного возраста;
- Преобразование предметно-пространственной среды группы , создание тематических игровых уголков;
- Изучение и внедрение современных методологических принципов обучения (деятельностного подхода, моделирования и др.);
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса, обеспечение условий для реализации индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие содержания понятия «развивающая игра».
Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими.
Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
В основе опыта, лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. С помощью дидактических игр геометрического характера педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Новизна педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и комплексов упражнений геометрического характера, направленных на формирование умственных способностей дошкольников непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста путём комбинации нестандартных развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода.
Технологичность представляемого опыта
Основная цель передового педагогического опыта - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе. Опыт работы по данному направлению опирается на требования основной программы детского сада.
Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:
1. Подготовительный этап. Осуществила:
-определение основных критериев диагностики согласно программы детского сада, разработка оценки уровня развития логического мышления старших дошкольников.
-выявление исходного уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны диагностические методики обследования детей.
-педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:
- коллективные и индивидуальные беседы;
- консультация «Чем и как занять ребенка дома».
- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка».
2. Основной этап.
Внедрение системы работы по использованию дидактических игр геометрического характера в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:
- Реализация проекта предполагает включение игровых приемов и геометрических задач как на плановых математических занятиях, так и при организации индивидуальных занятий. Составление перспективного плана работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности; использование методов обучения: дидактические игры (сюжетно-ролевые, творческие, игры-соревнования и др.)
- Средствами обучения выбраны задачи с геометрическим содержанием следующих типов: задачи на анализ, сравнение и геометрических конфигураций, задачи на обобщение по признакам фигур, задачи на построение различных геометрических комбинаций, задачи на поиск закономерностей.
-Для осуществления целей мною был разработан комплекс упражнений геометрического характера, направленных на формирование умственных способностей дошкольников….. (см.приложение 1)
- организация индивидуальной работы – в течение года.
3. Заключительный этап.
- проведение итоговой диагностики по результатам внедрения передового педагогического опыта;
- подведение итогов и результатов работы;
- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Развитие логического мышления дошкольников при решении задач геометрического характера у детей старшего дошкольного возраста».
Результативность педагогического опыта
Используя различные развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса. Большую пользу принесли игры и упражнения на составление фигур из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствовали развитию зрительного анализа.
На заключительном этапе проведена итоговая диагностика по результатам внедрения передового педагогического опыта, которая показала положительные результаты работы.
Показателем успешной реализации проекта является положительная динамика в качественных изменениях формирования логических мыслительных приемов у детей дошкольного возраста.
Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Умение сравнивать | |||
Умение классифицировать | |||
Умение обобщать | |||
Ориентировка в пространстве | |||
Память | |||
Умение самостоятельно рассуждать | |||
Умение работать в микрогруппе |
Диагностика развития мышления дошкольников
Диагностика развития мышления дошкольников
-Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
- Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
- Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.
-Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.
- Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
Преимуществом данного исследования является то, что предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность и ориентирован на данный возраст.
Перспективы развития
Содержание занятий 1 год обучения детей 5-6лет
Тема | Программное содержание |
октябрь | |
1. «Что общего и чем отличаются» | Учить сравнивать свойства предметов. |
2. «Подбери по форме» | Закрепить свойства предметов. |
3. «Найди, кто лишний» | Закрепить сравнивать свойства предметов. |
ноябрь | |
| Учить находить свойства предметов. |
2. «Третий лишний» | Учить детей умению сравнивать группы предметов. |
3. «Четвертый лишний» | Закрепить умение сравнивать группы предметов |
4. «Лабиринты: кто кому звонит?» | Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
декабрь | |
1. «Дорисуй и раскрась» | Учить соотношении: часть - целое. |
2. «Продолжи закономерность» | Закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
3. «Найди одинаковые игрушки» | Учить пространственные отношения: справа, слева. |
4. «Четвертый лишний» | Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
январь | |
1. «Дорисуй» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. |
2. «Чем отличаются клоуны» | Закрепить число и цифру 1. |
3. «Поменяй признак» | Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. |
4. «Лабиринты» | развивать глазомер и образное мышление |
февраль | |
1.«Продолжи закономерность» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление |
2. «Что общего» | Учить детей умению составлять равенства. |
3. Соедини предметы» | Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. |
4. «Дорисуй» | Закрепить числа и цифры 1-3. |
март | |
1. «Догадайся, как надо раскрасить» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. |
2. «Разбей фигуры по признаку» | Закрепить число и цифру 4. |
3. «Какой домик лишний и почему» | Закрепить представление о многоугольниках. |
4. «Логические цепочки» | Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
апрель | |
1. «Перехват» | Закрепить число и цифру 5. |
2. «Обведи дорожки» | Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. |
3. «Раскрась» | Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. |
4. «Раскрась так же» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
май | |
1. «Что сначала, что потом» | Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. |
2. «Приключение Красной Шапочки» | Закрепить пройденный материал. |
3. «Праздник математики» | Закрепить пройденный материал. |
Содержание занятий 2 год обучения детей 6-7лет
Тема | Программное содержание |
октябрь | |
1. «Штриховка». | Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. |
2. «Назови лишний предмет». | Развивать аналитическое мышление |
3. «На что похоже?». | Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. |
4. «Считай дальше». | Закреплять умение считать до 10. |
ноябрь | |
1. «Пройди по лабиринту». | Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Водяной – шутник» | Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. |
3. «Расколдуй изображение». | Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. |
4. «Рисуем бусы». | Называть цвета и показывать соответствующий карандаш |
декабрь | |
1. «Внимательные художники» | Развитие зрительного восприятия |
2. «Логическое домино» | Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме |
3. «Сбежавшие числа» | Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям |
4. «Нарисуй по памяти» | Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка |
январь | |
1. «Назови соседей» | Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному |
2. «Большие и маленькие фигуры» | Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой |
3.«Найди отличия» | Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие |
4. «Роботы» | Закрепить геометрические фигуры |
февраль | |
1. «Лабиринт» | Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Где моё место?»
| Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. |
3. «Указываем направление» | Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. |
4. «Кораблик Плюх – Плюх» | Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. |
март | |
1. «Чудо – крестики» | Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. |
2.«Найди и обведи» | Развитие мелкой моторики рук. |
3. «Рисуем кошку» | Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. |
4. «Колумбово яйцо» | Развивать геометрическое представление, наблюдательность. |
апрель | |
1. «Торопись, да не ошибись» | Закрепить знания состава числа первого десятка. |
2. «Будь внимателен!» | Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке |
3. Моделирование из геометрических фигур. | Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? |
4. «Соедини точки по образцу» | Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. |
май | |
1. Логоформочки. «Крестики – нолики». | Научить детей Логоформочки |
Математический праздник | Закрепить пройденный материал. |
Информационные ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/624015/
Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006
Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001
Тихонова Л.И. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
Минкевич Л. В. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
Тихонова Л.И. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
Новикова В.П . Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
Анкетирование родителей:
«Познавательные способности вашего ребенка».
1. Что интересует вашего ребенка (область знаний, предмет, явление)? В чем это выражается?
2. С какими вопросами познавательного характера обращается к вам ребенок чаще всего?
3. Чему ребенок мечтает научиться?
4. Когда он научился считать? Как это произошло? Помогал ли ему кто-нибудь?
5. Имеется ли у вас возможность поиграть с ребенком в математические или другие игры познавательного содержания?
6. Считаете ли вы, что игре с ребенком следует уделять внимание или необходимо предоставлять ему в этом полную самостоятельность?
7. Какие вопросы задает ребенок? Какого ответа добивается от вас?
8. Интересно ли ребенку рассчитываться в магазине настоящими деньгами, получать сдачу?
9. Ребенок сам об этом просит или вы ему предлагаете оплатить покупку?
10.Какие, с вашей точки зрения математические представления ребенка нужно совершенствовать?
11. В чем он испытывает трудность?
12. Привлекаете ли вы ребенка к приготовлению пищи, сервировке стола, другим домашним делам? В чем выражается его помощь? Что вы ему поручаете?
13. Кто в семье имеет возможность заниматься с ребенком? Как это происходит?
14. С кем вы советуетесь по поводу занятий с ребенком дома?
15. Как ребенок ориентируется в пространстве?
16. Хочет ли ребенок научиться определять время по часам, запомнить названия месяцев?
17. Любит ли ваш ребенок рассуждать вслух? О чем?
18. Если ребенок хочет что-то доказать или объяснить, как он это делает?
19. Интересует ли форма предмета? Обращает ли он на это внимание?
20. Хочет ли ребенок научиться решать арифметические задачи?
21. В каких математических представлениях ребенок лучше всего разбирается?
22. Как ребенок применяет свои математические знания?
23. Добивается ли он ответа на вопрос, который ставит его «в тупик»?
24. Любит ли ребенок задачи на сообразительность?
25. В чем, на ваш взгляд, у ребенка проблемы в детском саду?
26. Рассказывает ли вам ребенок о своих математических достижениях или трудностях в детском саду?
27. Как вам удается ему помочь?
28. Есть ли положительные результаты? Какие?
29. Вы были бы абсолютно счастливы, если ваш ребенок...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....
Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников
Презентация Использование дидактического материала «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...
Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников
Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...