Картотека дидактических игр по математическому развитию в младшей группе
картотека по математике (младшая группа)

Зелих Лидия Александровна

Данную картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников могут использовать воспитатели ДОУ в свой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx165.86 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по математическому развитию в младшей группе

Количество

«Раздай тарелочки»

Задачи: Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной».

Материал и оборудование: 10 пластиковых тарелок.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_1.pngСодержание: Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок». Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...». После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

    «Много мало»

Задачи: Знакомить с элементарными математическими понятиями, развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

Содержание: В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую -3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему. После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше). Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Малина для медвежат»

Цель игры: формирование у детей представлений равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Ход игры. Воспитатель говорит:
- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_2.png

Величина

«Угости мышек чаем»
Задачи: 
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_3.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_4.pngХод игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.

«Найди такое же колечко»

Ход игры: Дети садятся за стол. Воспитатель снимает кольца с одной пирамидки и раскладывает их на подоконнике, столах, шкафу... Затем раздает детям по одному кольцу от парной башенки и предлагает найти такие же кольца.Когда все рассядутся, воспитатель просит сначала дать ему пару самых больших колец. Те, у кого оказались самые большие кольца, нанизывают их на стержни обеих пирамидок.В том же порядке нанизывают следующие пары колец. И так до тех пор, пока обе пирамидки не будут собраны.https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_5.jpeg

    «Матрёшка».

Задачи: Развивать мелкую моторику рук, навыки сравнения предметов по величине.

Материалы и оборудование: набор матрешек.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_6.png

Содержание: Почти все дети любят матрешки. Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее. Постепенно покажите ему всех матрешек

Геометрические фигуры

«Подбери фигуру»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_7.png Задачи: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Найди и назови

Задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_8.pngХод игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

 «Соберем бусы»

Задачи: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_9.pngОборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Вдруг бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_10.png

Ориентировка в пространстве

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_11.png «Ищи и находи» https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_12.png

Задачи: закрепить умение находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Материал: Игрушки paзной формы.

Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети находят нужные  предметы. Педагог рассматривает их вместе с детьми, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.


«Где звенит колокольчик?».

Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_13.jpeg

«Скажи, куда мы положили»

Первый вариант. Один из детей закрывает глаза. Остальные прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф... По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где она находилась.https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_14.jpeg

Второй вариант. Играющие договариваются, что будут подсказывать, куда положили предмет. Например, «Мяч под... мяч за...» и т.д. Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми.

После того как он найдет предмет, меняется ведущий.

  с подвесным шариком 
способствуют усвоению понятий 
верх и вниз. В шарике, состоящем из двух половинок, зажимается лента. Его подвешивают на перекладину выше роста ребенка. Педагог предлагает детям качнуть шарик, затем незаметно для них поднимает шарик выше. Дети тянутся руками, но не могут достать. Воспитатель объясняет: «Шарик высоко — не достать, а сейчас я опущу его вниз, чтобы можно было качнуть». Как только дети начинают раскачивать шарик, педагог вновь поднимает его и спрашивает: «Где же шарик, почему вы с ним не играете?» Затем уточняет: «Шарик вверху, а сейчас будет снова внизу».https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_15.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_16.jpeg

Ориентировка во времени

«Наш день»
Задачи: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро»«день»«вечер»«ночь».
Оборудование: кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д.; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается 
(утро), обедает (день)и т. д. 
Затем Педагог называет действие, например: 
«Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).
Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками

«Назови пропущенное слово»
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/18/k_5ad745717a36b/466748_17.pngЦель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Материал. Мяч 
Содержание: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: 
Мы завтракаем утром, а обедаем …, 
утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой .. днём ты обедаешь, а ужинаешь…

«Закончи предложение»

Задачи: закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Содержание: воспитатель предлагает детям закончить предложения.

   Завтракаем мы утром,  а ужинаем … (вечером).

   Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).

   Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем).

   Солнышко светит днем, а луна … (ночью).

Картотека математических игр и игровых упражнений по сказкам

 для  младшей группы.

Задание №1«Теремок»

 Задача: Сформировать  представление о понятиях «один - много»

Материалы: Герои сказки «Теремок», кубики одного цвета и размера..

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Теремок»).

Педагог показывает ребенку, что «Теремок» еще не построен и надо помочь героям сказки. Педагог задает наводящие вопросы: «Из чего можно построить «Теремок».  «Посмотри, что у меня есть ( показывая на кубики), можно ли из кубиков построить «Теремок» (Ответ ребенка).

«Сколько ты видишь кубиков» (много)

«Сколько кубиков ты взял» (один)

«Сколько осталось кубиков в коробке» ( ни одного).

Педагог вместе с ребенком делает вывод

 Задание №2 «Золотое яичко»

Задача:   Закрепить умение соотносить цвет по образцу.

Материалы: Герои сказки «Курочка-Ряба»,  карточки с  предметами из сказки.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Курочка-Ряба»).

Перед ребенком на столе лежат  листы бумаги, разделенные на  4 квадрата (одного размера). Каждый квадрат  своего цвета. У ребенка  имеются геометрические фигуры 2 размеров, такого же цвета, как и квадраты.

Педагог, показывая лист ребенку (геометрические фигуры), говорит что – это стол, и посуда для героев сказки ( у каждого из героев с  боку геометрическая фигура). Педагог задает наводящие вопросы: «Куда сядет дедушка» (красный). Дети показывают квадраты названных цветов. Педагог  предлагает ребенку поставить посуду на стол такого же цвета.

Задание №3 «Цыпленок»

Задача: Закрепить умение различать и называть 4 цвета.

Материалы: Герои сказки «Цыпленок»,  цветные квадраты.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Цыпленок»).

На столе стоит волшебная коробочка. В коробке лежат квадраты 4 цветов. На соседнем столе  находятся карточки с картинками (контуры): цыпленок, подсолнух, помидор, мак, лист, лягушка, василек, речка. Педагог предлагает ребенку вынуть из коробочки  один квадратик, назвать его цвет и найти на соседнем столе картинку, которая такого же цвета.

Задание №4 «Три медведя».

Задача:  Сформировать представления о сравнении предметов по размеру.

Материалы: Герои сказки «Три медведя», картинка с заданием.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Три медведя»).

Перед ребенком на столе  расположены изображения трех медведей, стоящих в ряд, но не по порядку. Педагог просит ребенка сказать, где находится «папа медведь», «мама-медведица», «медвежонок», и просит руками показать большого медведя  (медведя поменьше, самого маленького медведя). Педагог просит ребенка расположить медведей по порядку, называя их размер: большой, поменьше, самый маленький.

Задание №5 «Три медведя»

Задача:  Закрепить умение сравнивать предметы по размеру.

Материалы:  Герои сказки «Три медведя»,  кубики трех размеров.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Три медведя»).

На столе находятся три кубика разного размера одного цвета. Педагог просит ребенка построить башенку. Ребенку предоставляется самостоятельность. Педагог задает наводящие вопросы: «Какой кубик ты возьмешь, чтобы начать постройку», (педагог добивается чтобы ребенок сказал слово- большой). «Какой кубик будет следующим», «Какой кубик ты поставишь наверх».

Задание №6 «Теремок»

Задача:   Расширить представления о форме предметов, сформировать умение  ориентироваться на два признака одновременно.

Материалы: Герои сказки «Теремок»,  картинка с геометрическим полем, геометрические фигуры.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Теремок»).

Перед ребенком на столе лежит картинка с геометрическим полем. Педагог просит ребенка  помочь героям сказки и разложить детали от теремка на свои места по цветам. Педагог кладет на стол листы 6 цветов и предлагает ребенку положить на красный ( зеленый, желтый, синий ) лист все красные ( зеленые, желтые, синие ) фигуры.

Задание №7 «Золотое яичко».

Задача:  Познакомить с шестью цветами путем подбора по образцу.

Материалы:  Герои сказки «Курочка- ряба»,  домики ( разного цвета), дорожки (разного цвета)

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Курочка-Ряба»).

На столе  в хаотичном порядке разложены домики и дорожки (разного цвета). Педагог объясняет ребенку, что каждая дорожка должна привести к домику такого же цвета, а одна из дорожек к «золотому яичку». После этого ребенок выставляет домики в конце дорожки такого же цвета, называя цвет каждого. Если ребенок затрудняется, педагог помогает.

Задание №8 «Маша и медведь»

Задача:   Закрепить умение сравнивать и уравнивать  численность групп предметов.

Материалы: Герои сказки «Маша и медведь»,  карточки с  предметами из сказки,  картинка с заданием.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Маша и медведь»).

Педагог  спрашивает: «Что испекла Маша для бабушки и дедушки». Педагог ставит перед ребенком тарелку на которой лежат 4  желтых треугольника. Затем он садится за стол, на котором находится карточка с изображениями героев сказки (бабушка, дедушка, медведь, маша и собака) расположенных хаотично. Педагог задает наводящие вопросы: «Сколько пирожков», «Как узнать, хватит ли каждому герою по пирожку». Дети сначала говорят, а затем возле каждого героя кладут по треугольнику. «Чего больше, героев  или пирожков», Что нужно сделать, чтобы героев и пирожков стало поровну. Педагог кладет дополнительно еще треугольников. Дети берут по одной фигуре и добавляют  героям.

Задание №9 «Волк и семеро козлят»

Задача: Сформировать умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения.

Материалы: Герои сказки «Волк и семеро козлят»,  карточки с  изображением домиков,   2 полоски разного размера.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Волк и семеро козлят»).

У ребенка на столе лист бумаги с 4 домиками, красным, синим, желтым и зеленым и полоски одинаковой ширины желтого цвета. Педагог рассказывает ребенку, что  Маме козе нужна помощь «ей нужно выбрать дорожку к своему домику». Расстояние между желтым и синим домиком длиннее. Педагог просит ребенка положить полоски между домиками, а затем сравнить по длине. Педагог подводит ребенка  к выводу, что  расстояние между желтым и синим домиком длиннее.   Ребенок сравнивает полоски по длине путем наложения друг на друга и делает вывод.

Задание №10 «Колобок»

Задача: Сформировать  представление о круге, как о геометрической фигуре.

Материалы: Герои сказки «Колобок», картинка с колесом.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Колобок»).

Педагог выкладывает перед ребенком геометрические фигуры и  просит найти фигуру, на которую похож «Колобок». Педагог просит ребенка рассказать на что еще похож круг. Перед ребенком педагог раскладывает картинки разных предметов круглой и квадратной формы и просит его разделить картинки на 2 части- круглые в одной стороне, квадратные в другой. Педагог.  вместе с ребенком делают вывод:  у круга нет углов, его края закругленные и он имеет круглую форму.

Задание №11 «Колобок»

Задача:  Сформировать представления о шаре, как геометрическом те

Материалы: Герои сказки «Колобок», картинка с заданием.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Колобок»).

Перед ребенком на столе стоит коробка с  круглыми предметами, бусины, шарики, игрушки круглой формы. Педагог просит ребенка рассмотреть предметы и сказать, на что они похожи, и что в них одинаковое. С помощью педагога ребенок приходит к выводу, что у всех этих предметов одинаковая форма- шар и все предметы имеют форму шара.

Задание №12 «Репка»

Задача:  Закрепить умение понимать и правильно употреблять слова, выражающие пространственные отношения между предметами: «на», «над», «под», «между».

Материалы: Герои сказки «Репка», картинка с заданием.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Репка»).

Перед ребенком на столе лежит иллюстрация из сказки «Репка». Педагог  располагает героев сказки в разном порядке (внучка между дедом и бабкой, мышка-на репке, кот под ногами у дедки, солнышко над героями). Педагог наводящими вопросами просит ребенка рассказать где, какой герой находится на кртинке.

Задание №13 «Репка»

Задача:  Сформировать представление о сравнении предметов по высоте.

Материалы:  Герои сказки «Репка»,  карточки с изображением репки разной высоты,  картинка с заданием.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке «Репка»).

Перед ребенком картинки с изображением репки разного размера. Педагог  задает наводящие вопросы: «Как можно определить, какая репка из них выше». Ребенок под руководством  педагога  приходят к выводу, что репки нужно  разложить по краю стола. Педагог еще раз проговаривает вывод: чтобы сравнить два предмета по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность или сравнивать  от  ровной линии.

Задание №14 «Колосок»

Задача:  Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Материалы: Герои сказки «Колосок», геометрические фигуры.

1.Введение в игровую ситуацию (мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о сказке.

Перед ребенком на столе лежат полоски с изображением геометрических фигур. Педагог просит ребенка выбрать из всех фигур одинаковые  по форме и цвету.

Педагог во время процесса задает наводящие вопросы ребенку: «Чем  фигуры отличаются друг от друга»  и т.д.  Ребенок собирает ряд фигур определенной формы проговаривая ее цвет и форму.

Картотека подвижных игр математического содержания

ОДИН И МНОГО

Задачи: упражнять детей в беге по различным направлениям; закреплять у детей представления о понятиях «один» и «много», умение различать геометрические фигуры.

Воспитатель раскладывает обручи в разных местах на площадке и кладёт в них одну или много фигур. По команде: «Один квадрат», - дети бегут к обручу, в котором находится один кубик, По команде: «Много кругов, - к обручу, в котором много шариков и т.д. Воспитатель отмечает самых быстрых и внимательных детей.

Можно менять положение фигур на площадке.

НАЙДИ СВОЁ МЕСТО

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать умение называть и различать геометрические фигуры.

 Воспитатель разлаживает в обручи большие модели геометрических фигур, а маленькие фигуры раздаёт детям.

 По сигналу: «Найди своё место», - дети должны построится возле фигуры такой же, как у них в руках. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 4-5 раз.

Усложнение: воспитатель меняет фигуры местами, когда дети бегают по площадке.

ДЕНЬ – НОЧЬ

Задачи: упражнять детей в беге, ходьбе, прыжках; закреплять представления о понятиях «день» и «ночь».

 Когда воспитатель говорит: «День», - дети ходят, бегают, прыгают по площадке. Когда: «Ночь», - дети приседают и замирают («спят»).

 Вопросы:

 *Что ты делаешь днём?

 *Когда все люди спят?

УТРО – ВЕЧЕР

Задачи: упражнять в лазании по гимнастической стенке на 1-2 рейки, в беге в быстром темпе; закреплять представления о частях суток.

 Воспитатель выбирает 2-3 ребёнка – это «котята». Воспитатель – «собака». Когда воспитатель говорит: «Вечер»- «собака» засыпает, а «котята» весело резвятся. По команде: «Утро», - просыпается и бежит за «котятами». Те убегают и залезают на «дерево»- гимнастическую стенку. Игра повторяется 5-6 раз.

Вопрос:

 *Что вы делаете утром, вечером, ночью?

 Воспитатель отмечает самых внимательных из ребят, правильно и быстро выполняющих команды.

СТОЛЬКО ЖЕ

Задачи: упражнять в разных видах ходьбы; закреплять умение выполнять заданное количество движений.

 Дети стоят по кругу. Воспитатель даёт задание детям сделать столько шагов на носках, сколько раз он хлопнет в ладоши (ударит в бубен).

 Воспитатель хвалит детей и отмечает самых внимательных.

Вариант: можно предложить делать шаги на пятках, высоко поднимая колени, на внешней стороне стопы, с различным положением рук.

БЕГАЮЩИЕ ФИГУРЫ

Задачи: упражнять детей в беге с одной стороны площадки на другую (расстояние около 10 м); развивать умение различать геометрические фигуры, умение ориентироваться на себе (правая и левая рука); закреплять представления о понятиях «один» и «много», представления о частях суток, временах года, их характерных признаках.

 Детям раздаётся по одной фигуре. Каждый ребёнок называет фигуру, которая ему достаётся. Дети выстраиваются вдоль линии. Воспитатель просит взять фигуры в правую (затем в левую) руку и поднять их над головой. Далее воспитатель называет фигуру, например: «Квадраты». По этому сигналу бегут те дети, у которых в руках находятся квадраты. Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети останавливаются. Затем воспитатель называет другие фигуры и т.д. При повторении названия фигуры дети бегут в обратную сторону площадки. Можно менять фигуры у детей. Воспитатель отмечает тех ребят, которые выполнили задание более успешно.

 Можно предложить детям изображения с несколькими или одной фигурой. После сигнала: «Один»,_ бегут дети, у которых изображён один предмет. «Много»,- у кого много предметов.

Можно раздать карточки с изображением характерных явлений и действий для каждой части суток (или времени года) и давать соответствующие задания детям.

Игры с математическим содержанием

«ЕЖИК»

Задачи: закрепление умения  соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.

Работая с детьми, я сделала вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средств активизации ребят.

ДВЕ ДОРОГИ

Задачи: способствовать развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

 Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

 Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

 Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

 Покатайте машины по дорогам.

 Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

ВЫБЕРИ ДОРОГУ

Задачи: способствовать развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

 Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

 Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

МАТРЁШКА

Задачи: развитие мелкой моторики, навыков сравнения предметов по величине.

Материал:  набор матрешек.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Постепенно покажите ему всех матрешек.

РАЗБЕРЕМСЯ

Задачи: способствовать развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

 Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

 После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

ОДИН – ТУДА, ОДИН - СЮДА

Задачи: способствовать развитию мелкой моторики, обучает счету.

Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

 Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

 Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».

 Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

 В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

 После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

 Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька...»

Игра помогает освоить счет

 Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

 Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

РАЗДАЙ ТАРЕЛОЧКИ

Задачи: знакомство с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».

После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

ПОДБЕРИ КРЫШКУ

Задачи: развитие навыков классифицирования и сопоставления предметов

Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.

Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

БАБУШКИНЫ БЛИНЫ

Задачи: способствовать развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

 Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.

*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Картотека дидактических игр по речевому развитию в младшей группе

Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит? » Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты п...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в младшей группе

Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит? »Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.Ход: Воспитатель показывает музыкальные инст...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в младшей группе

Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит? »Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.Ход: Воспитатель показывает музыкальные инст...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в младшей группе

Картотека дидактических игр по речевому  развитию в младшей группе...