«Цветные счетные палочки Кюизенера»
методическая разработка по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Боевой Ирины Николаевны
Воспитателя ГБДОУ детского сада №32 Центрального района г. Санкт-Петербурга
На тему:
Дидактический материал «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Санкт-Петербург
2019
Общая характеристика материала
Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор цветных счетных палочек Кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество. Описание методики
Набор цветных счетных палочек Кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме. Обучение математике в игровой форме с набором цветных счетных палочек Кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Характеристики цветных счетных палочек Кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:
- цвет;
- понятие числового значения;
- длина
Описание набора
Счетные палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:
- в наиболее простом варианте их всего 116
- «классический» набор включает в себя 241 палочку.
Цели и задачи
- Обучение числам в процессе игры.
- Развитие представлений о счете и цвете.
- Формирование устойчивого интереса к математике как науке.
- Развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно.
- Объяснение базовых арифметических действий – сложения и вычитания.
Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).
Этапы работы
Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой
Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Для начала будет достаточно простого ознакомления: ребенок берет в руки палочки Кюизенера и рассмотривает. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если постараться донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.
Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.
Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, педагог подводит ребенка к азам счета.
Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.
Другие примеры заданий на начальном этапе:
- Разложите палочки по длине и цвету.
Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
- Выложить фигуру и попросить ребенка сделать такую же.
- Попросить ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический
Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.
Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, взять палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?
Это 2/4
Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начиная с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».
Другие примеры заданий на втором этапе:
- Педагог берет несколько белых палочек и придвигает их близко друг к другу в ряд. Ребенок ищет аналог в наборе.
- Педагог называет число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
- К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.
Примеры игр
Игра «Разноцветные вагончики»
Соответствие между цветом, длиной и числом
Игра «Сушим полотенца»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)
Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)
Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…
Вопросы
Сколько желтых «полотенец»? (Много,5)
Сколько красных «полотенец»? (Много,5)
Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)
Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)
Схемы
Литература
- Информационный ресурс Методика работы с палочками Кюизенера [электронный ресурс] https://cyberpedia.su/2x3bd1.html 1 15.12.2018
- Лекции Онлайн [электронный ресурс] https://lektsii.org/13-29010.html 15.12.2018
- Малявина Н.А. Игры с палочками Кюизенера [электронный ресурс] https://zolotajaribka-vos-ds38-cheburashka.edumsko.ru/articles/post/1312629 15.12.2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по использованию сказочного и универсального дидактического материала цветных счетных палочек Кюизенера в обучении математике
Палочки Кюизенера – это удивительный дидактический материал, который можно использовать практически во всех видах деятельности с дошкольниками....
Игры с цветными счетными палочками Кюизенера
бОльшую часть математики для дошкольников составляет изучение1.Чисел (дети узнают о числах, считая предметы). 2.Геометрических и пространственных отношений (дети учатся мастерить фигурк...
Цветные счетные палочки Кюизенера
Презентация о том, для чего в воспитании и образовании детей необходимо использовать цветные счётные палочки Кюизенера. Освещены основные этапы работы с палочками, методика работы с материалом, дидакт...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера младшая группа «Знакомство с палочками Кюизенера»
laquo;Знакомство с палочками Кюизенера»...
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...