математические игры
картотека по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по математике для старшего дошкольного возраста.
Раскрась шары
Цели игры: способствовать выявлению представления о форме, цвете, обучить счёту.
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку листок, где изображены воздушные шарики, и просит дорисовать ниточки, чтобы шары не разлетелись. Круглые шары ребёнок должен раскрасить синим цветом, а овальные – жёлтым. После этого воспитатель просит сосчитать, сколько синих шаров, сколько жёлтых, сколько синих и жёлтых вместе.
Самый внимательный
Цели игры: способствовать совершенствованию восприятия пространства и цвета.
Оборудование: картинки с изображением рыб и кругов.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображены разные рыбки, с соответствующими кружками. Ребёнок внимательно рассматривает её и отвечает на вопросы: «У какого круга нет пары?», « Сколько рыбок плывёт налево?», «Сколько рыбок плывёт направо?»
Палочки - считалочки
Цели игры: способствовать запоминанию и быстрому воспроизведению образца.
Оборудование: бумага, счётные палочки.
Ход игры. Педагог предлагает детям выложить на бумаге счётными палочками строчку по образцу. Образец показывается несколько секунд, а потом убирается.
Кто где?
Цели игры: способствовать формированию пространственной ориентации на листе бумаги
Оборудование: бланк с изображением нескольких предметов, фишки.
Ход игры. Ребёнку предлагается бланк с изображением нескольких предметов, которые по-разному расположены в пространстве.
Воспитатель: Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мячик? Воздушный шарик? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предмет слева вверху. И т.д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, кто получает 10 - 11 фишек.
А ну -ка отними.
Цели игры: выявление графических навыков, наблюдательности; воспитывать интерес к рисованию.
Оборудование: бумага белая, цветные карандаши.
Ход игры. Ребёнку даётся чёрно- белый рисунок. С помощью цветных карандашей или фломастеров попросите его раскрасить. Но каждый цвет зашифрован цифрой:
Сложи целое из частей
Цель: развивать глазомер, координацию движений, сметливость.
Оборудование: плоские геометрические фигуры, их части ( разного цвета), фишки.
Игровые задания.
Рассмотреть геометрические фигуры (образцы), назвать их.
По заданию воспитателя складывать целые фигуры из отдельных частей.
Самостоятельные игры:
а) кто составит больше фигур за определённое время;
б) у кого красивее узор из геометрических фигур.
Сделай поровну
Цель: развивать внимание, мышление.
Оборудование: счётные палочки, стаканчик.
Ход игры. Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике.
Ребёнку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.
Куда пойдёшь, что найдёшь
Цель: закрепление пространственных ориентировок. Воспитание внимания, мышления.
Оборудование: игрушки, предметы.
Ход игры. Воспитатель в разных местах комнаты или на участке прячет знакомые детям игрушки или предметы: под деревом мишку, впереди под ковром - корзиночку с ягодами; сзади за картиной - флажок. Перед началом игры, вызвав одного из детей, воспитатель говорит ему: « Направо пойдёшь - мишку найдёшь и т.д.
Куда же ты хочешь пойти?
Ребёнок выбирает направление, называет его. Когда игрушка найдена, ребёнок говорит, где он её нашёл. Например: « Я пошёл направо и нашёл мишку за деревом».
Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?
Цель: уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.
Материал: мяч.
Ход игры. Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом».
В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.Например: Длинная.
Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д
Конструктор
Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счёте до десяти.
Материал: разные фигуры (из бумаги или от старых мозаик).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть таблицу. Сосчитать, сколько и каких геометрических фигур требуется для построения той или иной картинки. Затем ребёнок самостоятельно строит изображение на своём листе.
Угощение кукол
Цель: закрепление знаний и умений делить предмет на 2 - 4 части.
Материал: куклы, угощение.
Правила. Играть роль хозяйки: а) встретить кукол, снять с них пальто;
б) разделить правильно булочку и конфетку на 4 х кукол;
в) накрыть стол для угощения.
Ход игры. Дети к нам приехали в гости куклы Ира, Света, Наташа, Оля.
Надо их встретить и угостить чаем, но вот беда у нас только одна булочка и две конфеты. Как нам быть? Надо правильно всё это между ними разделить. Дети распределяют роли кто- то встречает кукол, а кто-то из детей накрывает стол, устанавливают, как же делить между 4 куклами две конфеты и булочку.
Живое число
Цель: закрепление навыков прямого и обратного счёта в пределах 10. Выработка быстрой реакции на слово.
Материал: таблички с нарисованными кружками от 1 до 10.
Правила. Быстро найти своё место в шеренге «живых чисел».
Ход игры. Дети получают таблички с нарисованными кружочками от 1 до 10. По команде «Числа, встаньте по порядку» (можно в прямом или обратном порядке) дети должны встать в шеренгу и пересчитаться так, как дал команду воспитатель. Раздавать детям можно не только кружочки, но и предметы.
Вчера, сегодня, завтра
Цель: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: мяч.
Ход игры. Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.
Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.
Магазин без продавца
Цель: развивать мышление, сообразительность.
Материал: карточки с геометрическими фигурами, игрушки, вещи разной формы, фишки.
Ход игры. В магазине (на столе взрослого) - разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый даёт ребёнку карточку - чек, на которой нарисована определённая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребёнок - покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберёт и опишет форму товара.
Два бассейна
Цель: закрепление понятий «широкий» и «узкий», ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание, сообразительность.
Материал: строительный материал, касса, билеты «широкие» и «узкие».
Правила. Входить в бассейн только по билетам и по сигналу «плавать» не наталкиваясь друг на друга. Быть вежливыми, уступать место товарищу.
Ход игры. На полу из строительного материала построены два «бассейна» узкий и широкий с входами с одной стороны. Рядом с бассейнами касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты узкие, другие широкие по сигналу воспитателя дети заходят в бассейн и согласно по форме билета. Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).
Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись
Цель: развивать внимание, память, мыслительную деятельность.
Материал: картинки.
Ход игры. На доске выставляется до 20 картинок. В течение 1-2 минуты дети ходят по кругу и стараются запомнить как можно больше предметов. Затем подходят к доске и отбирают соответствующие картинки.
Потерянный домик
Цель: развивать внимание, память, мыслительную деятельность.
Материал: домики разных цветов и размеров.
Ход игры. На импровизированной поляне появляются несколько домиков. Они отличаются размером и цветом. Из каждого домика выходит хозяин.
Например, из высокого пятнистого домика-жирафа, из маленького зелёного- кузнечик, из маленького разноцветного- бабочка и т.д.
Вдруг раздаётся шум.
Воспитатель:
«Перепутал все на свете
Знаю, кто - проказник ветер»
Дует ветер (ребёнок) и домики разлетаются в разные стороны.
Дети бегут к одному домику и ищут его жильца (так и с остальными домиками)
Большой - маленький
Цель: закрепление слов противоположного значения: большой - маленький, низкий - высокий, длинный - короткий. Воспитывать внимание, сообразительность.
Материал: мяч или платок.
Правила. Внимательно следить за словом воспитателя, которое он произносит с бросанием мяча или платка, быстро поймать мяч и сказать слово, противоположное сказанному воспитателем. Если игра проводится с задачей закрепить временные представления, продолжить игру после названного воспитателем времени.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает платок или мяч и говорит: «Толстый». Поймавший мяч должен ответить противоположными словами и т.д
Пройди в ворота
Цель: закреплять умение считать, знание состава числа, воспитывать внимание, сообразительность.
Материал: карточки, « ворота» с изображением чисел.
Правила. Найти пару (ребёнка с которым вместе будет число, показываемое на воротах).
Ход игры. В группе стоят ворота, на которых прикреплена карточка с шести кружками или ещё каким- то числом. У детей маленькие карточки с нарисованными кружками от 1 до 6. Дети бегут по комнате и по сигналу воспитателя соединяются в пары так, чтобы в сумме карточек получилось шесть, и пробегают в ворота.
Когда это бывает?
Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
Материал: на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Одни предметы нужны людям только в определённое время года, другие используются в разные сезоны. На картинках изображены так же растения и животные; загадки.
Правила игры. Дети берут по одной карточке. Ведущий загадывает загадку. Отгадка предмет, изображенный на карточке. Если у игрока есть такая карточка, он поднимает её, показывает и объясняет, в какое время года этот предмет используется.
Подбери нужную карточку
Цель: закрепление счёта, умение соотносить количество предметов с кружками, находить одинаково расположенные в пространстве разные предметы.
Материал: карточки с кружками, фишки.
Правила. Самостоятельно отыскивать нужную карточку. За правильно выполненную задачу и соблюдение правил игры ребёнок получает фишку.
Достань названный предмет
Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
Материал: мешочек, разные предметы геометрических форм.
Ход игры. В присутствии ребёнка взрослый показывает, а затем кладёт в мешок предметы разных геометрических форм: треугольник, овалы, квадраты, круги, прямоугольники (по 2 предмета каждого вида). Затем взрослый предлагает ребёнку на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру
Исправь ошибку
Цель: развивать память, логическое мышление у детей.
Материал: грибочки, ёлочки, числовые карточки или цифры.
Ход игры. Поставьте в два ряда группы различных предметов.
Например: 7 грибов и 8 ёлочек. Рядом с ними поместите числовые карточки (или цифры), но не правильно:
к 7-му грибу - карточку с 8 кружками,
а к 8-й ёлочке – с 7-ю. Дети должны исправить ошибку.
Сосчитай и построй
Цель: развивать мышление, сообразительность.
Материал: счётные палочки, белая бумага с нарисованными рисунками.
Ход игры. У ребёнка палочки (счётные). У взрослого заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т.д.
Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько потребуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребёнок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.
Услышь и посчитай
Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.
Материал: подносы с мелкими игрушками.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки, и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет сложнее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.
Матрешки
Цель: упражнять в порядковом счете, развивать внимание, память.
Материал: Цветные косынки (красная, жёлтая, зеленая: синяя и т. д., от 6 до 10 штук.)
Ход игры. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд - это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
В какой руке сколько?
Цель: упражнять детей в умении составлять число из двух меньших чисел.
Материал: маленькие игрушки, чтобы помещались в руках или счётные палочки.
Ход игры. Воспитатель предлагает пересчитать предметы, которые у него в руках.
-Сколько всего у меня игрушек (палочек)?
После педагог за спиной делит предметы в две руки.
- Угадайте, сколько игрушек (палочек) у меня в левой (правой) руке? (помогает словами «больше», «меньше», угадать первое число)
Угадав, сколько предметов в одной руке, ребёнок должен сказать, сколько предметов в другой руке и сколько вместе.
Игра с кубом
Цель: упражнять в прямом и обратном счёте.
Материал: куб, на гранях которого цифры или кружочки.
Ход игры. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего.
Он бросает куб, называет цифру на грани и продолжает считать дальше, после чего бросает куб другому ребёнку и даёт задание: «Считай дальше» или «Считай в обратном порядке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»
Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное...
: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....
Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»
Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» (математические игры с палочками Кюизенера)
развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и развитие любознательности....
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...