проект "Математика"
проект по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Город Математики».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность темы:
Известно что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В нашем дошкольном учреждении, наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, используются методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.). Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.
Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитие познавательной и творческой активности детей.
Цель: развитие интереса к предмету математики на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
-планировать свою деятельность,
- разбиваться на группы,
-выполнить задание аккуратно, до конца,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Интеграция образовательных областей.
Социально – коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
Создание папок «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры». |
Речевое развитие |
|
Художественно – эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Реализация проекта
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
| Введение детей в игровую проблемную ситуацию. Письмо от «Царицы математики» | Принимают решение помочь «Царице математики» |
| Помогать спланировать деятельность детей, помогает в решении задач | Задают вопросы, высказывают свою точку зрения, отстаивают свою позицию, определяют конечную цель. |
| Беседует с детьми о цифрах, геометрических фигурах, помогает в решении задач. | Обсуждение вопросов, игра «Конструкторское бюро» |
| Помогает в защите детских работ | Математический досуг «В гостях у Царицы математики» |
| Приглашает детей в необычный город, который они сами создали | Мнения детей о «необычном городе», который они создали сами |
Заключительный этап.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Вывод.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Список литературы:
1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.
2. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
3. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»;
4. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
5. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г
6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/30/gorod_matematiki1.doc
7. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/09/08/zadachi_v_stihah.doc
Приложение 1.
Проблемные ситуации.
Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи:
Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Ситуация 1.
Воспитатель
Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Математика. У меня недавно в гостях был ваш друг Лунтик. Он рассказал о своих путешествиях по городам и сёлам. Рассказал о том, как ему понравилось гостить в вашем детском городке – «Детский сад №13». Рассказал о том, какие вы любознательные, как много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите нам в нашей беде. На наш город напали вирусы и весь город уничтожили. Теперь нам негде жить. Постройте, пожалуйста, мне и моим жителям город, чтобы могли мы в нём жить.
Воспитатель. Ребята, мы можем помочь Математике?
Дети. Да.
Воспитатель. Какую поставим цель?
Дети. Нужно построить город.
Воспитатель. Что вы можете предложить?
Дети. Сделать дома из коробок, из конструкторских кирпичиков, из кубиков, нарисовать город.
Воспитатель. Ребята, но ведь нам нужно будет отправить потом наш макет по почте. А всё ли мы сможем отправить?
Дети. Нет.
Воспитатель. На каком варианте остановимся?
Дети. Нарисовать улицы города и жителей этого города.
Воспитатель. А какой мы материал мы будем применять?
Дети. Бумагу, карандаши, фломастеры.
Подготовка.
Ситуация 2.
Воспитатель
Ребята, а чем мы занимается на математике?
Дети. Решаем примеры, решаем задачи, изучаем цифры, учим геометрические фигуры.
Воспитатель
Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?
Дети. Цифры, числа.
Воспитатель. Какие цифры вы знаете?
Дети. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0 (Числовая дорожка)
Воспитатель. Поставьте их по порядку. (Выполнение задания)
Воспитатель. Какие знаете геометрические фигуры?
Дети. Круг, квадрат, прямоугольник, овал.
Воспитатель. У вас на столе лежат блоки. Возьмите их так: девочки - треугольники, мальчики - квадраты.
(Модели геометрических фигур. Блоки Дьенеша.)
Где они могут жить эти геометрические фигуры?
Какой формы будут дома, в этом городе?
Дети. Квадратные, прямоугольные, круглые.
Воспитатель. Какие будут дороги на улицах?
Дети. Прямые, ломаные, волнистые.
Воспитатель. Покажите карточку с прямой линией, волнистой, ломаной.
(Показ карточек с изображением прямых, ломаных, волнистых
линий).
Воспитатель. Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?
(Обсуждение)
Воспитатель. Как можно назвать улицы математическим языком?
Дети. Улица математических знаков, Примерная, Задачкина, Геометрическая, Числовая.
Воспитатель. Чтобы построить город, сначала проектировщики рисуют его на бумаге. Затем выбирают лучший проект, учитывая пожелания всех. И только после этого строители возводят по нему здания, улицы, дороги.
Вот и мы с вами сейчас станем проектировщиками.
Ребята, я думаю, что 1 человеку трудно спроектировать целый город, для этого существует конструкторское бюро. Давайте превратимся в бюро и разделимся на отделы.
-Кто будет создавать улицу математических знаков? Геометрическую? Улицу задач? Примеров….
(Делятся на группы)
Воспитатель. В каждом отделе бюро есть начальник, который отвечает за работу отдела. Вам нужно выбрать своего начальника.
(Выбирают ответственного.)
Ситуация 3.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, но результат работы будет зависеть не только от начальника бюро, но и от всех кто работает в этом отделе. Вспомним правила совместной работы.
(Проговариваем)
Воспитатель. Сейчас вам нужно будет составить план работы, кто чем будет заниматься.
Дети распределяют деятельность (кто, чем будет заниматься, воспитатель контролирует).
Воспитатель. Каждый отдел сейчас нарисует на альбомном листе свою улицу, а из них мы составим математический город.
Самостоятельная деятельность детей.
Презентация.
Воспитатель. А сейчас наступил самый ответственный момент.
Каждый отдел нашего конструкторского бюро будет защищать свой проект. Начальник отдела выйдет к мольберту, расскажет о своей работе. Потом остальные члены отдела дополнят рассказ.
(Называет улицу, жителей, рассказывает о жителях.)
Числовая улица.
Наша улица называется «Числовая».
На ней живут числа. В этом доме живёт число 5. Соседи числа 5. 3 и 6. 5 больше3, поэтому дом у неё выше, но ниже чем у 6. Потому что 5 меньше 6. Число 5 может иметь 2 деток. 1и4. Или 2и3. Или 5 и 1.
Улица математических знаков.
(Какие бывают, где ставятся)
Геометрическая.
(Какие бывают и почему их так называют)
Улица задач.
(Рассказ: из чего состоит, составляют задачу.)
Улица примеров.
(Что такое «пример» в математике, назвать несколько примеров.)
После защиты приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители.
Воспитатель. А вы хотели бы пожить в этом городе?
Как вы думаете, понравится наш город Математике?
Исполнили мы её просьбу?
Ситуация 4.
Воспитатель. А кто скажет, зачем нужна Математика?
(Ответы детей)
Воспитатель. Кому она нужна? (Ответы детей)
Воспитатель. Хотите больше узнать о Математике, о том кому она нужна? (Ответы детей)
Воспитатель. А сейчас к нам пришла сама Царица математики, которую мы порадуем своими работами, стихами, загадками и т.д. (проводится математический досуг).
Приложение 2.
Задачи в стихах.
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит <
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Физкультминутки.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали,
Повертели
И опять обратно в путь.
Постучали,
Повертели
И работать захотели.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Две сестрички, две ручки,
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки-
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули……
Покрутили…..
Постучали…..
И открыли!
Пара ножниц есть у нас,
Пригодиться нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тиши послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре!- руки шире.
Пять! – руками помахать.
Шесть- за парту сесть.
Приложение 3.
Досуг «Потерянные сокровища» (с участием родителей)
Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме формирования математических представлений.
Материал: Распечатанные индивидуальные задания, карта, костюм пирата, изображение морских обитателей: акула, рак, рыбка, осьминог, черепаха вознаграждение.
Ход.
Воспитатель: Из далеких теплых стран, на большом корабле в гости к нам приплыл пират.
Пират: Здравствуйте, мамочки и папочки, а так же их детишки, девчонки и мальчишки. Погулял по океанам, видел много я не мало. Вот беда меня застала в дикий шторм, моё судно попало. Волны высокие гуляли и мои сокровища на дно забрали, как достать его оттуда, я ума не приложу, помогите мне ребята, без него с ума схожу.
Воспитатель: Ребята, поможем пирату раздобыть его сокровища?
Дети и родители: Да.
Воспитатель: Тогда рассказывай пират, чем мы можем тебе помочь?
Пират: Карту я нарисовал того места где в шторм попал.
(Все рассматривают карту)
Долго нам нельзя тянуть, нужно отправляться в путь.
Воспитатель: Давайте отправимся на то место на транспорте, а каком, вы узнаете, отгадав загадку:
С теплым воздухом шар
А под ним корзинка,
Под ногами земля-
Словно на картинке!
Дети: Воздушный шар!
Воспитатель: Правильно, ребята. Но шар не может взлететь, потому что он тяжелый, на нем много геометрических фигур. Я дам вам геометрические фигуры, а вы должны выбрать среди них такие же, как на воздушном шаре и доказать, чем эти фигуры похожи. Это задание должны выполнить все дети, тогда воздушный шар станет легким и сможет подняться в небо.
Интерактивная дидактическая игра «Волшебный шар».
Перед детьми мультимедийная установка. На экране изображен воздушный шар, на корзине которого находятся геометрические фигуры, отличающиеся друг от друга по трем параметрам (форма, цвет и размер)
Перед детьми на столах лежат блоки Дьенеша. Дается задание: выбрать на столе такую же фигуру, как на воздушном шаре и доказать, почему она выбрана.
Дети соотносят свои фигуры с фигурами на шаре, приводят доказательства. При правильном выборе и доказательстве фигуры на шаре исчезают.
Воспитатель:- Ну, вы молодцы! Теперь мы сможем подняться в воздух.
Все садятся в воздушный шар ( на стулья пред экраном).
А сейчас закроем глаза и полетели. Представляете, наш шар приземлился прямо на корабль!
Воспитатель:Посмотрите, кажется, на нас плывет акула.
(Дети и родители видят изображение акулы.)
Пират: Вот акула – каракула левым глазом подмигнула, говорит, что нас ждала и задание приберегла.
Ведущий раздает раскраски и карандаши детям «Морская тематика».
Воспитатель: Нужно раскрасить таким цветом, каким написаны цифры. Например, единица красная значит, раскрашиваем красным цветом.
Дети выполняют задание.
А родители попробуют ответить на сложные математические вопросы. Будьте внимательны!!!
- Сколько ушей у трёх мышей? (6 ушей)
- Сколько лап у двух медвежат? (8 лап)
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (7сесрет)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1 внучка)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи те, которые погасли, остальные сгорели)
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
Пират: С первым задание справились. Нужно отправляться дальше.
(На пути встречается рак)
Пират: Пучеглазый рак сидит и на нас с вами глядит. Помнит рак, был сильный шторм и унес его он дом. Как же быть, теперь, где жить. Нужно дом ему построить, точки мы соединим, красивый дом соорудим.
Ведущий раздает листы с точками, призывает родителей помогать детям, выполнять задание.
Пират: Думаю, раку дом понравится. А мы с Вами отправляемся дальше.
Видят рыбку.
Пират: Плывет хвостатый полосатик, на месте долго не сидит, потанцевать нас приглашает… «Идем скорее говорит!»
(Все вместе танцуют танец «Буги – вуги»)
Пират: Здорово повеселились!!!
Видят осьминога.
Пират: Осьминожка, осьминог у тебя так много ног, по дну морскому ты гулял, наших сокровищ не встречал?
Воспитатель: Осьминог нашел наши монетки и положил к своим. Нужно найти все монеты с цифрой «5» и раскрасить их желтым цветом. А пока дети находят монеты, родители строят лодку из геометрических фигур.
Воспитатель и пират раздают математические наборы. Все выполняют задания.
Пират: Вы конечно молодцы, что монеты все нашли. Мы на правильном пути и должно нам повезти.
Видят черепаху.
Пират: Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.
Воспитатель: Черепаха знает, где наши сокровища, но она очень медлительная и мы вместе с ней будем двигаться медленно.
Пират: Два шага вперед, один шаг влево, один шаг вперед, два шага влево, два вперед, один шаг вправо. ( И так пока дети не дойдут до цели)
Воспитатель: Ребята мы нашли сокровища пирата! Ура! Откроим их скорее…
Пират: Нужно нам ключи искать, чтоб сокровища достать, посмотрите же вокруг и найдите нужный круг.
Воспитатель: Посмотрите вокруг и найдите все предметы круглой формы.
Дети и родители ищут предметы и называют их.
Пират: Вот нашли мы нужный круг и ларец открылся вдруг. Посмотрите же ребята, сколько здесь добра и злата. В благодарность Вам друзья подарю подарки я. Вы с подарком разберитесь, крепко за руки возьмитесь и окажитесь в тот час в детском садике у Вас.
А теперь пора проститься. До свидания, Друзья! Очень рад знакомству я!