План по самообразованию
материал по математике

Куликова Елена Михайловна

План по самообразованию на 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_kulikovoy.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации воспитателя МАДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 17» НМР РТ на 2016 – 2019г.г.

Ф.И.О. Куликова Елена Михайловна

Должность: воспитатель

Образование: высшее, Татарский государственный гуманитарный педагогический университет, по специальности «Учитель истории»

Повышение квалификации: г. Нижнекамск, Республика Татарстан, 2017 г. «Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС»   64  часа, удостоверение о повышении квалификации

Квалификационная категория: первая

Стаж: 10 лет

Тема самообразования: «Использование дидактических игр при формировании

элементарных математических представлений у дошкольников»

Актуальность темы и её обоснованность.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка. Ее использование хорошо помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом.  Дидактическая игра имеет цели: ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок). Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

 Цель: повышение профессионального уровня знаний  путем изучения литературы по теме, систематизировать работу по реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить методическую и познавательную литературу по данной теме
  • Создать условия для приобщения детей и родителей к дидактическим играм по РЭМП.
  • Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Повышать у детей интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр
  • Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
  • Сделать подбор дидактических игр, формирующих математические представления по разным возрастам детей дошкольного возраста.
  • Использование дидактических игр по РЭМП в организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей.

 Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Практическая значимость состоит в разработке система дидактических игр по математическому развитию дошкольников. 

Блок «Дети»: 

  • Формирование представлений о числах
  • Совершенствование работы по выполнению навыков счета
  • Обучение измерению
  • Ознакомление с геометрическими фигурами
  • Овладение пространственными представлениями
  • Закрепление и углубление временных представлений
  • Проявление интереса к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Блок «Родители»:

  • организация консультативной деятельности
  • разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
  • оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений
  • показ открытых мероприятий, проведение родительских собраний.

Блок «Педагог»:

  • проведение консультаций, мастер-классов по расширению и обогащению теоретических знаний и практических умений педагогов в организации работы с детьми по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр
  • организация выставок дидактических игр и пособий по вопросам математического развития детей
  • показ открытых мероприятий.

 Механизм реализации:

- срок 5 лет

- блоки

Подготовительный этап

- создать условия для приобщения детей и родителей к использованию дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Теоретический этап

- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов

Аналитико-диагностический этап

- проведение диагностирования по проблеме

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2016-2017 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2017 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО
  • Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.
  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
    Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.
  • Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

Посещение занятий воспитателей, по РЭМП .

В течение учебного года

2017-2018 учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработать рабочую программу по кружковой деятельности

2. Составление перспективного плана работы по образовательной области «Познание»

3. Изготовление дидактических игр  для дошкольников по формированию математических представлений

В течение учебного года

Рецензия

2018-2019 учебный год

Ноябрь

III

Практический:

работа с детьми

1. Мониторинг по познавательному развитию, в частности выявить уровень знаний детей по РЭМП

1-2 неделя ноября

В течение учебного года

Дидактические игры

  • Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
  • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
  • «Подбери ключик к замочку»
  • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
  • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
  • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
  • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
  • «Найди свою пару» (варежку)
  • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
  • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
  • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
  • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
  • «Найди свою пару» (варежку)

Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

В течение учебного года

Работа с родителями

Доклад на родительском собрании «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Беседа с родителями

Октябрь

Консультация для родителей «Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Декабрь

Выставка дидактических игр по РЭМП

Январь

Рекомендации родителям

Апрель

Май

Работа с педагогами

1. Посещение ОД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Ноябрь

Май

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2019-2020 учебный год

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ

Работа на персональном сайте

Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

В течение учебного года

Работа с родителями

1. Беседа с родителями

2. Консультации для родителей

3. Изготовление папки-передвижки

В течение учебного года

2020-2021 учебный год

Y

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...