Дидактические игры по математике в средней группе
картотека по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по математике в средней группе.
«Назови одним словом». Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.). Содержание игры: перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом. | «Подбери по величине». Цель: развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер). Материал: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие. Содержание игры: педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.). |
«Найди лишнюю фигуру». Цель: развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других. Материал: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6». Описание игры: ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла). | «Подбери подходящее». Цель: развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку. Материал: карточки с изображением разнообразных геометрических фигур. Описание игры: перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ребенка – подобрать четвертую карточку с подходящей геометрической фигурой. |
«Правильный счет». Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Материал и наглядные пособия: мяч. Описание игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку | «Кто где». Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Материал и наглядные пособия: игрушки. Описание игры: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д. |
«Ищи и находи». Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. Материал: игрушки paзной формы. Описание игры: педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы. | «Составь предмет». Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). Материал: на столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур. Описание игры: педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д. |
" У кого хвост длиннее?". Цель: освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий. Материал: игрушки. Описание игры: шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с Винни – Пухом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д. | «Широкое - узкое». Цель: формировать представление «широкое - узкое». Игра проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами. |
«Игра с обручем» Цель: различение и нахождение геометрических Для игры используются 4-5 сюжетных | «Геометрическое лото». Цель: учить детей сравнивать форму Принимают участие 5 детей. Педагог |
«Наш день». Цель: закрепить представление о частях Оборудование: кукла бибабо, игрушечные кровать, Содержание игры: дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала. Дети укладывают куклу спать и говорят, | «Муравьи» Цель: научить детей различать цвета и размеры. Формировать представления о символическом изображении вещей Игровой материал: фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники. Содержание игры: нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев. Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькие муравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу». |
«Сравни и заполни». Цель: развивать умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. Игровой материал: набор геометрических фигур. Описание игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса. | «Бегите к цифре». Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты. Содержание игры: игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель. Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает. |
«Рассеянный художник». Цель: развитие наблюдательности и счет до шести. Игровой материал: цифры 1, 2, 3, 4, 5 Правила игры: нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (5) Начать игру можно так: «На улице Бассейной Один художник жил И иногда рассеянный Неделями он был. Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?». Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять? | «Магазин». Цель: развивать внимание и наблюдательность; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько». Правила игры: игра делится на три этапа. 1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких?) На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары. 2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк. 3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц? |
«Придите ко мне». Цель: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу. Оборудование: карточки с цифрами. Ход игры: дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре. Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться | «Догадайся, что я вижу». Цель: учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Ход игры: воспитатель выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу: - Отгадайте, что я вижу: оно – круглое. Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом. Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – квадратное. Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – треугольное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
Дидактические игры по математике в средней группе
Дидактичекие игры по математике...
Конспект дидактической игры по математике во второй группе раннего возраста на тему: «Игра с разноцветными шарами»
Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент; продолжать учить различать один и много предметов.Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма,...
Дидактические игры по математике в средней группе
Дидактические игры по математике в средней группе...
Дидактическая игра по математике."Большой, средний, маленький".
Дидактическая игра по математике "Большой, средний, малнький". Цель: учить сравнивать предметы по величине. Закреплять понятие "большой", "средний", "маленький"...
Дидактическая игра по математике "Большой, средний, маленький".
Цель Дидактическая игра по математике " Большой,средний,маленький".Цель Цель : учить сравни...
Дидактические игры по математике в средней группе.
laquo;Назови одним словом».Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; ра...